Служащие в трактирных заведениях и других подобных "с горячими напитками", т.е. попросту с "водкой распивочно", при закуске, обратились с просьбою походатайствовать за них, чтобы господа хозяева "имели Божескую милость" отпустить их в Св. Пасху на 1 1/2 дня, вместо того 1/2 дня, какой до сих пор они имеют и всегда имели. Из расспросов я узнал, что "сии заведения" открываются в самый первый день Пасхи, и, таким образом, даже в Светлое Христово Воскресение не имеют порядочного отдыха. Эй вы, социал-демократы: что лицемерите или о чем молчите? Покажите ваши статьи о даче всем рабочим воскресного отдыха?! Господин штатский генерал Скворцов, издающий "Колокол": почему вы не звоните, когда в Светлое Христово Воскресение на Руси принуждают работать, и принуждают почти в кабаках, а звоните только о таких рекламных пустячках, таком газетном материале, отнюдь не православном и не христианском материале, как это: "Коммисаржевская представляла св. Беатрису и за это сгнила в черных язвах в татарском далеком городе", а Толстой тоже "погиб лютою смертью" за то, если взять дело косвенно, что не состоял подписчиком вашего "Колокола" (недавняя неприличнейшая статья об этом). О "праздничном отдыхе" вопиял и вологодский преосвященный Никон, ни словом не обмолвясь о настоящем отдыхе для тружеников в праздник, даже хотя бы вот в Светлое Христово Воскресение. Епископ Никон вопиял не о деле, а о лицемерии, чтобы "правительственные учреждения не смели уклоняться от отравления наших праздников, нами установленных", а не то, чтобы вообще "заведения", напр. кабацкие, не были открыты в эти дни... О самолюбии своем он хлопотал, а не об отдыхе для христианина-труженика. "Почту-то, чтобы закрыли на воскресенье, -- это оскорбляет церковь". "А трактир, ваше преосвященство? В Светлое Христово Воскресенье?" "Об этом я еще не подумал", -- отвечает хлопотливый и во все просовывающий свой нос духовный публицист. "Сердце мое от сего не смущалось; как оно трепетало и негодовало при мысли об открытых в воскресенье почте, банке или бирже".
Между тем в банках и на бирже едва ли очень много работает коренного русского люда. Едва ли смотрели "Сестру Беатрису" в театре Коммисаржевской коренные православные люди. Это очень и очень надо разбирать. А вот по трактирам, в мальчиках, приказчиках, сидельцах, всякого рода "подавальцах" и "половых", прислуживают самые настоящие русские люди, самый настоящий православный народ, тот, что дает "копеечки" на воздвижение храмов, что несет иконы в крестных ходах, что на Страстной седмице непременно говел... А вот разговеться по-православному, провести в семействе первый светлый день, позвонить в колокола по разным церквам, пойти с домочадцами похристосоваться к старым родителям, к престарелому почитаемому деду -- этого ему не устроено, не сделано, не обеспечено. Заплевали кабаками Святой день, при благосклонном "содействии" начальства (акцизное ведомство, министерство финансов), при полном равнодушии духовенства, при молчании церкви. Бусурманство это у нас завелось.
У ближайших к делу людей, самих содержателей трактиров, меньше всего вины: корысть одолела и не могут справиться с чертом. Это не то, что равнодушие Скворцова, Никона и Пешехонова, людей, которые, не потрясая личного благополучия, не вынимая пука бумажек из кармана, могли бы помочь труженикам трактира. Итак, их я считаю более православными и христианами, чем всех названных выше особ. Корысть одолела, с бесом справиться не могут, но душа русская в них не погибла. Итак, оставляя тех важных персон, к которым в дверь сам Христос не достучится, а разве они отворят эту дверь какому-нибудь генералу или не ниже полковника, говорю господам хозяевам:
-- Промысл Божий над всеми стоит. И промысл Божий круглый год стоит над человеком. Вы Богу дадите Его праздники, а Он вас вознаградит в будень. И за год вы больше заработаете, если отдадите Божие Богови, а себе возьмете только человеческое, как заповедал Христос. Спокойный прибыток -- лучший прибыток, постоянный прибыток -- самый верный доход. Больше заработаете, если не станете торопиться, спешить. Поспешность в наживе -- первый шаг разорения. Берегитесь этого, берегите душу, помните Бога. Непременно дайте полных полтора дня служащим у вас; откройте заведения не раньше как в два часа, после обеда, во второй день Св. Пасхи. И сосчитайте только один апрель: увидите, что в него вам Бог пошлет больше, чем сколько вы в пасхальный месяц заработали минувший год, открыв заведения в первый же светлый день.
Подарите всей Руси это красное яичко.
Впервые опубликовано: Новое время. 1911. 27 апреля. No 12597.