Родился в семье со сложной, драматической судьбой.
Его отец, Евсей Тимофеевич Рекемчук, штабс-капитан русской армии, участвовал в Гражданской войне, затем оказался эмигрантом, жил во Франции. В 1926 вернулся на Родину, стал журналистом, однако во второй половине 1930-х был репрессирован (расстрелян в 1937).
Мать Рекемчука, Л.А.Приходько, была актрисой, снималась в фильмах немого кино. После развода в 1933 с отцом Рекемчука вышла замуж за австрийского политэмигранта, участника гражданской войны в Испании Ганса Нидерле. Влияние отчима было заметным в детские годы, и впоследствии в своей журналистской работе он использовал его имя в качестве своего псевдонима (Александр Нидерле). Кроме того, Г. Нидерле во многих событиях своей судьбы становится одним из прототипов героя автобиографической повести Рекемчука "Товарищ Ганс" (1965), а также сценария "Они не пройдут" (1963).
Детские годы Рекемчука прошли в Одессе, а затем в Харькове. Впервые свое стихотворение "Перше травня" ("Первое мая") Рекемчук опубликовал на украинском языке в сборнике "Щаслива южсть" (Харьков, 1938).
Когда началась война, Рекемчук эвакуировался на Алтай, жил в Барнауле. После окончания средней школы в 1943 поступил в 4-ю Московскую артиллерийскую школу, переведенную в те годы в г.Бийск. Вместе с нею вернулся в Москву; окончил школу в 1946. Но уже в ранней юности Рекемчук начинает свои литературные опыты. Это дает ему возможность в 1946 стать студентом Литературного института им. М.Горького. После окончания 1-го курса он поехал на практику в Коми АССР и, увлеченный возможностями, открывшимися в новых для него обстоятельствах жизни, остается там надолго; учение в Литературном институте продолжает на заочном отделении. С этого времени началась его деятельная журналистская жизнь: с 1947 по 1951 работает сначала литературным сотрудником, а затем заведующим огделом культуры в республиканской газете "За новый Север" (впоследствии газета сменила название на "Красное знамя"). Все эти годы Рекемчук много и увлеченно ездил по северным землям, систематически печатаясь, работая во всех газетных жанрах (статьи, очерки, корреспонденции, фельетоны, стихи и др.).
В 1951 Рекемчук вернулся в Москву, через год окончил Литературный институт и стал работать вначале внештатным корреспондентом журнал "Огонек", а затем ответственным секретарем редакции многотиражной московской газеты "За газификацию", где также много печатался, широко используя свой опыт пребывания на Севере -- в нефтеносных и газопромышленных районах. Работа эта настолько поглощает его, что уже в 1954 Рекемчук снова надолго уезжает в Коми АССР, где до 1959 работает собственным корреспондентом республиканской газете в Ухте, а также руководит местным литературным объединением.
В 1956 он совершает недолгое путешествие по Германии и Польше, в следующем году становится членом СП СССР.
С 1963 Рекемчук постоянно живет в Москве. В течение гола он занимал должность заместителя главного редактора журнала "Молодая гвардия", затем становится главным редактором "Мосфильма" (1964-67); является также членом редколлегий журнала "Знамя" (1966-70), "Новый мир" (1970-86); в 1970-77 был секретарем правления Московской писательской организации.
Но главным в его литературной судьбе эти годы остается все более захватывающая его творческая работа над "северным" материалом. Освоение Севера, работа геологов, строителей, нефтяников для Рекемчука -- не поверхностное, "командировочное" знание, а результат пережитого, близких наблюдений, которые он продолжал углублять в течение многих лет и во многих произведениях. Его первые сборники, куда вошли повести и рассказы на материале этих впечатлений, были опубликованы в Сыктывкаре -- "Стужа" (1956) и "Берега" (1958). Первыми значительными произведениями, которые ввели его в большую русскую литературу конца 1950-х -- начала 1960-х, были повести "Время летних отпусков" (1958-59) и "Молодо-зелено" (1960-61), привлекшие к себе внимание критики; опубликованные вначале в газеты Ухты и Сыктывкара, они тогда же были перепечатаны в московском журнале "Знамя".
Как художника, становление которого происходило в годы серьезных перемен в общественной и литературной жизни страны, Рекемчук привлекает повседневная трудовая жизнь людей его поколения; становление характеров, углубление внутреннего мира человека, освобождающегося от стереотипов, еще недавно обязательных в книгах о советской молодежи. Это проявилось в его первых крупных повестях -- "Время летних отпусков" (Светлана Панышко) и "Молодо-зелено" (Николая Бабушкин), и еще более -- в дальнейшей прозе Рекемчука. Истокам и превратностям своеобразной судьбы своего поколения Рекемчук посвящает повесть "Товарищ Ганс" (1965), во многом автобиографическую: герой этой повести Саня Рымарев -- пасынок австрийского коммуниста-эмигранта, который переживает трудную судьбу и в Советском Союзе. Юный герой повести вбирает в свой опыт многое пережитое молодым поколением в 1930-е и во время войны. Вообще, к событиям войны, эвакуации и т.д. Рекемчук обращается неоднократно --в повести "Мальчик" (1970), в романе "Нежный возраст" (1979), где правдиво и искренне рассказано и о раннем трудовом приобщении подростков к жизни (стоит отметить, что прототипом героя повести "Мальчик" был композитор Родион Щедрин). Возвращается Рекемчук и к судьбам юных воспитанников военного училища; здесь также оказался востребованным опыт лично пережитого. Отметим, что роман "Нежный возраст" был во многом переработанной повестью "Товарищ Ганс".
Но все же Рекемчук как писатель привязан к впечатлениям его многолетнего пребывания на Севере, в Коми. Этот материал остается для него источником новых и новых открытий человеческих судеб в меняющемся мире. Таков его роман "Скудный материк" (1968), где снова перед читателем открывается природа Севера, нелегкие проблемы ее неразрушающего освоения, которые должно решать человеку, живущему на этой земле и, к сожалению, подчиняющемуся нередко экологически опасным директивам "верхов". Среди персонажей книг Рекемчука не только энтузиасты-добровольцы, но и репрессированные, "лагерники" (судьба одного из них, бурового мастера Ивана Еремеева, -- в центре событий романа "Скудный материк"). На ином, но тоже лично выношенном материале рассказывает Рекемчук о жизни северян в романе "Тридцать шесть и шесть" (1987), где перед читателем развертывается непростая судьба студента, посланного в 1947 на Север собирать фольклор. Обе книги -- "Нежный возраст" и "Тридцать шесть и шесть" -- образуют своего рода дилогию. В романах привлекает требовательный и искренний самоанализ, захватывающий все эпохи истории, пережитой героями и преломившийся в сознании близкого Рекемчук и социально, и биографически человеческого типа.
В 1940-50-е Рекемчук пишет и публикует немало своих стихотворений, главным образом в периодике Коми АССР (но его поэтические опыты так и не были до сих пор собраны в книжном издании). В эти же годы он немало работает и как переводчик, главным образом с языка коми, но также и с украинского; кроме того, в свои журналистские годы на Севере он вполне профессионально и систематически выступает как критик и рецензент, в поле зрения которого и литературная жизнь молодежи Севера, и театральные постановки как местных театров, так и гастрольные спектакли; ему принадлежит ряд содержательных отзывов на сочинения писателей-современников -- Г.Березко, А.Штейна, Ч.Айтматова и др.
Несомненно, что этот широкий кругозор Рекемчук -- журналиста, газетчика обусловлен многогранностью его художественного таланта. Не случайно, вернувшись в Москву после многих лет работы на Севере, он много и успешно работает в кино. По его сценариям созданы художественные и телевизионные фильмы "Время летних отпусков" (1960), "Молодо-зелено" (1962), "Они не пройдут" (1965), "Арбузный рейс" (1965), "Ожидания" (1966), "Евгений Урбанский" (1967),
"Как тысяча солнц" (1974) и "Железное поле" (1986).
Некоторые произведения Рекемчука были инсценированы: "Время летних отпусков" (инсценировка Б.Шварца) поставлена на Ленинградской телестудии; эта же повесть в инсценировке Т.Марченко поставлена на Ленинградском радио.
Одновременно Рекемчук отдает много сил воспитанию нового писательского поколения: с 1975 он -- руководитель семинара прозы в Литературном институте; с 1988 - профессор.
В 1989 и был членом ассоциации "Писатели в поддержку перестройки"; в последующие годы становится главой издательства "ПИК".
Произведения Рекемчук переведены на многие иностранные языки.
Сочинения:
Избранные произведения: в 2 т. / предисл. В.Савватеева. М., 1977;
Избранное / предисл. автора. М., 1982;
Хлопоты. М., 1976;
Исток и устье. Л., 1977;
Нежный возраст. М., 1977;
Старое русло Клязьмы: Рассказы. Повесть. Роман. М., 1986;
Тридцать шесть и шесть: роман. М., 1987;
Мальчики. М., 2001;
Знаки времени: сб. [Знаки времени. Нежный возраст. Железное поле]. М., 2002;
Мальчики. М., 2001;
Знаки времени. М., 2002;
Пир в Одессе после холеры. М., 2003.
Литература:
Семушкин Т. Александр Рекемчук // Рекемчук А. Все впереди. Время летних отпусков. Роман-газ. 1959. No22;
Львов С. Новое имя // Новый мир. 1959. No12;
Галкина Н. Александр Евсеевич Рекемчук. Памятка читателю. Сыктывкар, 1963;
Акимов Б. Созревание таланта // Нева. 1960. No7;
Полякова В. После первой книги // Новый мир. 1963. No4;
Гальперин В. Проза Александра Рекемчука // Рекемчук А. Рассказы и повести. Сыктывкар, 1965;
Макаров А. Через пять лет: По следам собственных выступлений // Макаров А. Идущим вослед. М., 1969;
Левин Ф. Редкостный уголок действительности // Дружба народов. 1970. No12;
Кожевников В.И. Александр Евсеевич Рекемчук // Русские советские писатели-прозаики: библ. указатель. Т.7. Ч.2. М., 1972;
Авчинникова Н. // Знамя. 1979. No9;
Арзамасцева И.Н. А.Е.Рекемчук // Русские писатели XX в. М., 2000;
Семёнов Г. Концерт для возраста с оркестром. СПб., 2000.