Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
О ГИМНАЗИЧЕСКОЙ РЕФОРМЕ
Если какая область жизни требует эластичности движений, то это народное просвещение; нигде фанатизм и односторонность так не вредны, как тут, где замешаны равно общегосударственные интересы, таланты преподавателей, весьма законная воля родителей учить детей своих одному и не учить их другому. Ни одною из этих сторон, которые могут и гармонировать между собою, и не гармонировать, невозможно пренебречь. Система Толстого-Делянова в значительной степени тем и погубила себя, что ни с чем, кроме себя самой, не сообразовалась. Не было учителей -- она выписала их из Чехии и Галиции. Родители хотели детям прикладного образования, система давала им образование отвлеченное. Она стала колом поперек горла, пока Россию не стошнило от нее. Теперь, переменяя совершенно принципы образования, она, конечно, не повторит прежних ошибок.
Ходатайства гимназии Креймана, Поливанова и Петропавловского училища (все в Москве) сохранить в них древние языки, по всему вероятию, не вызовут противодействия со стороны министерства народного просвещения. Было бы грустно, если бы отмена классицизма, которую следует признать делом совершившимся и не возбуждающим о себе каких-либо сомнений, проводилась так же фанатично и односторонне, как вводился классицизм. Мы бы стояли в историческом движении на одной точке, если бы не научились из прошлого и если бы реформа 1901 года не стояла выше реформы 1870 года. Все три поименованные учебные заведения суть частные заведения, в которые много вложили своей личности их основатели. Понятно и вполне уважительно желание частного и личного учреждения сохранить отпечаток лица и понятий того человека, благодаря которому оно возникло. Допуская эти отступления от своей нормы, министерство выкажет необходимую в сфере просвещения уступчивость. И она ни малейшее не поколеблет авторитета самой нормы, нормы уже общегосударственной, а не личной.
Все эти исключения довольно понятны, они, вероятно, не будут многочисленны и, повторяем, ни малейшее не затрагивают уже выработанного и решенного к введению типа школы реальной и построенной на фундаменте главным образом изучения родины.