Репин Илья Ефимович
Письмо к В. Ф. Зеелеру

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева
   Л., "НАУКА", 1967
   

ТУРГЕНЕВ В ПИСЬМЕ И. Е. РЕПИНА К В. Ф. ЗЕЕЛЕРУ

   Илья Ефимович Репин (1844--1930) в конце 1873 г. был отправлен в качестве пенсионера Академии художеств в Париж, где пробыл до июля 1876 г. Здесь Репин сблизился с довольно многочисленной русской колонией, в особенности с художниками: В. Д. Поленовым, А. А. Харламовым, Ю. Я. Леманом, В. М. Васнецовым, К. А. Савицким, И. П. Похитоновым, А. П. Боголюбовым и др.
   Тургенев, живший в это время также в Париже и испытывавший именно в 70-х годах особенный интерес к живописи, был всегда желанным гостем в среде этой художественной молодежи. Многие из художников создали портреты писателя (Харламов, Репин. Похитонов).
   В книге "Репин и Тургенев" (Изд. АН СССР, М.--Л., 1945) И. С. Зильберштейн подробно описал встречи Репина с Тургеневым в Париже в 1874--1876 гг. и работу Репина над портретом писателя (см. стр. 18--26). В I томе "Художественного наследства", посвященном Репину, вышедшем в свет в 1948 г., И. С. Зильберштейн поместил репинские "Автобиографические заметки" (ответы на вопросы С. Р. Эрнста, 1926 г., -- см. стр. 380). В них Репин рассказывает о том же времени своего общения с Тургеневым; в заметках содержатся интересные детали, характеризующие процесс работы художника над портретом писателя в 1874 г., описание их встреч в салоне П. Виардо в Париже, оценка Репиным созданного им в то время портрета Тургенева.
   Публикуемое ниже письмо И. Е. Репина к Владимиру Феофиловичу Зеелеру (1874--1954), музыковеду и искусствоведу, сотруднику русских эмигрантских изданий в Париже ("Последние новости", "Современные записки", "Иллюстрированная Россия", "Русская мысль"), также целиком посвящено воспоминаниям художника о его встречах с Тургеневым в Париже в 1874 г. Это письмо вносит некоторые новые штрихи в историю создания портрета писателя, а также его взаимоотношений с молодым Репиным. В. Ф. Зеелер в 1923 г. посетил "Пенаты", и с тех пор в переписке с художником он постоянно возвращался к далеким временам пребывания Репина в Париже. Публикуя письмо Репина в парижской газете "Русская мысль", В. Ф. Зеелер писал: "В одном из писем моих к Илье Ефимовичу я спросил его, не расскажет ли он мне, как он писал <...> в Париже Ивана Сергеевича. На мой вопрос я 5 мая 1928 года от 84-летнего Репина получил удивительное по интересу и живости изложения письмо, которое целиком помещаю ниже". Мы печатаем текст письма И. Е. Репппа к В. Ф. Зеелеру по "Русской мысли", вырезка из которой любезно прислана в редколлегию "Тургеневских сборников" Т. А. Осоргиной (Париж).
   

<Конец июля -- начало августа 1928. Пенаты>

   Исполняя Ваше желанно -- писание портрета Ив. Сер. Тургенева опишу со всеми подробностями. Из Москвы, от П. М. Третьякова я получил от него заказ на этот портрет.1 Поселился в Париже недалеко от Тургенева,2 чтобы не затрудняться расстоянием... Иван Сергеевич принял меня очень ласково, и 1-й сеанс прошел в блаженной удаче... И я радовался, и Ив. Серг. поздравлял меня с успехом!...3
   На другой день, утром, перед началом сеанса, я получил от Ив. Серг. длинную записку:4 он описывал подробно, что м-м Виардо забраковала этот портрет...5 Я непременно должен начать на новом холсте... Ей особенно не нравилось выражение лица! что особенно восхищало нас! -- После долгого уговора я с отчаянием повернул свой холст... Надо было, по мнению м-м Виардо, взять другой поворот -- другого профиля -- этот не хорош у Ив. Сергеевича...
   Все повернулось!?!...
   Началось долгое, старательное писание -- мое; и долгое, терпеливое позирование Ив. Серг. -- уже не увенчавшееся желанным успехом (а рукам этого портрета посчастливилось быть замеченеными Вл. Вас. Стасовым).6
   Портрет этот был приобретен на моей выставке в Москве Саввой Ивановичем Мамонтовым. Он подарил этот портрет Румянцевскому музею, где он и висел долго. Теперь я не знаю, где этот портрет;7 но каждый раз я не могу равнодушно вспомнить записанную сверху голову, которая была так удачна по жизни и сходству... Но за это большое огорчение я был награжден энным количеством времени, -- интимно проведенным мною в обществе очаровательного Ив. Сергеевича...8
   Ив. Сергеевич был очень популярен, особенно в кругу нигилистов. Все они стремились видеть литературного бога и излить ему душу...9
   Поглощенный божественной моделью, я много выслушал интересных повестей разбитых сердец. Здоровое, бодрое сердце Ив. Серг. тогда было полно очаровательной испанкой -- м-м Виардо. И я был свидетелем этого беспримерного очарования этого полубога, каким был Тургенев.
   Однажды утром Ив. Серг. особенно восторженно-выразительно объявил мне, чтобы я приготовился: сегодня нас посетит м-м Виардо... "М-м Виардо обладает, рассказывал Тургенев, большим вкусом. У них, по четвергам, собирается большое общество! Вы также приглашены, и я Вас прошу быть во фраке, так принято... Бывает Сен-Санс и много других, очень интересных лиц... Было время, когда был жив, бывал здесь Гуно"... II все это здесь, в доме Виардо, на рю де Дуэ...10 о я забегаю вперед... Ведь я жду м-м Виардо!..
   Звонок!... "И я не узнал Ив. Серг. -- он уже был озарен розовым восторгом! Как он помолодел!.. Он бросился к дверям, приветствовал, суетился -- куда посадить м-м Виардо! (я уже ранее был инсценирован,-- как мне кланяться, что говорить -- не много: по моим знаниям языка)...
   М-м Виардо, действительно, очаровательная женщина, с нею интересно и весело. Но на нее не надо было глядеть ан фасе -- лицо было неправильно, но глаза, голос, грация движений!.. Да, эта фея была уже высшей породы... Как есть: это уже высшая порода!..
   На вечерах, по четвергам, я увидел, что мадам Виардо действительно руководит приговором о достоинствах новых явлений в искусствах.
   К ней обращаются за объяснениями. И мосье Виардо -- муж -- также ждет приговора супруги. Это был коренастый крепыш с простым лицом и белыми волосами. Писатель, критик по профессии.11 Сам Тургенев особенно дорожил его мнением и ждал его приговора.
   На вечерах Виардо Тургенев всегда был весел и оживлен; дети м-м, особенно Поль -- скрипач, кричали громко: "Тургениеф, Тургениеф"!.. Ив. Серг. особенно любил шарады и необыкновенно живо и талантливо-быстро преображался сам и всю сцену перестраивал... Мебель, столы, диваны -- все служило до невероятной неузнаваемости. А Сен-Санс, как молодой мальчик, прыгал и оживлял сцену и себе моментально придумывал костюмы и неузнаваемо преображался сам.12
   В то время наш молодой художник Л. Л. Харламов писал портреты м-сье и м-м Виардо и эти два портрета были выставлены в Палэ д-Индустри. Мы их видели и очень восхищались... "Еще бы, -- серьезно сказал Ив. Серг., -- ведь Харламов теперь -- лучший портретист в Париже, а, следовательно, и во всем мире".13 Харламов был уже признан госп<ожой> Виардо: следовательно Харламов был уже известен. И, действительно, Харламов писал техникой особой красоты. Он изучал Рембрандта, копировал в Гааге его "Урок Анатомии".14 И, действительно, техника Харламова была так красива!
   У Тургенева была в то время своя галерейка картин. Он обожал пейзаж Т. Руссо15 и также любил простенькую вещицу Харламова -- натюрморт "Две груши". Эти груши были так сладко написаны, что их хотелось съесть!..
   Вообще галерея Тургенева была невелика, но приобреталась с большим вкусом, с выбором истинного любителя. У него были драгоценные перлы искусства.16 Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Он сам -- как это странно -- при совершенно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Уважать авторитеты -- это было в нем еще университетская традиция. -- Так как я жил недалеко, то Ив. Серг. заходил ко мне частенько, был на распашку и с ним было очень интересно. На всё он имел свой оригинальный взгляд. Видел много и в Европе, и в России; и знал превосходно русский народ и его язык.
   Я был очень хорошо рекомендован Тургеневу, но сам он был очень сдержан по отношению к моему искусству. Я думаю, тут было мешающее мнение петербургской среды, целого круга во главе со Стасовым; 17 и это не располагало парижских эстетиков в мою пользу: мы ведь были идеалисты на социальной закваске... Тургенев также -- особенно вследствие своего аристократизма -- был эстет.
   Тургенев любил повеселиться в холостой компании. В Латинском квартале был скромный ресторанчик, где обедали некогда, по преданию, Жорж Санд, Гейне и другие любимые знаменитости, а с нами: братья Вырубовы -- химики, Поленов. П. В. Жуковский -- сын поэта, Боголюбов и другие немногие.18 Обед стоил 20 франков. И тут, со всеми онерами: повар приносил рыбу, показывал хозяину, -- Ив. Серг. Тургенев был им,-- и все редкости обеда, как принято... Было очень весело... Хорошее вино -- настоящее бордо! -- Ив. Сергеевич веселил всех. В нем просыпался студент. Огромный рост, седая прядь и веселые глаза... Звонкий голос и живая студенческая речь... Это так нас опьяняло!!..
   Когда что-нибудь из моих работ особенно трогало Ив. Сергеевича, то оп с волнением говорил: "надо непременно, чтобы Виардо однажды посмотрел Ваши работы"... И я дождался этого. Этот беловолосый авторитет, которого я встретил с большой робостью, вооружился пенснэ и совсем близко-близко уткнулся носом в картину -- меня уже начала пробирать авторская дрожь... Я отошел подальше и уже не смел спросить Тургенева о приговоре авторитета. Но почти был уверен, что он не был в мою пользу. Я знал, что я этой марки но выдержу...
   Иван Сергеевич симпатизировал мне лично, и это особенно я заметил по одному случаю. В Париже я начал трактовать Христа в Гефсиманском саду: он идет навстречу толпе, которая вооружилась его арестовать и идет на него с дрекольями. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом,19 то у меня первое время шло увлекательное. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. -- По разносторонности своей натуры он увлекался всем и был всегда независим в своих увлечениях и ценил новизну. -- В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины... Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа -- его уже не было. Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке...20 Тургенев, когда узнал это, взглянул на меня своими выразительными глазами, до невероятности удивился... И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного... Да, действительно, этим пороком, "самоуничтожением", я страдаю и по сие время; и часто даже ночью, проснувшись, я невыразимо страдаю при воспоминании о погубленных своих жертвах.

Ваш Илья Репин.

   1 Павел Михайлович Третьяков (1832--1898) -- купец-меценат, собиратель картин русских художников, основатель Третьяковской галереи (см. о нем: Письма, т. XI, стр. 713). В марте 1874 г. Третьяков заказал Репину портрет Тургенева. 27 марта (8 апреля) 1874 г. художник уже писал В. В. Стасову: "... я пишу с него портрет, по заказу Третьякова <...> От 10 час<ов> до 12 утром я работаю с Тургеневым" (Репин и Стасов, стр. 92). В свою очередь и Тургенев сообщал П. В. Анненкову 4 (16) апреля 1874 г.: "Репин пишет с меня портрет для Третьякова, московского мецената" [Письма, т. X, стр. 225).
   2 Репин жил в доме No 13 по Rue Véron (см. его письмо к И. Н. Крамскому от 8 (20) ноября 1873 г. в кн.: И. Е. Репин и И. Н. Крамской. Переписка. 1873--1885. Изд. "Искусство", М.--Л., 1949, стр. 33).
   3 О том, что "первый сеанс" был "так удачен, что И<ван> С<ергеевич> торжествовал мой успех", Репин рассказывает и в "Автобиографических заметках" (Репин, стр. 380).
   4 Письма Тургенева к Репину неизвестны.
   5 В "Автобиографических заметках" Репин также писал: "... m-me Viardot, которой вкусу и приговорам Ив<ан> Серг<севич> верил безапелляционно, совсем забраковала начало и порекомендовала начать в другом повороте" (там же).
   6 Владимир Васильевич Стасов (1824--1906) -- художественный и музыкальный критик, историк искусства, идейный вдохновитель передвижничества и "Могучей кучки". Тургенев познакомился с ним в Петербурге в 1867 г. 25 апреля и. ст. 1874 г. Ренин сообщал В. В. Стасову: "Тургенев говорит, что только с тех пор, что он увидел работы Харламова, да руки, написанные мною в его портрете, он начинает верить в русскую живопись" (Репин и Стасов, стр. 94).
   7 Савва Иванович Мамонтов (1841--1918) -- крупный промышленник-меценат. В его московской квартире у Красных ворот и в подмосковном имении Абрамцево, купленном в 1870 г. у Аксаковых, собирались и работали художники -- Репин, бр. Васнецовы, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровий и др. Портрет Тургенева был закончен Репиным в мае--июне 1874 г. П. М. Третьякову портрет не понравился, и 19 августа 1874 г. он писал художнику: "Живописью портрета я доволен, но сходством -- не нахожу его вполне удовлетворительным" (Репин и Стасов, стр. 217). В "Автобиографических заметках" Репин указывает, что оп не отдал портрета Тургенева Третьякову и тот оказался в Румянцевском музее, как "дар С. И. Мамонтова" (Репин, стр. 380). В настоящее время этот портрет находится в Третьяковской галерее.
   8 В "Автобиографических заметках" Репин пишет: "Долго я работал. Тургенев <...> позировал охотно-терпеливо. Относился ко мне ласково" (там же).
   9 По-видимому, Репин имеет в виду знакомство и дружеские отношения Тургенева с П. Л. Лавровым, П. А. Кропоткиным, М. О. Ашки-нази, В. Ф. Гинтовт-Дзевалтовским, Г. А. Лопатиным и др., относящиеся к несколько более позднему времени -- концу 70-х--началу 80-х годов (см.: Н. К. Пик санов. Тургенев и революционеры-семидесятники. Революционеры-семидесятники, стр. VII--XXII).
   10 П. и Л. Виардо, а также Тургенев жили в доме No 50 на Rue de Douai. По четвергам и воскресеньям П. Виардо устраивала здесь литературно-музыкальные вечера, о которых сохранились многочисленные свидетельства современников. Так, например, С. Ромм в мемуарах "Из далекого прошлого. Воспоминания об И. С. Тургеневе" пишет: "На этих "четвергах" я встречала так много знаменитых людей! Наших богатырей искусства: Антокольского, Боголюбова, Лемана, Харламова. Нашего музыкального гения -- Антона Григорьевича Рубинштейна. Французских знаменитых композиторов: Гуно, Тома, Сен-Санса, Годара. Все знаменитые артисты того времени, приезжавшие в Париж, выступали на этих вечерах" ("Вестник Европы", 1916, No 12, стр. 106). Репин ошибся, передавая слова Тургенева о Гуно как об умершем к этому времени ("Было время, когда был жив, бывал здесь Гуно"): Ш. Гуно умер в 1893 г.
   11 Луи Виардо (Viardot, 1800--1883) -- французский писатель, искусствовед, художественный критик; автор научно-популярных изданий по истории живописи и скульптуры, серии обзоров главнейших художественных музеев Европы (см.: Письуп, т. I, указатель имен, стр. 654--655).
   12 Один из таких приемов (воскресный) описал сын знаменитой артистки -- Поль Виардо (Viardot, 1857--1941), известный скрипач,-- в "Воспоминаниях артиста": "Раздавалась импровизированная увертюра, предшествовавшая шарадам, самым шутовским, самым неслыханным!.. Сен-Сане и Тургенев были неизменными исполнителями первых ролей: вторые роли поручались желающим любителям. Сговорившись в двух словах, набрасывали туманный план, и каждый руководился собственною фантазией" ("Новое время", 1906, 21 октября, No 10994, прилож., стр. 6). См. также "Автобиографические заметки" Репина (Репин, стр. 380).
   13 Алексой Алексеевич Харламов (1842--1922) художник-жанрист и преимущественно портретист, пользовался большой популярностью во второй половине XIX в. Приехав в Париж в качестве пенсионера Академии художеств, работал под руководством Л. Бонна. В 1874 г. за присланные в Петербург на академическую выставку картины ("Головка итальянки", "Бедный музыкант" и "Голова мордовки"), а также за копию с картины Рембрандта (см. примеч. 14) получил звание академика. Портреты Полины и Луи Виардо, написанные Харламовым в конце 1874 г. (см. Зильберштейн, стр. 31), были выставлены в Парижском салоне в Palais de l'Industrie (Дворце промышленности) в мае 1875 г. Репин писал о них В. В. Стасову 6 мая н. ст. 1875 г.: "...Харламова портреты хорошо висят и уже замечены с самой лестной стороны в некоторых журналах <...> Тургенев торжествует, его предчувствия сбылись: "Фигаро" называет Харламова чуть не первым -- отлично!" (Репин и Стасов, стр. 112). См. также письмо Тургенева к В. В. Стасову от 12 (24) декабря 1874 г. (Письма, т. X, стр. 338) и статью: М. П. Алексеев. По следам рукописей И. С. Тургенева во Франции. "Русская литература", 1963, No 2, стр. 67.
   14 Речь идет о групповом портрете Рембрандта (1606--1669) -- "Урок анатомии доктора Тульпа", копию с которого Харламов сделал в Гааге в 1872 г.
   15 В жизни Тургенева в начале 70-х годов значительную роль играл его все возрастающий интерес к живописи. Писатель был постоянным посетителем парижских аукционов картин. Приобретая произведения преимущественно новейших французских пейзажистов, Тургенев составил целую коллекцию (см.: Зильберштейн, стр. 80--88). Теодор Руссо (Rouseau, 1812--1867) -- французский художник-пейзажист, творчество которого высоко ценил Тургенев (в коллекции писателя было несколько его картин). Н. К-ко в статье "Полина Виардо" писал: "Украшением его кабинета Тургенева) служила картина Руссо, которая представляла чащу леса в жаркий полдень и в глубине уходящую фигурку женщины-крестьянки. Эта картина, шедевр Руссо..." ("Русское слово", 1910, 12 мая, No 107). См. также: Е. Ардов (Апрелева). Из воспоминаний об И. С. Тургеневе. "Русские ведомости", 1904, 15 января, No 15: Л. Ф. Нелидова. Памяти И. С. Тургенева. "Вестник Европы", 1909, кн. 9, стр. 226.
   16 См. каталог "Collection de M. Ivan Tourguéneff et Collection de M. X." ("Коллекция Ивана Тургенева и коллекция г. X."). Русский перевод: ПД, Описание, вып. IV, стр. 217--224.
   17 Вероятно, Репин вспоминает здесь и о таком эпизоде. В. В. Стасов напечатал в "Пчеле" (1875, т. I, No 3, стр. 41--43) статью "Илья Ефимович Репин", в которой в качестве иллюстрации эстетических взглядов художника привел выдержки из его заграничных писем, содержащих резкие оценки западноевропейского искусства, в частности Рафаэля и других великих художников прошлого (см.: Репин и Стасов, стр. 110, 230). Статья Стасова вызвала возмущение Тургенева, который писал А. Ф. Онегину 13 (25) февраля 1875 г.: "Злую штуку сыграл Стасов с Репиным! Бедный сей юноша не знает здесь, куда спрятаться от стыда <...> мне его жаль" (Письма, т. XI, стр. 24). См. также письма Тургенева к В. В. Стасову от 3 (15) апреля и 14 (26) июля 1875 г. (там же, стр. 56, 105), письмо В. В. Стасова к В. В. Верещагину от 22 апреля ст. ст. 1875 г. (Репин и Стасов, стр. 231).
   18 Об одном из таких обедов Тургенев писал Г. Н. Вырубову 16 (28) апреля 1874 г.: "... обед будет происходить завтра, в середу, в 6 ч. 1/4 у Маньи. Обедать будут, кроме Вас, Вашего брата и меня, Харламов, Боголюбов, Репин и Поленов" (Письма, т. X, стр. 231). Григорий Николаевич Вырубов (1843--1913) -- философ-позитивист, естествоиспытатель. С 1864 г. жил за границей, занимался медициной в Париже и Берлине; Василий Дмитриевич Поленов (1844--1926) -- художник, в 1872 г. командированный Академией художеств за границу. С конца 1873 г. до середины 1876 г. жил в Париже, где Репин ввел его в общество русских художников, группировавшихся вокруг Боголюбова (см. о нем: Письма, т. XI, стр. 705--706); Павел Васильевич Жуковский (1845--1912) -- художник и архитектор, близкий знакомый Тургенева; Алексей Петрович Боголюбов (1824--1896) -- художник-маринист и общественный деятель, с 1858 г.-- академик, автор "Записок моряка-художника" (ГПБ; публикуются: Лит. насл., т. 76), многие страницы которых посвящены Тургеневу (см. о ном: Письма, т. XI, стр. 683).
   19 По-видимому, речь идет об одном из ранних эскизов картины Репина "После Гефсиманской ночи", впервые экспонированной на XXXVI передвижной выставке в Москве (см. о ней: "Русское слово", 1908, 1 января, No 1; "Раннее утро", 1908, 5 января, No 39; "Слово", 1908, 22 февраля (6 марта), No 387; "Новое время", 1908, 15 (28) марта, No 11497).
   20 Картина о Стеньке Разине, очевидно, не была закончена Репиным. К 1885 г. относится его рисунок карандашом "Степан Разин бросает персидскую княжну в воду" (И. Грабарь. Репин, т. II. Изогиз, М., 1937, стр. 274).

Л. Н. Назарова

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

европротокол до какой суммы 2023 без гибдд
Рейтинг@Mail.ru