Садовской Борис Александрович
"Весы". Воспоминания сотрудника

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Борис Садовской

"Весы". Воспоминания сотрудника

   <...> Лет триста назад при дворах европейских государей водились искусственные карлики.
   Ребенка заделывали в фарфоровый бочонок с отверстием внизу -- и так держали несколько лет; потом бочонок разбивался, из фарфоровых обломков с трудом вылезал неестественно толстый, низенький уродец на тонких ножках.
   Если такому карлику придать голову Зевса с кудрями и пышной бородой, получится Макс Волошин.
   Из-под пенсне и нависших бровей на широком лице беззаботно щурятся маленькие странно-веселые глазки.
   На косматой голове высокий плюшевый цилиндр, на плечах крылатка.
   Первому появлению в "Весах" этой потешной фигуры предшествовали частые анонсы в редакции о выходе стихотворений Верхарна в совместном переводе Брюсова и Волошина.
   В конце концов Верхарна перевел один Брюсов, книга вышла в начале 1906 года1.
   Волошин приехал в Москву из Парижа осенью; в один из вторников он появился в "Весах". После короткой беседы Брюсов взял с полки экземпляр Верхарна, написал на нем несколько строк и передал книгу Волошину, лукаво подмигнув всем нам. Мы с любопытством наблюдали. Волошин, прочитав посвящение, с растроганным видом крепко пожал руку Брюсову, пошел было в кабинет и опять вернулся для нового благодарного рукопожатия.
   Пламенное служение "новому искусству" и желание быть оригинальным роднит Волошина с Койранским2; однако Койранский по удельному весу таланта значительнее Волошина.
   Когда мне приходилось беседовать с Волошиным, невольно вспоминался Иванушка из "Бригадира" Фонвизина: "Тело мое родилось в России, это правда; однако дух принадлежит короне французской".
   Что стал бы делать Волошин вне Парижа?
   Он искренне стремился сблизить русское искусство с западным, тогда как на деле был только посредником между московскими и парижскими декадентами, их "коммивояжером".
   "Трудолюбивый трутень" -- хотелось сказать, глядя на его сизифовы усилия.
   Природная недалекость побуждала иногда наивного Макса выкидывать невероятнейшие коленца.
   То вдруг он ни с того ни с сего печатно ляпнет, что Брюсов родился в публичном доме3, -- символический оборот, но можно понять буквально -- и бедный Валерий Яковлевич спешит заявить фельетонисту Измайлову, что ничего подобного не было.
   То разразится восторженным фельетоном о том, как голая парижская натурщица в толпе художников, где был и Волошин, прошлась демонстративно по Латинскому кварталу и посрамила навеки всемирное мещанство4.
   Когда шальным ножом психопата исполосована была картина Репина "Смерть царевича Ивана", все искренне огорчились; один Волошин пришел в восторг. В специальной брошюре доказывал он, что Репин сам виноват: не надо было изображать на картине так много крови; художник получил заслуженное возмездие: кровь за кровь5.
   В "Весы" Волошин все шесть лет давал стихи свои и переводные, статьи, заметки, рисунки, и все у него выходило прилично, старательно и бездарно.
   Волошину, к счастью для него, не дано сознавать своего комизма: он искренно доволен собой и даже счастлив. Оттого дружить с ним легко: человек он покладистый и добрый.
  

Примечания

   Его воспоминания приводятся как яркий образец отношения к Волошину людей, далеких от понимания его личности, многих и многих "мещан духа".
   Текст -- по рукописи, хранящейся в ЦГАЛИ (ф. 464, оп. 1, ед. хр. 3).
  
   1. Книга Верхарна в переводе В. Я. Брюсова вышла в 1906 г под названием "Стихи о современности". Волошин критически отозвался о ней ("Весы". 1907. No 2. С. 74--82).
  
   2. Койранский Александр Арнольдович (1884--?) -- поэт и критик. Не выпустил ни одной книжки стихов.
  
   3. Неосторожная фраза: "Вся юность Валерия Брюсова прошла перед дверьми публичного дома" -- появилась в рецензии Волошина на 1-й том стихов Брюсова "Пути и перепутья" (газета "Русь". 1907. 29 декабря), вызвав ряд нападок автора на рецензента. Однако сам Брюсов впоследствии подтвердил: "Мне было лет 12--13, когда я узнал "продажную любовь" и заглянул в область кафе-шантанов и "веселых домов". Эти соблазны оказались для меня столь неодолимы, что я стал посвящать им значительную часть своего времени" (Брюсов В. Автобиография. -- В кн.: Русская литература XX века. Вып. 1. М., 1914. С. 104).
  
   4. Имеется в виду статья Волошина "Весенний праздник тела и пляски" (Русь. 1904. 22 апреля. No 129).
  
   5. См. статью М. Волошина "Репинская история" (с. 294-- 301).
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru