Сен-Санс Камиль
Камиль Сен-Санс: краткая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Сен-Санс (Charles-Camille Saint-Saens) -- известный французский композитор, род. в Париже в 1835 г. Теорию композиции изучал у Маледена и Галеви. Учился в Парижской консерватории игре на органе и был органистом в парижских церквах. Впервые как композитор С.-С. выступал, начиная с 1856 г., с симфониями, имевшими успех. В особенности его имя выдвинулось благодаря его операм "Samson et Dalila", "Henri VIII", "Etienne Marcel", включенным в репертуар почти всех больших сцен Европы. Его симфонические поэмы "Phaéton", "Le rouet d'Omphales", "Danse macabre", "La jeunesse d'Hercule" и др. исполняются почти всеми симфоническими оркестрами. Написал еще кантату "Promethee", квартеты, квинтеты, много духовных сочинений, концертов для разных инструментов, сочинений в области камерной музыки и пр. Из мелких вокальных его сочинений выдаются: "Mélodies Persanes", для пения с фортепиано. С.-С. приезжал в 1875 г. в Петербург.

Дополнение

   Сен-Санс (Charles-Camille Saint-Saens) -- французский композитор. Из его новейших произведений главные: оперы -- "Frédégonde" (1895); "Les Barbares" (1901); "Parysatis" (1902); "Andromaque" (1903); "La création d'Hélène" (1904). Инструментальные произведения: 3 симфонии (es-dur; a-moll; c-moll); 2 сюиты; Jota Aragonese; 5 фортеп. концертов; 3 скрипичных концерта; библейская опера "Le déluge"; Рождественская оратория; 18-й псалом для соло, хора и орк.; 2 мессы; "Harmonie et mélodie" (1885); "Essai sur les lyres et cithares antiques" (1902); "Portraits et souvenirs" (1903).
   
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XXIXa (1900): Семь озер -- Симфония, с. 564; доп. т. IIa (1907): Пруссия -- Фома. Россия, с. 612.

II.

   Сен-Санс (Saint-Saëns), Шарль Камилл, наиболее выдающийся из живых французских композиторов, род. 9 окт. 1835 в Париже, музык. образование получил у Стамати (фп.), Маледена (теория), Бенуа (орган), а композиции учился также у Галеви и Ребера (в консерв.) и у Гуно (частным образом). 1855 С. сделался органистом при церкви St. Merry, 1858 при церкви Ste Madeleine; одновременно с этим он давал уроки в институте церковной музыки Нидермейера. С 1870 С. не занимает никакого официального положения и посвятил себя исключительно композиции; во время концертных поездок в главнейших городах Европы С-у однако неоднократно приходилось самому исполнять собственные сочинения, при чем он выказал себя отличным дирижером, пианистом и органистом. Талант О. отличается разносторонностью и оригинальностью. Быстрым распространением своей славы С. обязан симфоническим поэмам: "PhaКton"; "Le rouet d'Omphale", "La jeunesse d'Hercule" и в особенности "Danse macabre" ("Пляска смерти"); однако произведения эти отнюдь не составляют центра тяжести его творчества. Он культивирует с любовью и убеждением классические формы, не пренебрегая однако современными средствами выразительности. Из области чисто инструментальных композиций следует отметить: 3 симфонии (I. Es-dur, II. A-moll, III. C-moll с органом), две сюиты ( 1 "Suite Algérienne"), Jota Aragonese для оркестра, несколько маршей и пр., 5 фп-ных концертов (1. D-dur, 2. G-moll, 3. Es-dur, 4. C-moll, 5. F-dur), виолонч. концерт, 3 скрипич. концерта (C-dur, G-moll, H-moll), концертштюк A-dur для скрипки с орк., Havanaise д. скрипки с орк., романс для флейты с орк., тарантеллу для флейты, кларнета и орк., скрипичную сонату D-moll, фп-ный квинтет со струнными инструментами op. 14, фп-ный квартет (то же) op. 41, фп-ный квартет с духовными инструментами op. 79, трио F-dur, септет для трубы, фп. и струнных инструм. op. 65, марши д. фп. в 4 руки и пр., вариации и тарантеллу для 2 роялей, органные произведения и пр.; из области вокальных композиций: 2 мессы, "Рождественскую ораторию", "Потоп" (библейская опера), реквием, различные мотеты, 18-й псалом для хора, соло и орк., "La lyre et la harpe" (ода Викт. Гюго), и наконец оперы: "La princesse jaune" (1 акт; Париж 1872), "Le timbre d'argent" (Париж, Opéra-NationalLyrique 1877), "Самсон и Далила" (в 3 д., Веймар 1877; затем шла на многих немецк. сценах; Руан 1890; Париж Grand-opéra 1892; Москва итал. опера 1893); "Etienne Marcel" (4 д., Лион 1879); "Генрих VIII" (4 д., Париж, 1883; Москва, Больш. Театр 1896); "Proserpine" (4 д., OpéraComique 1887), "Ассапио" ("Бенвенуто Челлини"; 5 д., Grand-opéra 1890), "Phryné" (2 д., Opéra-Comique. 1893), "Les barbares" (3 д., 1902) и несколько кантат. Кроме того С. написал музыку к "Dejanire" Палле (1898). Срв. О. Neitzel "S.-S." (1898 в коллекции "BerЭhmte Musiker" Рейсмана). С. не раз бывал в России (1-й раз 1875, СПБ.). 1893 кембриджский универс. поднес С.-С-у звание доктора музыки. С. выступал также в роли музык. литератора, причем вначале был вагнеристом (одним из первых во Франции), в последнее же время восстает против чрезмерного увлечения Вагнером, заглушающего рост национальной музыки во Франции. Изданы сборник "Harmonie et mélodie" (Париж 1885) "Portraits et souvenirs" (Париж, 1900) и др. Он редактирует также полное собрание сочинений Рамо (изд. Дюрана).
   
   Источник текста: Музыкальный словарь Римана, том 3: Organicen -- Фомин, с. 1175--1176.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru