Розанов Василий Васильевич
Памяти Вл. Соловьева

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

В. В. РОЗАНОВ

  

Памяти Вл. Соловьева

  
   Серия "Русский путь"
   Вл. Соловьев: Pro et contra
   Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. I
   Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2000
  
   Смерть унесла в лице Вл. С. Соловьева самый яркий за истекшую четверть века светоч нашей философской и философско-религиозной мысли. Можно было резко расходиться с почившим во взглядах, можно было бороться против всего его миросозерцания, неприятно-старческого, сухо-аскетического, в общем -- эклектического {В одной ненапечатанной статье своей "Схема развития славянофильства" я, указывая историческое положение Соловьева и характеризуя общий склад его ума, занятий и направлений, определил их словом "эклектизм". Покойный, прочитав эту рукопись и возвращая ее мне, сказал: "Только слово "эклектизм" вы заменили бы словом "синкретизм"". Считаю долгом внести эту личную поправку Соловьева, не отвергая ее, хотя и не настаивая на ней. Своего, зиждущего не было так много у Соловьева; соединяя чужие части в новую храмину, был ли он эклектиком? синкретистом? -- ужасно трудно сказать. Во всяком случае, в усилиях соединить он не был мертвенным; он не был (нигде и ни в чем) Вагнером, но и в Фауста он не вырос.}; но в каждую минуту борьбы необходимо было чувствовать, что борешься с силами, высшими собственных и только минутно и странно увлекшимися поверхностными теориями. Нам думается, в Соловьеве выше его учений -- его личность. Учения его менялись; но всегда в центре их стоял прекрасный человек, с горним устремлением мысли, с высшими историческими и общественными интересами, привлекательный лично и в личных отношениях. Вся жизнь его была сплошное скитальчество. В сущности, ему постоянно нужна была аудитория, слушатели; он был урожденный, врожденный учитель.
   В лучшей стране и в лучшую минуту истории эти его богатые инстинкты были бы бережно утилизированы и принесли бы отечеству плод сторицею. Но, увы, русская действительность похожа на печальный сон фараона, где тощие коровы пожирают тучных1. Пришли какие-то тощие умы, послушали, не поняли и изрекли о философе и богомысле: "Не надо..." И "ненужный" философ пошел в продолжительное скитальчество, может быть раздраженный, наверно опечаленный; и, может быть, много горьких и ошибочных слов, слов желчных и несправедливых, вырвалось у него как ответ на это "не надо"... "Тощие коровы" нашей действительности прежде всего худые политические счетчики. Они не только устранили превосходного религиозного, серьезного руководителя молодых колеблющихся умов, но и создали многолетнего и талантливейшего в литературе бойца против консервативных начал жизни, антиславянофила, антирусиста. То, что здесь было у него ошибочного, должно быть особенно легко отпущено почившему и в значительной степени объяснено превратностями его биографии.
   Навсегда останется прекраснейшим в Соловьеве его высокая мечтательность. "Вот человек-сухарь", -- говорим мы о профессоре, ученом, труженике библиотек и музеев. Ничего подобного нельзя сказать о Соловьеве. Он был мистик, поэт, шалун (пародии его на декадентов, некоторые публицистические выходки), комментатор и наряду с этим, в глубокой с этим гармонии -- первоклассный ученый и неустанный мыслитель. Ничего здесь не надо исключать. И в этой сложности духовного образа -- его заслуга, его превосходство. Думается, однако, что задушевнейшею его областью была его поэзия. Оговоримся. Почивший был несколько робок и нежен. В прозаических трудах он говорил кое-что, чего не думал и что произносилось ad publicum2; другого, по нежности и робости, он не говорил -- стесняясь. В поэзии он выступал как бы анонимом; в ее неясных звуках он дышал привольно и легко. Он любил поэзию, как любят свободу, и еще он любил ее как прекрасную форму, ибо в душе его был силен эстетический идеал. В ряду стихотворений его отметим как прекраснейшие -- "На смерть друзей". Какой-то друг сложит над его прахом подобное стихотворение! Вот что, например, он писал в 1897 году об An. H. Майкове и что так идет к самому ему:
  
   Тихо удаляются старческие тени,
   Душу заключавшие в звонкие кристаллы,
   Званы еще многие в царство песнопений, --
   Избранных, как прежние, -- уж почти не стало.
  
   Вещие свидетели жизни пережитой,
   Вы увековечили все, что в ней сияло,
   Под цветами вашими плод земли сокрытый
   Рос, и семя новое тайно созревало.
  
   Мир же вам с любовию, старческие тени!
   Пусть блестят по-прежнему чистые кристаллы,
   Чтобы звоном сладостным в царстве песнопений
   Вызывать к грядущему то, что миновало3.
  
   Стихи его так хороши, что хочется их цитировать и цитировать как его биографический образ, как вереницу его душевных картин. Прав тысячу раз Тютчев, что все выразимое -- не истинно, а все истинное -- невыразимо; так и философия: хочется иногда сказать, что философы-прозаики, по несовершенству своего оружия, суть плотники-философы, а поэты суть тоже философы, но уже ювелиры, по тонкости и переливчатости своих средств. Например, вот его "Око вечности":
  
   Одна, одна над белою землею
             Горит звезда.
   И тянет вдаль эфирною волною
             К себе -- туда.
   О нет, зачем? В одном недвижном взоре
             Все чудеса.
   И жизни всей таинственное море,
             И небеса.
   И этот взор так близок и так ясен, --
             Глядись в него,
   Ты станешь сам -- безбрежен и прекрасен --
             Царем всего4.
  
   Руководимый, может быть, очень верным инстинктом, Соловьев, по виду относясь шутливо к своим стихам, на самом деле и в глубине души едва ли не чувствовал их более серьезно, чем философскую и богословскую свою прозу, слишком обрубленную и деревянистую, чтобы выразить тонкие и неясные движения его души. Прозу надо доказывать, а главное (в мире и в душе) -- недоказуемо. Как "доказать" это чувство, выразившееся в стихотворении "Отшедшим" (усопшим):
  
   Едва покинул я житейское волненье,
   Отшедшие друзья уж собрались толпой,
   И прошлых смутных лет далекие виденья
   Яснее и ясней выходят предо мной.
  
   Весь свет земного дня вдруг гаснет и бледнеет,
   Печалью сладкою душа упоена,
   Еще незримая, уже звучит и веет
   Дыханьем вечности грядущая весна.
  
   Я знаю: это вы к земле свой взор склонили,
   Вы подняли меня над тяжкой суетой
   И память вечного свиданья оживили,
   Едва не смытую житейскою волной.
  
   Еще не вижу вас, но в час предназначенья,
   Когда злой жизни дань всю до конца отдам,
   Вы въявь откроете обитель примиренья
   И путь укажете к немеркнущим звездам5.
  
   Теперь он ушел в эти звезды, присоединился к хору усопших теней. Он эти тени вечно чувствовал. Как, однако, доказать их бытие? Как "оправдать", через какой силлогизм свое чувство к ним? И как объяснить вообще внешнему и не чувствующему свое касанье "мирам иным", мирам горним и лучшим? Здесь опадают крылья философии, а крылья поэзии здесь именно и поднимаются. Поэзия может быть, и у Соловьева она и была, недоказуемою философиею, "метафизикою", то есть тем, что "над физикою" в древнем греческом смысле.
   Менее удачны были опыты критического суждения, за которые иногда брался покойный. Чего ему здесь недоставало? Спокойствия суждения. Он всегда высказывал что-нибудь экстравагантное, что трудно было доказать, и впадал в раздражение и разные литературные неудачи, все-таки пытаясь доказать. Такова его "Судьба Пушкина" и статьи, к ней примыкающие. У него было мало чувства действительности, чувства земли. Имея какую-нибудь превосходную отвлеченную мысль, он обыкновенно выбирал самый неудачный пример на нее из области действительности. Так случилось и с Пушкиным. Сами по себе все религиозные и философские идеи, положенные в основу "Судьбы", привлекательны и правдоподобны. Но Пушкин со своей печальной семейной историей запутался в эти идеи, как в тенета, и общество русское, а также и сильная антикритика поторопились извлечь поэта, так измученного при жизни, из этого посмертного критического мучения. К сожалению, у Соловьева не было такта, хладнокровия и рассудительности, чтобы неверную и неудачную попытку не защищать и далее. Едва ли более успешны были его многочисленные публицистические нападения. Вообще, созерцатель по существу, поэт по темпераменту, он напрасно и бессильно бросался в борьбу. Он никому не нанес тяжких ударов; между тем, по-видимому, для его нежной натуры были тяжелы ответные удары, которые уже невольно вызывались его нападениями.
   Соловьев оставил после себя до известной степени школу. Школа эта определяется кругом интересов: граница между философиею и богословием, теософия в обширном, а не специальном и не сектантском смысле. Профессор Лопатин, и особенно двое Трубецких, суть талантливейшие из его полуучеников, полупоследователей. Вообще в Соловьеве было много бродила, закваски; мысли его колебались или были неясны, но они всегда и очень многих возбуждали; они давали темы, они указывали области исследования; из них очень многие уже содержат в себе исходную точку зрения и метод.
   Таланты его были больше, чем успех. От чего это зависело? Темы его не были практические и не могли взволновать практические интересы; а для внепрактических интересов у нас еще нет достаточно людного общества. Вообще, общество русское -- загадка. Чем оно живет? Что ему нужно? Что его могло бы взволновать в 20, 40, 60, 80-е годы? Германия имеет реформацию и на почве реформации, в направлении реформации всякая мысль, в семнадцатом или девятнадцатом веке, будет возбудительна и благотворна. То же можно сказать о французских революционных идеях, об английских экономических или пуританских идеях. Но Россия? Но русское общество? По-видимому, такою почвою у нас должно бы быть православие, между тем огромный ум и талант Хомякова или Гилярова-Платонова был все-таки провинциальным явлением в русской литературе, а не коренным. "Корневое" ее течение до сих пор было, как в этом ни печально сознаться, либеральное, то есть просто бессодержательное и лишь бы красивое. Все, что пыталось у нас определиться, сузиться в доктрину, в маленькую религию ума и сердца -- просто не принималось, не прививалось к обществу. "Мы хотим, чтобы вы тревожили наше сердце, но не хотим, чтобы в чем-нибудь нас убеждали", -- по-видимому, говорят из общества писателям. И писателям трудно.
   Нам нужно ждать событий. Литература может вырасти только из событий, и, собственно, все писатели, которые томятся, -- томятся о событии, о бытии как роднике идеи. "Боже, зачем я существую? Боже, зачем Ты меня послал в мир?" И под Соловьевым не было непоколебимого события, которое выпрямило бы пути его и устранило колебание его биографической походки. "Вы падаете на оба колена", -- упрекал пророк человеков; мы же, или те из нас, кто не лежит плашмя на земле, "падаем" на бесчисленные колена, чужие, свои, ищем, встаем, и ежедневно надеемся, и каждый день не находим. Так сплелась и судьба Соловьева, и окончательная правда его сердца состояла в том, что он ни на чем не устоял. "Искал, но не нашел". И "школа" его, в смысле заданной темы, конечно, просуществует некоторое время, но она начнет теряться, как ненужный ручеек, в пустынности и безмолвии общего нашего исторического бытия. Все -- безосновательно, все безбытийственно пока у нас; и нет, конечно, основания быть его школе.
   Да будет прощено некоторое личное слово, не нужное читателю, но которое нужно пишущему. Мне принадлежат о покойном несколько резких слов, прижизненно сказанных ему по поводу его идей. Неприятное в литературе, что она огорчает, что из-за нее огорчаешься. Во всяком случае, теперь своевременно высказать сожаление о возможном огорчении, какое эти слова могли причинить усопшему. Хоть поздно, но можно и хочется обратить к нему не одно общее всем людям надмогильное "прощай", но и отдельное свое: "Прости"...
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Печатается по первопубликации: Мир искусства. 1900. No 15--16.
  
   1 ...печальный сон фараона, где тощие коровы пожирают тучных. -- Библия (Бытие. 41, 1--4): вещий сон фараона о семи тучных и семи тощих коровах, истолкованный Иосифом как возвещение семи лет голода в Египте.
   2 Adpublicum -- для публики (лат.).
   3 "Тихо удаляются старческие тени..." -- Из стих. Вл. Соловьева "На смерть А. Н. Майкова" (1897).
   4 "Око вечности" -- стих. Вл. Соловьева (1897).
   5 "Отшедшим" -- стих. Вл. Соловьева (1895).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru