(Николай Эдм Rétif de la Bretonne) -- французский писатель (1734--1806). Сын зажиточного крестьянина, Р. был предназначен родителями к духовному поприщу, но учился в семинарии недолго и остался самоучкой, хотя в зрелом возрасте много трудился над своим образованием. На пятнадцатом году он поступил учеником в типографию в Анжере и воспылал страстью к жене своего хозяина. К этому эпизоду юности Р. возвращается в своих писаниях нередко, восхваляя на все лады его героиню. В 1755 г. Р. переселился в Париж и поступил наборщиком в королевскую типографию. Красивая внешность, влюбчивость и предприимчивость вовлекли Р. в бесчисленные похождения и приучили его к цыганской жизни. Близкое знакомство с купцами, ремесленниками, разночинцами, гризетками, работницами дало Р. возможность сделаться изобразителем нравов и идей социальных классов, которые игнорировались у beaux esprits XVIII в. После романа с актрисой Геан, Р. женится на англичанке-авантюристке Генриетте Кирхер, скоро с ней разводится и так же скоро вступает в новый брак с гувернанткой (впоследствии писательницей и приятельницей Лагарпа, Фонтана и т. п.) Агнессой Лебегг. И со второй женой Р. уживается плохо -- они то разлучаются, то сходятся, и романист неоднократно изображает свою супругу в малопривлекательных красках.
"Le ménage parisien" (1784) -- злейшая сатира по адресу литературных кружков; здесь выводятся под анаграммами Дора, Грессе, Бюффон, Пирон, Колле, Дюсис, Кребильон, Вольтер и т. д. Из больших романов Р. особенно интересен "Le Paysan perverti", носящий автобиографический характер. Писательство Р. давалось необычайно легко: иные из своих сочинений он без всяких предварительных записей прямо набирал типографически. Так, например, роман "Fille naturelle" (1769) был задуман, набран и отпечатан в течение шести дней. Поощренный успехом "Pied de Fanchette" и "Paysan perverti", выдержавших несколько изданий, Р. пишет без конца. К началу революции упорство в литературном труде, казалось, обеспечило романисту безбедное существование: продажа многочисленных книг доставила Р. порядочные средства, а его "Parisiennes" предполагалось даже увенчать премией, как произведение "d'utilite publique". В эпоху литературного упадка, когда парижским будуарам и салонам прискучили пресно-слащавые и изящные безделушки во вкусе Кребильона, Мармонтеля, Буффлера, часть публики, в силу контраста, могла увлекаться жизненными, беспритязательными рассказами Р., точно и ярко рисовавшими будничный быт столицы. Р. был горячим поклонником новых идей; некоторые из его биографов предполагают, что он близко стоял к Мирабо и служил последнему эмиссаром в сношениях с известными кругами. В своих "Nuits de Paris" (1788--94) Р. горячо высказывается против старого государственного строя; он славословит революцию, восхищается Маратом и Робеспьером, требует упразднения всех культов. Иные из крайних принципов, им выставляемых, внушаются ему, впрочем, боязнью обвинения в модерантизме. Последние части "Nuits de Paris", обнимающие эпоху террора, представляют особенно серьезный интерес: они рисуют людей и обстоятельства революционной эпохи, журналистику, общественную жизнь столицы, как она сказывалась в кофейнях, на публичных балах и т. д.
Лично для Р. революция ничего не принесла кроме горя: обесценение ассигнаций поглотило состояние Р., а поразительные события конца прошлого века заставили общество вскоре позабыть о Р., как писателе. Принужденный продать типографию, которой он обзавелся, Р. в 1794 г. опять сделался корректором и с помощью ручного станка на дому набрал и напечатал не имеющую себе подобной ни в какой литературе автобиографию: "M-r Nicolas, ou le coeur humain dévoilé " (1794--97). Вильгельм Гумбольдт, познакомившийся с Р. в 1799 г., в письме к Гёте утверждает, что не читавший "Coeur humain dévoilé " никогда не узнает истинного характера французов. Шиллер, в переписке с Гёте, признает автобиографию Р. книгой драгоценною по живости изображения французских нравов. В 1795 г. конвент ассигновал бедствовавшему Р. скромное пособие, а Карно доставил ему незначительное место в министерстве полиции; отсюда Р., стараниями Фонтана, был перемещен в финансовое ведомство, на оклад в 2000 франков. Поклонник Гольбаха и Руссо и, вероятно, даже робкий сообщник неудавшегося заговора Бабефа, Р. выступал еще до революции с целым рядом планов обновления общества. Упорядочение жизни для жертв общественного темперамента, реформа театра в духе реализма, устройство государства на коммунистических началах, преобразование мужского и женского воспитания, обновление языка и правописания -- все это Р. обсуждает в целом ряде небольших книг, носящих общее заглавие: "Idées singulières". Наряду со смелыми, а подчас и дикими фантазиями в этом арсенале оригинальных бредней оказывается немало положений точно мотивированных и нередко снабженных целыми законодательными регламентами -- положений, которые создали Р. репутацию не только порнографа, но и предшественника социалистов.
Литературная деятельность Р. в разное время оценивалась различно, как можно заключить уже из кличек, достававшихся ему на долю: "Руссо помойных ям", "Жан-Жак рынков", "Вольтер служанок", "литературный Диоген", "французский Ричардсон". Всего чаще его характеризовали как писателя, дошедшего до крайних пределов разнузданности и цинизма. На подобные обвинения сам Р. отвечал: "Если в моих произведениях подробности носят вольный характер, то суть их нравственна и цель полезна. Я описываю нравы, а последние испорчены; не могу же я рисовать быта Астреи". В течение почти полустолетия Р. находился словно под запретом, упорно замалчиваемый в литературе. Затем о Р. стали воспоминать, проводя параллель между ним и Бальзаком. Впервые Жерар де Нерваль, опираясь на автобиографию "M-r Nicolas", напечатал о Р. ряд статей, в "R évue des deux Mondes" за 1850 г. Шарль Монселэ написал о нем в 1854 г. целую книгу и сделал первую попытку библиографически разобраться в его сочинениях. Увлечение библиофилов и библиоманов довершило современный успех Р. Сочинения Р., после его разорения, исчезли; в настоящее время полная их коллекция оценивается в 20 тыс. франков. Перепечатаны в последнее время "Pied de Fanchette", в серии "Petits conteurs du XVIII siècle" (Париж, 1881), извлечение из сборника "Les contemporaines" -- в "Nouvelle colleclion Jannet Picard" (1875 --76), "M-r Nicolas ou le Coeur humain dévolé " (1833). При первых двух изданиях помещены характеристики Р., составленные Окт. Юзакк и Ассеза.
Ср. Gérard de Nerval, "Les illuminés ou les précurseurs du socialisme" (Париж, 1852); Ch. Monselet, "R étif de la Bretonne" (П., 1854); P.-L. Jacob, "Biblographie et iconographie de tous les ouvrages de R." (Париж, 1875); F. Boissier, "R." (П., 1875); J. Soury, "Portraits du XVIII siècle" (Париж, 1879).
B. Штейн.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
II.
РЕТИ́Ф ДЕ ЛА БРЕТОНН (Rétif, или Restif de La Bretonne), Никола́ [22.XI.1734, Саси (деп. Йонна), -- 3.II.1806, Париж] -- франц. писатель. Крестьянин по происхождению; с 1755 -- рабочий-наборщик в Париже. Выступил в лит-ре с новой темой -- жизнь плебейских слоев населения, трудового люда Парижа. Известность его началась с романа "Ножка Фаншетты" ("Le pied de Fanchette", 1769). Страстный поклонник Ж. Ж. Руссо, Р. де Ла Б. показал процесс развращения неискушенного "естественного" человека порочной гор. цивилизацией, воспевал прелести сел. жизни. В наиболее известном романе "Развращенный крестьянин, или Опасности города" ("Le paysan perverti ou les Dangers de la ville", 1775) гл. персонаж превращается в преступника, попав в мир порока и злодеяний; гор. жизни противопоставлено описание утопич. земледельч. коммуны, крестьян, проводящих свои дни в радостном труде, в близости с природой. Развивая идеи Руссо, Р. де Ла Б. создал утопич. роман "Южное открытие" ("La découverte australe", 1781), где прославлял жизнь на лоне природы, дал картину идеального гос-ва мегапатогонцев, не знающих социального и имуществ. неравенства.
Ретиф де Ла Бретонн. Эстамп Л. Бине.
Предшественником утопич. социализма, в частности Ш. Фурье, Р. де Ла Б. выступает и в серии книг, объединенных назв. "Странные идеи" ("Les idées singulières", 1769--89). Он говорит о необходимости изменения положения женщин в обществе ("Порнограф" -- "Le pornographe", 1769), о переустройстве важнейших гос. учреждений, об изменении законов ("Тесмограф" -- "Le thesmographe", 1789), о проблемах воспитания ("Эдукограф" -- "L'éducographe", 1770) и др. В новелле "Двадцать жен двадцати товарищей" ("Les vingt épouses de vingt associés") нарисована утопич. картина жизни коммуны, где все общее, вплоть до жен. Социальная мысль автора, как правило, весьма наивна. Многие его произв. автобиографичны, что связано с руссоистской традицией. Крайней откровенностью, беспощадным обнажением мыслей, поступков отличается 16-томный автобиографич. роман Р. де Ла Б. "Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце" ("Monsieur Nicolas, ou le Cœur humain dévoilé", 1794--97); в нем глубоко раскрыта человеч. психология и точно изображены быт, нравы Франции 18 в. Реалистически-бытовой характер имеет многотомная серия новелл "Современницы..." ("Les contemporaines ou les Aventures des plus jolies femmes de l'âge présent", t. 1--42, 1780--85), рисующая галерею женских образов, причем автора интересуют гл. обр. женщины из низов общества. К этой же теме он обращается в серии очерков "Француженки" ("Les françaises", 1786) и "Парижанки" ("Les parisiennes", 1787). Его книги отличает точность описаний, обилие натуралистич. деталей, отчетливо выраженные демократич. тенденции.
"Картинки из жизни 18 в." (Москва, 1913). Илл. Ж. М. Моро Младшего. 1789.
Особое место в огромном лит. наследии Р. де Ла Б. (более 200 томов) занимает кн. очерков "Парижские ночи, или Ночной зритель" ("Les nuits de Paris ou le Spectateurnocturne", 1788--94), посвященных жизни предреволюц. и революц. Парижа; это интересный документ эпохи, изобилующий меткими наблюдениями, живыми зарисовками. Сторонник Великой франц. революции, Р. де Ла Б. был близок к Г. Бабёфу, вдохновителю "Заговора равных".
После смерти Р. де Ла Б. был вскоре забыт; интерес к нему воскресил в 50-х гг. 19 в. Ж. де Нерваль, называвший его "Бальзаком 18 в.". Книги Р. де Ла Б. оказали влияние на развитие реалистич. лит-ры 19 в., особенно документально-новеллистич. очерка.
Сочинения:
L'œuvre, v. 1--9, P., 1930--32;
в рус. пер. -- Жизнь отца моего, М., 1796;
Картинки из жизни XVIII в., [М.], 1913; Ночи революции, М. -- Л., 1924;
Южное открытие, произведенное летающим человеком, или франц. Дедал, М. -- Л., 1936.
Литература:
История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946, с. 788--790;
Буачидзе Г. С., Судьба творчества Ретифа де ла Бретонна в России, Тбилиси, 1965 (Дисс);
Monselet Ch., Rétif de la Bretonne, sa vie et ses amours, P., 1854;
Le Breton A., Le roman au XVIII siècle, P., 1898;
Funck-Brentano F., Rétif de la Bretonne. Portraits et documents inédits, P., 1928;
Tabarant A., Le vrai visage de Rétif de la Bretonne, P., 1936;
Bégué A., Etat présent des études sur Rétif de la Bretonne, P., 1948;
Lacroix P., Bibliographie et iconographie de tous les ouvrages de Rétif de la Bretonne, P., 1875.
И. А. Лилеева.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 264--265.