Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
НРАВСТВЕННОЕ ОСВЕЖЕНИЕ ЕВРОПЫ
"Все газеты спокойно обсуждают поражение Буллера", -- говорит лондонская телеграмма от 4 декабря, констатируя стойкое настроение духа англичан. "Слава Богу, все устроено; кто нужно удовлетворен и закуплен; вмешательства более ожидать нечего" -- сообщают другие телеграммы. Но вот чего нельзя ни успокоить, ни закупить: общественного мнения Европы и всего мира. Война с бурами, которая обещала быть частным эпизодом английской истории, вырастает в явление общеевропейского интереса по тому чрезвычайному нравственному вниманию, которое она к себе притягивает. Дело в том, что в лице Панамы, шантажистов печати, Дрейфуса, вивисекции восточных народов и пр. и пр. Европа испытала столько потрясений своей совести, что вести из Капской земли о героической борьбе полупастушеского народца с громадною всемирною акулой поразили всех.
Вот уже новый дух, повеявший на старую и усталую Европу! Это -- внуки, вдруг порадовавшие дедов; это -- Ермак, слагающий к подножию Грозного покоренную им Сибирь в самую минуту горестных унижений Ливонской войны. Там была радость и отдых политические, здесь не менее важный нравственный отдых. Телеграмма говорит, что в Лондоне "недоумевают, каким образом буры являются всюду превосходящими по численности англичан", и что "единственным объяснением этого является только постоянно возрастающее число африкандеров, присоединяющихся к бурам". Вот чего нельзя успокоить: возмущенной человеческой совести -- чувства единения людей перед зрелищем борьбы человека и народа за его человеческие права!.. Европа в наши дни широко связана духовно внутри себя и, не шевеля своими железными армиями, она очень может шевельнуться да уже и шевельнулась, как нравственный авторитет, настроенный крайне враждебно к Англии. Бесцеремонно деловитая Англия чрезвычайно все-таки любит красивые позы и красивые фразы, так как они так удачно прикрывают некрасивые дела. Гладстон, "вознегодовав на отечество" (будто бы знаменитым возгласом о Болгарии в сущности выиграл хорошую нравственную ставку для своего отечества, вызвав упоение, едва ли дальновидное, целой Европы: "Смотрите, вот какова Англия, смотрите, какие там классические старцы! Они читают Библию и Гомера, пишут стихи и не говорят иначе, как смотря на небо!". Доброму Джон-Булю "все в котомку", и он разом обирал плоды и с политического гешефтмахерства Биконсфильда и от классических седин "великого старца". И успех следовал за успехом, в самом этом нескончаемом счастье заключая в себе какие-то элементы оправдания, и, вот это благополучие и это оправдание вдруг кончились пробуждением столь же внезапным, как и жестоким, и нравственное неуважение к Англии высказывается повсюду чрезвычайно сильно, даже и среди недавних льстецов британского величия. И тем сильнее повсюду разрастается теплое участие к бурам.
Маленькая и нелицемерно благочестивая страна, страна скотоводов и охотников, заброшенная в сторону от больших путей истории, она каждому европейскому народу напомнила его историческое детство такого же простого быта, такого же неломаного отношения к Богу, такого же мужества в перенесении опасностей. И с ними Бог победы!
КОММЕНТАРИИ
НВ. 1899. 6 дек. No 8541. Б.п.
Гладстон... возгласом о Болгарии -- "Единственный способ избавиться от злодеяний турок в Европе -- это избавиться от самих турок" (У. Гладстон. Болгарские ужасы и восточный вопрос. 1876).