-- основатель Общества Русских драматических писателей, писатель; сын дворянина Костромской губ., родился 28 февраля 1828 года в Москве, умер там же и 20 июня 1885 г.; погребен в Донском монастыре. Образование получил в Московском Дворянском Институте и на юридическом факультете Московского Университета, где окончил курс в 1848 году со степенью кандидата. В бытность студентом он близко познакомился с семейством известной в то время артистки Императорских Московских Театров П. И. Орловой, у которой часто собирались любители театрального искусства; обращение в таком обществе много способствовало развитию у Родиславского любви к театральному делу; находясь еще в Университете, он перевел пьесу "День из жизни художника", которую и поставил на Московской сцене в декабре 1847 года. Окончив образование, Родиславский поступил, в декабре 1849 года, на службу в Канцелярию Московского гражданского губернатора и был редактором неофициальной части "Московских Губернских Ведомостей", в которых поместил множество статей своих; чувствуя влечение к театру, он с самого выхода из Университета не переставал хлопотать о поступлении на службу при театре; однако, это ему долго не удавалось и только в августе 1859 года ему посчастливилось поступить небольшим чиновником в Контору Московских Театров. Оставив тогда же службу по Министерству Внутренних Дел, он с энергией отдался любимому делу и прослужил при театре до 1866 года, когда вышел в отставку, но вскоре, в 1867 году, поступил на должность правителя Канцелярии Московского генерал-губернатора князя В. А. Долгорукова; здесь пробыл он до 1883 года, дослужился до чина действительного статского советника и по болезни окончательно вышел в отставку.
Родиславский был страстным любителем театрального искусства; он любил атмосферу театра, все знал в нем и всем интересовался, -- это был живой справочный лексикон Московского театра. Он обладал удивительной памятью, и за целое двадцатипятилетие помнил все, относящееся к театральной жизни: он мог сказать, в каком году была поставлена такая-то пьеса, кто в ней играл, какие сменялись актеры в ролях, кто был автором, переводчиком пьесы. В театре, где его постоянно можно было видеть, он не уставал и не скучал. Особенно любил он Мольера и Шекспира, и эта любовь к ним доходила до крайности: ему все равно было, в каком исполнении их видеть. --в хорошем или дурном. Часто выступал он и в качестве актера на любительских спектаклях, а также писал пьесы, из которых многие имели успех, а некоторые, как, напр., водевиль "На хлеб и на воду", и до сих пор не сходят со сцены; занимался он и переводами с иностранных языков, писал критические заметки об актерах и пьесах. В области драматургии ему принадлежит скромное место, но он выделялся на поприще критики: он всегда делал верную характеристику актера и правильно оценивал его игру. Главная же заслуга Родиславского, увековечившая его имя, это-- основание в 1874 году, вместе с А. Н. Островским, Общества Русских драматических писателей, достигшего вскоре полного расцвета и служащего гарантией авторских прав от эксплуатации антрепренеров. В осуществление этого дела он вложил всю свою душу и не оставлял его до самой смерти, давая ход полезным, касающимся его развития мероприятиям и пользуясь для этого своим служебным положением в центре Московского управления. 10 лет он состоял секретарем Общества, выработал для него практический Устав, и только болезнь заставила его перейти, в 1884 году, в члены Наблюдательного Комитета, причем, ценя его труды, Общество назначило ему пожизненную пенсию в 1500 руб. в год. С 10 марта 1871 г. он был действительным членом Общества Любителей Российской словесности при Московском Университете, где читал сообщение о комедии Гоголя "Владимир 3-й степени", перевод Мольерова "Дон-Жуана", и, в 1875 г., "Воспоминания o M. E. Kyблицком".
Родиславскому принадлежат следующие труды: "Руководство к математической географии, сочинение Дистервега", перев. с немецкого, М. 1845 г., с 41 литографированным рисунком; этот, первый труд выполнен им в компании с тремя институтскими товарищами; "Обзор деятельности Московского Театра" ("Репертуар и Пантеон") 1845 г., т. XI, кн. 7 и 8; "Стрельцы"-- "Москвитянин" 1850 г., I, стр. 15--40; "О полевой службе во времена царей Московских" ("Московские Губернские Ведомости" 1850 г., No 21); "Несколько исторических известий о Сокольниках" (там же, No 23); "Лев и крыса", драматическая басня в одном действии, сочин. Левеня и Вернона, перевод с французского ("Пантеон" 1854 г., кн. 9); "Аграфена Тимофеевна Сабурова", биографический очерк ("Пантеон" 1855 г., т. XXIII, кн. 9); "Лукавый попутал", рассказ (там же, кн. 11); "Весенние и летние праздники поселян Московской губернии" ("Московские Ведомости" 1856 г., NoNo 41 и 42); "Алексей Николаевич Верстовский", биографический очерк, с портретом ("Детский Журнал" 1859 г., кн. 3); "Шекспир в русских переводах" (там же, кн. 6); "Об Обществе Любителей Русского театра" ("Московский Курьер" 1861 г., No 95); "Сергей Васильевич Васильев", Материалы для биографий ("Московские Ведомости" 1862 г., NoNo 130--132; отдельный оттиск: М., 1862 г., 18 стр.); "О новой постановке комедии: "Горе от ума" на Московской сцене" ("Наше Время" 1863 г., No 70); "Было да прошло", комедия в четырех действиях, переделанная из пьесы Вольфсона: "Nur eine Seele") ("Русская Сцена" 1864 г., кн. 2); "Русские переводы Шекспира" ("Театральные Афиши" 1864 г., 11 апреля); "На хлеб и на воду", шутка-водевиль в одном действии ("Русская Сцена" 1865 г.); отдельные издания: СПб. 1865 г., М. 1873 и 1878 гг.; "Материалы для биографии Корнилия Николаевича Полтавцева" ("Антракт" 1866 г., No 22); "Варвара Васильевна Бороздина, актриса Московского театра", некролог (там же, No 41); "Евгений Макарович Семенов, секретарь при Дирекции Московских Театров", некролог (там же, No 50); "Аграфена Тимофеевна Сабурова, бывшая актриса Московского театра", некролог (там же, 1867 г., No 5); "Н. В. Верстовская-Репина", некролог ("Современная Летопись" 1867 г., No 45); "Древнейшая летопись русского театра" ("Русский" 1868 г., No 19); "Федор Григорьевич Волков" ("Русский Вестник" 1869 г., кн. 6); "Об авторских правах на сценические произведения" ("Русский Вестник" 1870 г., кн. 8); "О комедии Гоголя: "Владимир 3-й степени" ("Беседы в Обществе Любителей Российской словесности", М. 1871 г., вып. 3, стр. 136--140); "Дон-Жуан, комедия в 5 действиях Мольера", перев. с французского (там же, стр. 175--243); отдельное издание: М. 1871 г.; "Мольер в России" ("Русский Вестник" 1872 г., кн. 3, стр. 38--96); "Пров Михайлович Садовский. Материалы для его биографии" ("Русский Вестник" 1872 г., кн. 7); "Неизданные пьесы А. С. Грибоедова" ("Русский Вестник" 1873 г., кн. 9 и 10); "Сумасшествие от любви", драма в пяти актах, перев. с испанского ("Русский Вестник" 1874 г., кн. 12); "Щука востра, а не съест ерша с хвоста", комедия в четырех действиях, переделанная с французского, СПб. 1875 г., 114 стр. (литографированное издание); "Шрам на голове русского артиста -- Николая Матвеевича Никифорова" ("Русский Архив" 1876 г., кн. 9); "Несколько слов о Марье Дмитриевне Львовой-Синецкой" ("Русский Мир" 1876 г., No 13); "Екатерина Николаевна Васильева", биографический очерк ("Московское Обозрение" 1877 г., No 18); отдельное издание, М. 1878 г., 26 стр. с портретом; "К истории русской оперы" ("Русский Архив" 1878 г., кн. 7); "Жан-Батист Поклен-Мольер" ("Театральная Библиотека") 1879 г., кн. 3 и 4); "Московские театры доброго старого времени" (Из воспоминаний) -- "Ежегодник Имп. Театров", сезон 1900--1901 гг., прил. кн. 2, стр. 1--31. Помимо этих, напечатанных трудов, Родиславскому принадлежат еще пьесы, игравшиеся в театрах Москвы и Петербурга, но не напечатанные: "Расставание", три картины из крестьянского быта (представлено на сцене Московского Малого театра 18 января 1854 года); "Жертва отчизне", драма (1855 г.); "Беда быть таким", переводной водевиль (1855 г.); "Горе и радость", переводная комедия (1858 г.); "Старый капрал", переводная драма (1859 г.); "Слепой", переводная драма (1860 г.); и "Ворожея", переводная драма (1863 г.). Кроме сотрудничества в периодических изданиях, В. И. Родиславский был еще редактором (1850 г.) "Московских Губернских Ведомостей".
"Библиограф" 1885 г., No 8, стр. 32; "Газета Гатцука" 1885 г., No 25, стр. 399; "Дневник писателя", изд. Аверкиевым, 1885 г., No 9, стр. 305--306; "Исторический Вестник" 1885 г., кн. 8, стр. 423; 1894 г., кн. 3, стр. 674--676; "Суфлер" 1885 г., No 45; "Московские Ведомости" 1885 г., No 207; "Новь" 1885 г., кн. 17, стр. 332; "Радуга" 1885 г., No 27, стр. 578; "Театральный мирок" 1885 г., NoNo 25 и 26; "Церковный Вестник" 1885 г., NoNo 25 и 26; "Всеобщий Календарь" на 1886 г., изд. Гоппе, стр. 502; Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей". Вып. V, СПб. 1889 г., стр. 128--130 и вып. XI, стр. 230; "Пчела" 1878 г., No 17 (с портр.); "Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете", M. 1911, стр. 241--242; Московский Некрополь, т. III, СПб. 1908, стр. 25; "Русск. Арх." 1876 г., кн. III, стр. 128.
Ив. Давидович.
Источник текста: Русский биографический словарь (Половцова)
II. Родиславский
(Владимир Иванович, 1828--1885) -- писатель. Окончил курс в московском университете; состоял правителем канцелярии московского генерал-губернатора. Был основателем и первым секретарем "Общества русских драматических писателей". Напечатал: "Аграфена Тимофеевна Сабурова" (биографический очерк, "Пантеон", 1855, No 9), "Лукавый попутал" (рассказ, ib., No 11), "Сергей Васильевич Васильев" (М., 1862), "Было да прошло" (комедия в 4 действ., переделка с немецкого, "Русская Сцена", 1864, No 2), "На хлеб и на воду" (шутка-водевиль в 1 действ.,1865, 1873, 1878), "Материалы для биографии К. Н. Полтавцева" ("Антракт", 1866, No 22), "Об авторских правах на сценические произведения" ("Русский Вестник", 1870, No 8), "Мольер в России" (ib., 1872, No 3), "Пров Мих. Садовский", материалы для его биографии (ib., 1872, No 7), "Неизданные пьесы А. С. Грибоедова" (ib., 1873, NoNo 9 и 10), "Щука востра, а не съест ерша с хвоста" (комедия в 4 действ., переделка с французского, СПб., 1875), "Екатерина Николаевна Васильева" (биографический очерк, М., 1878), "Ж. Б. Мольер" ("Театральная Библиотека", 1879, NoNo 3 и 4) и др. Р. принадлежит еще целый ряд игранных на сценах Москвы и Петербурга, но не появившихся в печати пьес: "Расставание", "Жертва отчизне", "Беда быть таким", "Слепой", "Ворожея" и др. Ср. некролог в "Историческом Вестнике", 1885 г., No 8.
В. Р--в.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона