Ремезов Митрофан Нилович
Современное искусство

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Выставка картин общества художников исторической живописи.- Фотографическая выставка русского фотографического общества).


   

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.

(Выставка картинъ общества художниковъ исторической живописи.-- Фотографическая выставка русскаго фотографическаго общества).

   Въ концѣ великаго поста, въ залахъ Историческаго музея, открыта вторая выставка картинъ историческаго содержанія, устроенная весьма недавно составившимся "обществомъ художниковъ исторической живописи". Это общество существуетъ всего нѣсколько мѣсяцевъ, задачи его очень симпатичны, его дѣятельность, разумно и осторожно направляемая, можетъ и должна привести къ очень хорошимъ результатамъ. Но, осматривая внимательно нынѣшнюю выставку и припоминая прошлогоднюю, мы пришли къ заключенію, что устроители выставокъ, художники, стоящіе во главѣ дѣла въ качествѣ членовъ правленія общества, не достаточно ясно опредѣлили себѣ, къ чему собственно надлежитъ стремиться ихъ обществу, или же,-- что, быть-можетъ, вѣрнѣе,-- хорошо видя и зная цѣль, не рѣшаются на первыхъ порахъ точно и строго держаться ясно намѣченнаго пути, ведущаго къ цѣли, изъ опасенія ослабить средства къ ея достиженію. Съ этимъ послѣднимъ предположеніемъ мы и будемъ считаться въ нашихъ дальнѣйшихъ сужденіяхъ о дѣятельности молодого общества, по его теперешней выставкѣ. Руководители выставки поддались, повидимому, двоякому опасенію: съ одной стороны, опасенію тщательнымъ выборомъ выставляемыхъ картинъ вызвать неудовольствіе своихъ коллегъ-художниковъ и черезъ это лишиться ихъ участія въ выставкахъ, съ другой стороны, уменьшеніемъ числа выставляемыхъ произведеній ослабить интересъ публики къ выставкамъ и тѣмъ поставить неокрѣпшее дѣло въ неблагопріятныя условія. Оба опасенія должно признать не безосновательными. Ко всякому новому дѣлу слѣдуетъ относиться съ большою осторожностью и предусмотрительностью, въ особенности, когда успѣхъ дѣла въ очень значительной мѣрѣ зависитъ отъ того, какъ отнесется къ нему публика. А потому нельзя упускать изъ вида, что къ двумъ приведеннымъ выше опасеніямъ могутъ присоединиться еще два: первое, какъ бы публика не утратила интереса къ выставкамъ, обильнымъ по количеству, но мало привлекательнымъ по достоинству экспонируемыхъ произведеній; второе, какъ бы произведенія однородныя (историческія), появляясь въ большомъ числѣ и невысокаго качества, не загородили другъ другу сбыта, не остались бы на рукахъ у авторовъ и черезъ то не охладѣла бы у художниковъ охота употреблять таланты и трудъ на картины, сбытъ которыхъ сомнителенъ, вслѣдствіе переполненія ими нашего не особенно бойкаго рынка. На прошлогодней выставкѣ было 39 картинъ и десять Реймановскихъ снимковъ съ изображеній, находящихся въ римскихъ катакомбахъ, имѣющихъ очень большое художественное значеніе, но не могущихъ входить въ нашъ разсчетъ. А прошлогодняя выставка представляла собой итогъ нѣсколькихъ лѣтъ работы двадцати художниковъ. На нынѣшней выставкѣ мы видѣли опять болѣе сорока картинъ, не считая множества акварелей, эскизовъ и картоновъ для мозаикъ и т. д. Большинство этихъ картинъ представляетъ собой собраніе произведеній послѣдняго года, и едва ли мы ошибемся на много, если скажемъ, что къ этой выставкѣ вновь изготовлено около сорока картинъ, написанныхъ 29 художниками. Такая быстрая, вѣрнѣе сказать, спѣшная работа не можетъ не отражаться на качествѣ произведеній. Работать такъ можно только на заказъ къ условленному сроку, т.-е. низводить искусство на степень ремесла и рисковать всею будущностью хорошаго дѣла. Пріемъ картинъ на выставку общества облегченъ и упрощенъ до послѣдней степени: никакого выбора черезъ посредство спеціальной коммиссіи (жюри) или правленія не дѣлается. Художникъ написалъ картину, все равно какую и на какой сюжетъ, выразилъ желаніе поставить ее на выставку и ставятъ безъ всякаго разбора, не стѣсняясь даже тѣмъ, что къ исторіи она не имѣетъ никакого отношенія. Таковы на теперешней выставкѣ картины: И. Ф. Порфирова, Видъ гор. Амальфи, "гдѣ проповѣдывалъ св. ап. Андрей Первозванный", П. С. Карцева, Кремль зимнимъ утромъ, М. А. Титова, Пастораль, и нѣкоторыя другія. Мы не входимъ пока въ оцѣнку художественнаго значенія этихъ картинъ, а хотимъ только сказать, что такимъ образомъ можно нагромоздить на выставкѣ исторической живописи многія сотни видовъ городовъ, кремлей, монастырей, замковъ, кургановъ, полей, приписавши только въ каталогѣ фразу: "гдѣ жилъ такой-то" или "гдѣ произошло то-то". Да развѣ это историческая живопись? Какое имѣетъ отношеніе къ исторіи Пастораль г. Титова, на которой изображена лужайка въ самомъ обыкновенномъ лѣсу, на лужайкѣ какая-то голая фигурка и бѣгущій къ ней козлоногій лѣшій? Написано это очень плохо, а смысла въ написанномъ нѣтъ никакого. Такимъ образомъ можно очень легко любой ландшафтъ въ полчаса превратить въ "историческую" картину, стоитъ только мазнуть на немъ какую-нибудь фигурку и прилѣпить къ рамѣ ярлычекъ съ какою-нибудь надписью, служащею паспортомъ на выставку историческихъ картинъ. Просто, но никуда не годится... Если допускать на выставки общества художниковъ исторической живописи подобныя картины, то къ будущему году всѣ живописцы,-- кому только охота,-- сдѣлаются "историческими". Мы понимаемъ отсутствіе предварительной оцѣнки правленіемъ или жюри художественныхъ достоинствъ представляемыхъ для выставки картинъ, но считаемъ правленіе общества обязаннымъ принимать на выставку исключительно такія картины, которыя имѣютъ какое-нибудь отношеніе къ исторіи. А такого отношенія не имѣютъ, кромѣ вышеназванныхъ картинъ, Клеопатра и Помпеянка г. Порфирова. Напишите, вмѣсто имени знаменитой египетской царицы, "вакханка", "помпеянка", "гетера", или еще что-нибудь, и смысла въ картинѣ не прибавится. Изъ того, что это хорошая картина, отнюдь не слѣдуетъ, что она "историческая" и что ей мѣсто на этой спеціальной выставкѣ. Чтобы покончить съ картинами, способными приводить публику въ большое недоумѣніе, мы считаемъ нужнымъ остановиться на произведеніи А. П. Рябушкина, озаглавленномъ Типы купеческой семьи XVII вѣка. Г. Рябушкинъ изобразилъ на большомъ полотнѣ купца, его жену, маленькаго сына, дочь подростка и дѣвушку-невѣсту какимъ-то особливымъ "письмомъ", не такъ, какъ имъ же написана картина прошлогодней выставки: Сидѣніе царя Михаила Ѳеодоровича съ боярами,-- ъ такъ, какъ никто и никогда не писалъ ничего, кромѣ лубочныхъ картинъ и вывѣсокъ. Неужели г. Рябушкинъ вообразилъ, что старинные "типы" слѣдуетъ изображать такъ, какъ изобразить ихъ могъ современный ихъ представителямъ богомазъ? Мы имѣемъ въ Историческомъ музеѣ и въ монастыряхъ портреты и картины не только XVII в., но и XV-го и даже XII вѣковъ, а такой "китайской" живописи не видывали. Поддѣлка подъ старину въ иконописѣ имѣетъ свое особливое значеніе, да и то лишь въ томъ случаѣ, когда это -- поддѣлка подъ извѣстные и типическіе образцы. А затѣянное г. Рябушкинымъ есть просто безобразіе, унижающее искусство и извращающее археологію. Въ его картинѣ, между прочимъ, изображена "дѣвушка-невѣста" въ какой-то не то графской, не то баронской коронѣ. Въ объяснительномъ текстѣ каталога напечатано: "Дочь-невѣста въ вѣнцѣ (златъ кованъ вѣнецъ) съ поднизями жемчужными".-- Три слова, выдернутыя изъ пѣсни и сулящія дѣвицѣ скорое замужство, художникъ принялъ, повидимому, за свидѣтельство о томъ, что "купецкія" дочери щеголяли въ золотыхъ коронахъ...
   Говоря о попыткахъ художниковъ поддѣлаться подъ старину, необходимо выдѣлить такія произведенія, какъ Плачъ Богоматери, П. В. Жуковскаго, и образцы иконописанія H. II. Харламова, главнаго руководителя иконописной школы села Холуя, Вязниковскаго уѣзда, гдѣ писаніе иконъ представляетъ собою промыселъ обывателей, существующій съ XVI вѣка. "Чтобы поднять этотъ промыселъ со ступеней ремесла до степени художественной и исторически-точной христіанско-православной иконографіи", въ этомъ селѣ была основана школа живописи въ 1883 г. Образцы работъ этой школы представлены на выставкѣ и дѣлаютъ большую честь ея почтенному руководителю. Г. Жуковскій задался цѣлью возстановить манеру и пріемы "письма" старыхъ итальянскихъ мастеровъ и задачу свою исполнилъ блистательно на вышеназванной картинѣ. Это, конечно, не творчество, но этимъ творчеству открываются такіе пути и способы, которые были надолго забыты, почти утрачены, и въ раскрытіи ихъ заключается огромная заслуга г. Жуковскаго. Рядомъ съ его Христомъ мы видимъ другого Христа на картинѣ H. Н. Харламова, озаглавленной Іосифъ Арилаеейскій. На ней фигура почитателя Христа, пришедшаго поклониться Спасителю по снятіи его со креста, исполнена превосходно. Что же касается изображенія распростертаго на землѣ Христа, то изображеніе это приходится назвать крайне неудачнымъ, нарушающимъ впечатлѣніе, которое должна бы производить хорошо задуманная картина. Изображеніе мѣстности, въ которой помѣщена эта трогающая душу сцена, рѣшительно не соотвѣтствуетъ тому, что было въ дѣйствительности. Рядомъ выставлена большая картина П. А. Свѣдомскаго, Сцена изъ временъ революціи (подразумѣвается, французской). Очень хорошо написана, полная движенія и выразительности, толпа неистовствующаго народа, и все дѣло портитъ фигура лежащей на дорогѣ убитой женщины съ откинутою рукой, по которой проѣхали колеса телѣги. Ни на что не нужно, крайне не художественно такое реалистическое подчеркиваніе ради пущаго воздѣйствія на нервы зрителя. Удивительно, какъ иногда наши очень талантливые художники стараются усиливать впечатлѣнія совершенно необдуманными и анти-художественными натяжками въ видѣ изуродованныхъ тѣлъ и большущихъ лужъ крови,-- точно боятся эти господа, что безъ такихъ излишествъ не хватитъ у нихъ силы выразить опредѣленную идею! Вотъ такъ же точно А. А. Жаравова въ прекрасно-задуманной и отлично исполненной картинѣ, изображающей митрополита Филиппа въ заточеніи, ради усиленія впечатлѣнія, затиснула ноги страдальца въ дерявяппую колодку, когда въ преданіи и каталогѣ выставки значится: "Іоаннъ (Грозный) прислалъ къ Филиппу отсѣченную голову его племянника... Филиппъ всталъ, взялъ голову, благословилъ и возвратилъ принесшему". Съ такими колодками на ногахъ человѣку не встать на ноги. Г-жа Жаравова хорошо сдѣлаетъ, если приметъ ихъ съ своей картины. Еще проще слѣдовало бы поступить Я. Ф. Ціонглинскому съ картиной Марія Потоцкая,-- не пришпиливать къ ней неподходящаго названія, а подписать: гаремъ Бахчисарая,-- тогда и толковать было бы нечего объ этомъ посредственномъ произведеніи. Марія, воспѣтая Пушкинымъ, жила "вдали завистливыхъ подругъ", для нея ханъ смягчилъ строгіе законы:
   
   "Гарема въ дальнемъ отдѣленьи
   Позволено ей жить одной,
   И, мнится, въ томъ уединеньи
   Сокрылся нѣкто неземной.
   Тамъ день и ночь горитъ лампада
   Предъ ликомъ Дѣвы Пресвятой..."
   
   Если художникъ задумалъ показать намъ Марію Потоцкую, то и слѣдовало изобразить "спасенный чудомъ уголокъ", гдѣ томилась дѣвушка. Художникамъ исторической живописи слѣдуетъ твердо помнить, что подпись не дѣлаетъ картины историческою, а потѣшною сдѣлать можетъ. Правда, самыя доподлинно историческія картины требуютъ не только подписи, но порою и комментарія. Такъ, напримѣръ, безъ поясненія въ каталогѣ было бы совсѣмъ непонятно содержаніе картины А. А. Карелина: Мартусы и посольскій, и подпись подъ нею была бы невразумительна. Происходитъ же это отъ того, что изображенное на ней не имѣетъ никакого историческаго значенія, хотя сама по себѣ картина очень эффектна. Авторъ этой картины настолько талантливъ,-- какъ то доказала прошлогодняя выставка,-- что, отдавая должное его мастерству, мы считаемъ себя вправѣ предъявлять къ нему и большія требованія, соразмѣрныя его дарованію. А такъ какъ г. Карелинъ состоитъ и предсѣдателемъ общества художниковъ исторической живописи, то на немъ лежатъ очень серьезныя обязанности-словомъ, дѣломъ и примѣромъ держать новое дѣло на подобающей высотѣ задачи,-- по возможности, не низводить историческую живопись на степень живописи "костюмной". Пустившись по такому направленію, искусство легко и незамѣтно очутится на одной дорогѣ и рядомъ съ ремесломъ. Смыслъ исторической живописи совсѣмъ не въ костюмахъ и обстановкѣ, которыми, разумѣется, пренебрегать нельзя,-- а въ вѣрномъ и характерномъ изображеніи опредѣленнаго момента, имѣющаго историческое значеніе, или же -- такой сцены, которая ярко характеризуетъ извѣстную эпоху или извѣстныя историческія личности. Въ этомъ отношеніи вполнѣ удовлетворяютъ предъявляемымъ нами требованіямъ: акварель А. I. Шарлемана, Императоръ Павелъ I съ супругой въ Версалѣ, картина К. И. Горскаго, Посѣщеніе Петромъ I малолѣтняго короля Людовика XV. Эта очень милая, прекрасно исполненная небольшая картина есть, именно, то, что желательно имѣть отъ художниковъ исторической живописи, не претендующихъ изображать драматическіе и трагическіе моменты, каковыхъ и вообще не особенно много, а въ частности, въ русской исторіи, значительно исчерпанной живописью, остается и совсѣмъ уже мало. По сколько бы ни было ихъ, работа надъ картиною драматическаго содержанія всегда требуетъ большого напряженія таланта, глубокой продуманности, продолжительнаго труда умственнаго и физическаго. А это возможно только для немногихъ избранныхъ, богато одаренныхъ природой, высоко развитыхъ людей и притомъ достаточно обезпеченныхъ матеріально. Сюжетовъ же, простыхъ, непретенціозныхъ, но хорошо и дѣльно иллюстрирующихъ исторію, настолько много, что нельзя не удивляться тому, какъ не умѣютъ и не хотятъ ими пользоваться наши художники. Нельзя не сожалѣть о томъ, что они тратятъ свои способности на такой большой, по размѣрамъ, вздоръ, какъ Марія Потоцкая, и на еще большій во всѣхъ отношеніяхъ, какъ Разинъ и персидская княжна, П. Ф. Яковлева. Бывшій съ нами на выставкѣ нашъ *"чепь молодой другъ, остановившись передъ этою картиной, воскликнулъ:Вотъ это совсѣмъ по-лукутински!" Болѣе вѣрной и полной оцѣнки произведенія г. Яковлева мы не беремся дѣлать,-- приведенными короткими словами все сказано. Вторая картина г. Горскаго, изображающая другой моментъ встрѣчи Людовикомъ XV императора Петра I, уступаетъ первой лишь въ одномъ: маленькій французскій "королища",-- какъ назвалъ его царь Петръ въ письмѣ къ своей супругѣ,-- нарисованъ менѣе удачно, чѣмъ на первой картинѣ. Къ тому же роду произведеній можно отнести картину Н. С. Матвѣева, носящую длинное заглавіе: Король прусскій Фридрихъ Вильгельмъ III съ сыновьями благодаритъ Москву за спасеніе ею государства. Огромный комментарій къ этой маленькой картинѣ портитъ каталогъ выставки и вредитъ самой картинѣ, такъ какъ, вмѣсто сообщенія факта по источникамъ, вдается въ детальное описаніе того, что зритель можетъ видѣть самъ, безъ подсказыванія и многословія, не идущихъ къ дѣлу. Въ pendant къ этой картинѣ недурно было бы изобразить того же прусскаго короля лѣтъ за семь назадъ передъ Наполеономъ I...
   Нѣкоторыя сопоставленія на выставкѣ приводили насъ въ полное недоумѣніе. Такъ г. Титовъ, столь плачевно отличившійся своею Пасторалью, далъ большую, отлично написанную картину, озаглавленную: Царица Александра объявляетъ себя христіанкой. Вотъ это -- настоящее дѣло, а не миѳологическая чепуха подъ зеленымъ соусомъ изъ шпината. Намъ остается назвать очень хорошую картину Н. П. Шаховского Боярыня у ворожеи, старинную бытовую сцену В. П. Павлова Въ пути и превосходную картину И. В. Тюменева, изображающую Протопопа Аввакума въ Пустозерской земляной тюрьмѣ,-- для того, чтобы закончить обзоръ перваго отдѣла выставки указаніемъ на два украшающихъ ее перла -- на двѣ восхитительныхъ сцены изъ античной жизни Греціи Г. И. Семирадскаго. Вотъ это -- образцовыя, истинно художественныя произведенія, на которыхъ все такъ просто, такъ изящно, такъ мастерски сдѣлано, такъ археологически вѣрно и такъ волшебно передаетъ не одну внѣшность, но цѣльное настроеніе два тысячелѣтія назадъ исчезнувшей жизни, что, не затрогивая никакого историческаго событія, картины эти для уразумѣнія исторіи болѣе цѣнны, чѣмъ десятки и сотни очень большихъ и очень пестрыхъ полотенъ.

-----

   Второй "декораціонный" отдѣлъ выставки представляетъ собою очень интересное и въ высшей степени полезное нововведеніе на нашихъ художественныхъ выставкахъ и довольно у мѣста на выставкѣ исторической живописи. Кромѣ 115 акварелей и 8 эскизовъ масляными красками для декорацій гг. Овсянникова, Иванова, Шишкова, Андреева и Янова, экспонировано еще нѣсколько миніатюрныхъ сценъ съ моделями сложныхъ и особенно эффектныхъ декорацій. На такихъ "макетахъ" и на эскизахъ представлены преимущественно проекты постановокъ пьесъ историческаго содержанія и старинно-бытового. Время малеванія декорацій фантастическихъ улицъ и дворцовъ проходитъ, теперь для каждой постановочной пьесы требуются спеціально къ ней приноровленные декораціи и костюмы, соотвѣтствующіе изображаемой эпохѣ и странѣ, гдѣ происходитъ дѣйствіе. Отъ декорацій и всѣхъ сценическихъ аксессуаровъ требуется историческая точность и археологическая вѣрность, и серьезный декораторъ долженъ быть не только человѣкомъ достаточно знающимъ и внимательно относящимся къ источникамъ, но и настоящимъ художникомъ-творцомъ, способнымъ передать зрителямъ извѣстное настроеніе, при которомъ только и возможна желательная иллюзія. Миновало время, когда художникъ, пишущій посредственныя, если не плохія, картины, смотрѣлъ свысока на художника-декоратора, чуть не равняя его съ маляромъ вывѣсокъ. Пора понять, что пишущіе историческія картины и ставящіе въ театрѣ историческія пьесы преслѣдуютъ въ сущности одну цѣль -- популяризировать исторію въ художественныхъ и вѣрныхъ изображеніяхъ. Средства у нихъ къ тому разныя, но задачи абсолютно-тождественныя. И если общество художниковъ исторической живописи найдетъ возможнымъ къ будущей выставкѣ дополнить театральный отдѣлъ рисунками, изображающими сценическіе типы (для грима и костюмовъ), оно не выйдетъ изъ сферы принятаго имъ на себя дѣла и окажетъ серьезную услугу публикѣ своимъ воздѣйствіемъ на сцену.

-----

   Третій отдѣлъ выставки можно назвать "церковнымъ". Въ немъ, кромѣ проекта и видовъ храма Воскресенія, сооружаемаго въ память мученической кончины Императора Александра II, и деталей этого храма, выставлены иконы, эскизы и картины для мозаики, превосходные образцы мозаичныхъ работъ мастерской архитектора А. А. Фролова въ Петербургѣ. За ними слѣдуютъ многочисленныя "кальки" (точные снимки) съ древнихъ фресокъ старинныхъ русскихъ храмовъ, сдѣланныя художникомъ В. В. Сусловымъ. Въ каталогѣ выставки напечатана небольшая замѣтка о развитіи мозаичнаго дѣла въ Россіи. Въ этой замѣткѣ объясняется различіе между мозаикой римской и венеціанской и говорится, между прочимъ, объ упадкѣ папской (въ Ватиканѣ) мозаичной мастерской, подорванной мастерскими, работающими венеціанскимъ способомъ, который принятъ теперь въ Россіи и далъ намъ возможность не обращаться за границу съ заказами на мозаичныя работы.
   Въ слѣдующихъ залахъ выставлены въ очень большомъ количествѣ акварели, эскизы, наброски и проекты памятниковъ покойнаго Михаила Осиповича Микѣшина, скончавшагося въ Петербургѣ 17 января нынѣшняго года. Огромное большинство выставленныхъ рисунковъ высокоталантливаго художника не имѣетъ никакого отношенія къ исторіи и представляетъ интересъ только художественный, да и то лишь для знатоковъ и любителей, а никакъ не для публики. Въ залѣ, предшествующей двумъ "Микѣшинскимъ", находятся двѣ картины покойнаго Алексѣя Даниловича Кившенко, скончавшагося осенью прошедшаго года, и превосходныя его акварели, изображающія сцены изъ послѣдней войны съ Турціей.

-----

   Въ залахъ городскихъ Верхнихъ рядовъ русское фотографическое общество устроило фотографическую выставку, имѣющую въ настоящее время не художественное только, но и очень большое научное значеніе. За послѣдніе годы, даже мѣсяцы и недѣли, свѣтопись дѣлаетъ такіе успѣхи и такія поразительныя открытія, передъ которыми совершенно теряется всякое представленіе о различіи между возможнымъ и невозможнымъ. На собравшемся въ концѣ прошлаго мѣсяца первомъ съѣздѣ русскихъ фотографовъ г. Буринскимъ было сказано: "Прежде, фотографія сопровождала ученаго, теперь она ведетъ его за собой"... Мы уже знаемъ, какимъ могущественнымъ средствомъ оказалась свѣтопись для изслѣдованія недоступныхъ никакимъ астрономическимъ инструментамъ небесныхъ пространствъ, для возстановленія и прочтенія стертыхъ рукописей (палимисестовъ), для судебйой экспертизы подлинности спорныхъ документовъ, для бактеріологіи, для фиксированія движеній, по быстротѣ своей неуловимыхъ человѣческимъ глазомъ, и т. д. Теперь фотографія дошла до воспроизведенія того, что совершенно недоступно никакому зрѣнію,-- до воспроизведенія предметовъ, закрытыхъ преградами, непроницаемыми для свѣта въ томъ смайлѣ, въ какомъ онъ намъ представляется. Научный отдѣлъ выставки знакомитъ публику со всѣми успѣхами и новыми примѣненіями фотографіи въ большомъ рядѣ превосходно составленныхъ коллекцій снимковъ, сдѣланныхъ физіологическимъ институтомъ Московскаго университета, физическою лабораторіей Моск. универс., физическимъ кабинетомъ Петербургскаго университ., химическою лабораторіей Академіи Наукъ, Московскою астрономическою обсерваторіей, профессорами и фотографами-любителями.
   Попытки получать цвѣтныя фотографіи до сихъ поръ не привели къ осуществленію этой задачи прямо и непосредственно. Но все-таки цвѣтная фотографія получена, и образцы ея, очень хорошіе, мы видѣли на выставкѣ. Способъ полученія цвѣтныхъ изображеній помощью фотографіи подробно и понятно описанъ въ каталогѣ выставки. Передавать его здѣсь мы считаемъ излишнимъ и ограничимся лишь заявленіемъ, что видѣнныя нами работы этого рода вполнѣ удовлетворительны, и имъ предстоитъ широкая будущность въ примѣненіи какъ для снимковъ съ картинъ, такъ, вѣроятно, и для научныхъ цѣлей. Всѣмъ извѣстно, какимъ важнымъ пособіемъ оказывается фотографія въ дѣлѣ народнаго образованія, давая снимки для волшебныхъ фонарей, иллюстрирующихъ чтенія и лекціи. На выставкѣ этого рода миніатюрные снимки представлены въ очень хорошихъ образцахъ. Фотографіи собственно, т.-е. портреты, исполненные профессіональными фотографами и любителями, а равно виды, сцены и т. п. не представляютъ большого интереса: все это можно видѣть въ любой хорошей мастерской. Мы же но лишнимъ считаемъ замѣтить, что слишкомъ гг. Фотографы усердствуютъ надъ ретушовкою негативовъ и снимковъ,-- въ большинствѣ случаевъ они только портятъ фотографіи.

Ан.

"Русская Мысль", кн.IV, 1896

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru