Церковь есть не только некоторая святость, но и вытекающая из этой святости сила, авторитет. И, как таковой, ей принадлежит сперва нравственное, а потом и властительное руководительство в жизни. В No 288 нашей газеты помещено было, в обширных выдержках, "Окружное увещательное послание об освящении воскресного дня и праздников ко всем православным греческого королевства", изданное в августе месяце афинским синодом. Время наше так ослабло, так порознь шатки стали люди, наконец, так мало связанности духовной между ними и так велик эгоизм каждого, что едва ли можно надеяться обширных и длительных плодов этого "Послания". Доброе чувство шевельнется в другом-третьем; шевельнется и, продержавшись некоторое время, замрет, не находя поддержки в условиях времени, отклика в сердцах человеческих. "Забота века сего и обольщение богатства заглушает слово и оно бывает бесплодно" (Матф. XIII), как сказал Спаситель в притче о сеятеле и зернах. Вот для таких-то добрых, но слабых в малочисленности своей, но подавляемых условиями "века сего", и необходима поддержка не только в авторитетном слове, каково "Послание" афинского синода, но и во властительном действии.
Подъем религиозного чувства, жажда прильнуть к церкви как к "столпу и утверждению истины" пробуждается и растет не только в простом народе нашем, но и в образованном обществе. Всякое движение церкви, всякое действие ее власти, идущее навстречу этому оживлению, будет встречено радостно, встретит протесты лишь разрозненные и быстро заглушаемые. Вполне презренна отговорка "хозяев" от праздничного отдыха служащих в их лавках: ибо в субботу и понедельник купит всякий то, чего не мог купить в воскресенье, и никто не останется без вещи потому только, что ее именно в воскресенье нельзя было купить. Ясно, что воскресного отдыха не дают служащим те именно хозяева, которые рассчитывают не на обыкновенного воскресного покупателя, но на того излишнего покупателя, который придет к ним в воскресенье, потому что многие другие лавки в этот день заперты. Итак, дело сводится к излишку дохода, к незаконной корысти воспользоваться чужим праздничным отдыхом и взять у них того покупателя, который завтра, в понедельник, пришел бы к ним и приобрел нужное.
Ни в каком случае это торговое хищничество не заслуживает уважения, и праздничный отдых утвердится тогда только, когда он станет общим. А общим он может стать только тогда, когда станет для всех обязателен и принудителен, перестав быть случайным и личным.
Есть понуждение доброе, благое. Мы указали на послание афинского синода; указали на всеобщую жажду и у нас восстановления православного облика в будущей, изменчивой, колеблющейся жизни. Везде, в каждом городе, во всякой местности может действовать в этом направлении священник, архиерей; действовать, не дожидаясь общих мер. Но венцом этих единичных усилий было бы властительное движение нашего св. синода, и вот то, в чем нуждается русский народ и чего жаждет русское общество.
Впервые опубликовано: Свет. СПб., 17 нояб. No 308. No 299. Без подписи и заглавия.