50-й (юбилейный) патриотический концерт М.И. Долиной
Так же могуче и нежно и глубоко звучал сегодня контральто М.И. Долиной-Горленко, как уже много лет он звучит по городам России и по городам Европы. И это не преувеличение "для юбилея": действительно -- молодо, действительно -- свежо. Много дала она в 50 концертах для русского солдата, следовательно, и для русского крестьянина, много вынула ему из души своей, прекрасной, доброй и благородной; но, поистине, много и взаимно дала ей Русь, дала любви и уважения. Сегодня в могучих приветах, не стихая из громады слушателей в цирке Чинизелли, это ясно сказалось. Ее целовали (руки), ей пели (из публики -- целый хор каких-то, кажется, учениц приюта), ей играли, кричали. Ну и конечно, истрепали ладоши...
Были прочитаны благодарственные телеграммы от Верховного Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича, от великого князя Павла Александровича и от великой княгини Елизаветы Маврикиевны.
Все дело ладно, складно, и о всем хочется сказать -- "слава Богу".
* * *
Антракт. Все идет, движется. Залюбовался белым казаком: белая папаха, белый бешмет, белые ножны кинжала. Не казак, а невеста: глянул внимательнее на волосы -- девичьи, вместо сапогов -- ботинки. Барышня! "Ничего не понимаю"... Из Галиции -- священник, произносивший ранее речь, не вполне понятную (говор), но с энергичными жестами. Какие-то иностранные физиономии. Сестры милосердия, -- все со счастливыми улыбками.
Цветы. Много цветов... Сборы... Портреты. Всем так-то люб портрет Главнокомандующего, -- и его хватали... Костыли... Цезарь Кюи, которого вызывали после выполнения его музыки, и он раскланивался из кресел... Руки на перевязях...
Усталый, я хотел уйти по окончании 1 -го отделения, в 11 1/2 часа, но -- хорошо, что остался. Масса интересного и чудно звучного. Опять пела М.И. Долина и Н.А. Левченко; "патриотический хор" Долиной и хоры певчих Гвардейских полков под управлением А.И. Смолина, хор гусляров Смоленского. Чудно пропела "Песню казака" Е.В. Слатина, и одетая серым казаком... Бывает, -- звучит голос как инструмент; у Слатиной в тембре ее голоса есть что-то несравненно человечное, несравненно миловидное, если можно применить "миловидный" к звукам голоса. И наконец, г-жа Н.Л. Тираспольская сверх программного "Они идут" прочла экспромтом прекрасное стихотворение, полученное от простого солдата с передовых позиций, и переписку двух немок-подруг, Амалии из Берлина и Каролины из Риги... Письма -- полны остроумия и встречались дружными взрывами смеха. "Все у нас прекрасно, только немного недостает хлеба", -- пишет подруга из Берлина... "Теперь, к сожалению, нельзя выехать из этой грубой, неотесанной России, -- и мое желание повидать тебя не может исполниться. Подожду дней, когда можно будет доехать до Берлина, не выезжая из России. Все говорят, что это будет скоро". И т.д. И наконец, -- прелестные насмешливые куплеты пропел совсем крошечный, лет 11, казачок.
Все звучно, картинно, красочно... Труд Долиной громаден. И результат: уже 49 концертов, т.е. не включая вчерашний, дали сбора в пользу всевозможных учреждений для раненых 164 214 руб.!!!
М.И. Долина и по рождению, и по замужеству -- военная. И в ее "патриотических концертах в пользу раненых" сердце сердцу весть подало.
Впервые опубликовано: Новое Время. 1915. 13 марта. No 14010.