А.Г. Табрум. Религиозные верования современных ученых
Перевод с английского под редакцией В.А. Кожевникова и Н.М. Соловьева. Москва. Книгоиздательство "Творческая мысль", 1912
Нельзя думать, чтобы "современные ученые", как равно и несовременные, имели какое-нибудь преимущество авторитета в делах веры перед обыкновенными людьми. Вера -- дар души, в сложные нити которого входят между прочим наивность и благородная доверчивость: качества, противоречащие задачам научного исследования. Поэтому ничего нет обыкновеннее, как зрелище "современного ученого", который, подобно Анютке из "Власти тьмы", знает только "Богородицу" до половины, да и то сбиваясь... Мнения такого "ученого" совершенно не авторитетны и совершенно даже не интересны, как суждения слепорожденного о цветах; тогда как мнения и "Анютки", и учившего ее солдата, и дьячка из ближнего села -- авторитеты в качестве просто тактиков и очевидцев веры. "Доит корову" кто умеет "доить корову", а не непременно тот, кто знает, что она "млекопитающее". Вот, держа в уме эту мысль, можно взять и с интересом перелистать эту книгу, собранную из книг более нежели ста современных ученых: президентов королевского общества в Лондоне (величайшая и древнейшая английская ассоциация наук), химиков, физиков, геологов, физиологов (более всего), филологов и ориенталистов, зоологов, анатомов, патологов, ботаников, антропологов, гинекологов, психологов, математиков, астрономов, инженеров. По этим рубрикам сгруппированы имена ученых. Мнения эти в высшей степени интересно прочесть, -- между прочим, для экзамена ума или души ученых: вещь интересная. Переводчиками (судя по предисловию) являются трое религиозных москвичей, выдвигающих книгу как пропаганду мысли, что наука не отрицает религии, что высшие авторитеты естествознания, напр., не находили в Библии и Евангелии ничего противоречащего тому, что они знают о мире. Тут можно сказать "гм... гм..." при воспоминании об Иисусе Навине и об его словах во время битвы: "Стой, солнце, -- и не движься, луна"... Но это такое великолепное противоречие, из которого мы усматриваем недостаточность науки: солнце должно бы остановиться при таком восклицании, и тем хуже для него, если оно этого не сделало. Вера же, вышедшая из пределов естествознания, только превзошла его, чем и показала нужность свою, как специального, как нового, как веры. Солнце (в случае, если оно не остановилось) показало себя бездушным, "неверующим"; человек же показал, до чего его душа выше природы... Так и нужно: человек задохся бы, стой он в уровень с природой. Ученые стоят в уровень с нею, тянут "параллельно ей": верующий пересекает природу и науку "параболой", встречаясь с ними, но не непременно, и уносясь вдаль по своим особым законам и путям. Не смеем сказать, но хочется: будет время, когда верующие начнут творить природу... И тогда-то она из хилой и старой пополнеет и воскреснет в силах.
Впервые опубликовано: Новое Время. 1911. 22 дек. No 12853.