Аннотация: (Некролог). Текст издания: журнал "Вестник моды", 1915, No 41.
Мария Гавриловна Савина
(Некролог)
Скончалась прекрасная русская женщина и первоклассная артистка. Искусство потеряло в ней верную, глубокую и тонкую выразительницу радостей и страданий женской души, общество -- деятельного и гуманного члена. Мария Гавриловна Савина родилась в Каменец-Подольске 30-го Марта 1854 г. Отец ее, Г. Н. Подраменцев, учитель рисования, так увлекался театром, что поступил на сцену. Дочь всюду следовала за отцом и 8-ми лет играла в Одессе в драме "Эсмеральда". Пятнадцати лет она дебютировала, под именем Стремляновой (псевдоним отца), в г. Минске в роли Глиши в водевиле "Бедовая бабушка". В Харькове она вышла замуж по любви за актера Н. И. Савина и вместе с ним играла в Калуге и в Нижнем-Новгороде. С поступлением в труппу известного артиста-антрепренера Медведева начинается ее известность; она играет в комедиях и опереттах и получает 450 р. в месяц и два бенефиса.
В 1874 г. Савина дебютировала на сцене Александринского театра в комедии "По духовному завещанию" в роли Кати. После блестящего успеха в комедии Н. А. Потехина "Злоба дня" о ней говорят, как о выдающейся артистке. С этого времени она господствует в Александринском театре и делается знаменитостью и любимицей публики.
Благодаря необыкновенной гибкости своего таланта она в течение 40 лет создает самые разнообразные роли, заставляя зрителей переживать все перипетии судьбы изображаемых ею героинь. Обширный репертуар ее свидетельствует о силе ее дарования; в него входит: Толстой, Островский, Потехин, (Н. А.) Крылов, Суворин и др.
Она основала Театральное общество, была его секретарем и в течение 25 лет несменяемым членом совета. Приют и убежище престарелых артистов были предметом ее материнской заботливости. Она была директором театральной школы имени А. С. Суворина и почетным членом Литературно-Художественного Общества. М. Г. была три раза замужем; последний раз -- за вице-президентом Театрального Общества А. Г. Молчановым. Слезы у ее гроба свидетельствуют об ее сердечной доброте.
В 1895 г. ей было Высочайше пожаловано звание заслуженной артистки; она имела ордена иностранных государств и в их числе французский Officierd'Academie. "Театр, -- говорит Александр Дюма-сын -- есть воинствующая нравственность". Если это так, то Савина была славным борцом, и имя ее сохранится в летописях русской сцены. В этом -- порука слезы, которые вызывали у нас страдания созданных ее героинь и наслаждение, испытанное нами при звуке ее ласкающего голоса и взгляда ее чарующих глаз.