Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
ТОВАРИЩЕСТВО БОЛЬНЫХ
Пока мы имеем одни рассуждения -- мы еще не имеем ничего. Пока не найден вполне практический, вполне удобный способ достаточно вознаградить каждого врача за каждый визит, до тех пор претензии общества к врачам будут глухо выслушиваться последними, как явно неосновательные, и пациенты во множестве случаев будут оставаться без помощи, как бы ни роптало общество и сколько бы ни говорила печать. Попробуем набросать здесь два плана урегулирования платы, особенно необходимого для провинциальных городов, где бесплатная помощь труднее находится, нежели в столицах.
Болезнь парализует труд. Одновременно с тем, как она причиняет боль и угрожает смертью, она закрывает еще кошелек пациента. Поэтому о болезни нужно думать не тогда, когда болен, а когда здоров. Перенося это, так сказать, из вертикальной линии в горизонтальную, мы получим другое правило: о больном должен думать не он сам, а здоровые. Эти два простые и очевидные принципа прямо подводят нас к двум возможным способам оплаты медицинской помощи.
Первый способ заключается в том, что данная семья, так сказать, страхует себя у избранного врача и вносит ему ежемесячно один рубль, чтобы иметь его помощь, когда наступит несчастие, т. е. болезнь. Болезни вовсе не так часты, и нередко семья проживет целый год, ни разу не обращаясь к медицинской помощи. Напротив, есть другие семьи, где поминутно хворают. Тут уж плюсы и минусы должны взаимно сокращаться, и что доктор выигрывает от здоровья благополучной семьи, то он проиграет, леча в семье с частыми больными. Доктору бы только получить, от кого бы ни получить, и обратно: чем здоровее страхующийся, тем ему лучше: он платит, конечно, за больного, но и сам безопасен на случай нисколько не устраненного несчастия. Нам думается, этот план очень рационален. Если бы еще распространилась привычка с легкими формами болезней ни в каком случае не звать доктора к себе на дом, но являться к нему на прием, то труд докторов весьма сократился бы. А их нужно очень беречь, ибо труд и даже неутомленность доктора есть общее богатство, которое нужно крайне осмотрительно утилизировать. Если бы на дом звали врачей только к неподвижно-больным, то несомненно визиты их были бы внимательнее, продолжительнее и плодотворнее, чем случается теперь.
Но есть, к сожалению, такие бедняки, для которых рубль в месяц уже тягостен, ибо они перебиваются из копейки в копейку и не могут отнять один рубль, чтобы остаться с девятнадцатью или двадцатью девятью рублями в месяц. К несчастью, и таким приходится хворать. Что тут делать, как тут помочь? Эти-то больные и суть робкие больные, которые не зовут врача даже при тяжком заболевании, перемогаясь, потому что им неоткуда вынуть и рубля или страшно отнять у жены и детей последний рубль. Здесь возможен другой вид страхования. Такой бедняк пусть будет записан в товарищество, положим, из четырех сот человек: каждый из них вносит четвертак в случае болезни одного из товарищей, и получающаяся сумма сто рублей идет на лекарства и на визиты доктору для этого больного товарища. Повторяем, болезни не так часты, и из четырех сот человек много-много пятеро тяжело заболеют в год; иногда один заболеет, иногда даже ни одного. Легкие случаи болезни сюда не должны входить: ведь беднота и теперь поборяет их терпением, а не лечением; наконец -- с легкою болезнью можно обратиться в амбулаторный покой, не тревожа товарищества. Товарищество приходит на помощь только к тяжелому больному, недвижному в постели, или захворавшему острою бурною болезнью, или хроническому больному. Впрочем, трудящемуся человеку всякий перерыв в работе есть уже ущерб, и можно надеяться, что насчет товарищей не разовьются капризные больные. Да и этим благим делом русский человек посовестится злоупотреблять. Наконец, злоупотребление может быть предупреждено предварительным осмотром больного одним-двумя товарищами, которые и постановляют зов врача.
Внести четвертак, и притом не ежемесячно, а иногда, уже каждый может. Деньги могут вноситься в аптеку данного района, которая может производить и уплату врачу. Сто рублей не всегда израсходуешь, и остаток может числиться депозитом при аптеке на следующего больного. Тогда уже при этом следующем больном вносить придется товарищам не четвертак, а гривенник или даже пятак. Вообще этот вид взаимопомощи нам представляется особенно удобным. Товарищество может взять врача и менее дорогого, и более дорогого, опытнейшего или менее опытного. Вообще тут возможны комбинации и усложнения.
Нам думается, что мы, русские, не потому бедствуем, что есть бедствия, а потому, что мы не умеем с ними бороться. И не умеем бороться потому, что мы одиноки, разрозненны.