24 января, на торжественном заседании в большом зале Комакадемии, оргкомитет союза советских писателей СССР чествовал старейшего пролетарского писателя А. С. Серафимовича в связи с его семидесятилетием. Долгими бурными аплодисментами встретили собравшиеся появление юбиляра в президиуме.
В. Я. Кирпотин приветствовал Александра Серафимовича от имени советских писателей СССР и РСФСР, подчеркнув, что к этому приветствию присоединяются все трудящиеся Советского союза в революционные писатели Запада.
-- Юбилей т. Серафимовича для всей советской и иностранной революционной литературы, -- говорит в своем вступительном слове т. В. Кирпотин, -- превращается в знаменательную дату. Не все писатели выдержали октябрьский экзамен. Творчество многих из них, вобстановке революции стало тускнеть и гаснуть. Наоборот, творчество т.Серафимовича в период революции расцвело еще больше. Жизненный и литературный путь Александра Серафимовича ярко показывает, насколько крепко писатель связал свое творчество е революцией. Серафимович хорошо знал дореволюционную жизнь, как ее непосредственный участник -- борец революции. Он дает художественное произведение "Город в степи", в котором воплотил образы старых героев дореволюционной России. В период Октябрьской революции голос Серафимовича как художника еще более окреп. Он напивал "Железный поток".
В литературу т. Серафимович пришел как революционер-большевик. Он свое мастерство поставил на службу революции и социалистическому строительству. В своих произведениях он всегда правдиво и партийно отображал действительность и своим творчеством воспитывал в читателе волю к победе, стремление бороться за социализм. Этим самым т. Серафимович в своих произведениях приближает себя к творчеству социалистического реализма.
Ем. Ярославский в краткой речи приветствовал юбиляра от общества старых большевиков.
-- Мы знали т. Серафимовича от первой революции -- 1905 года. Его произведения помогали нам в революционной борьбе. Я хотел бы, -- говорит т.Ярославский, -- чтобы наши молодые писатели, родившиеся в огне пролетарской революции, так же близко подошли в своем творчестве к отображению величайших задач партиям как это сделал Серафимович.
На трибуне А. В. Луначарский. Он вяркой образной речи приветствует юбиляра от Института ЛИИ Комакадемии.
-- Вы несколько старше меня, Александр Серафимович, -- говорит Луначарский, обращаясь к юбиляру, -- но мы принадлежим к одному поколению, ктому поколению, к которому принадлежат старые большевики. Но и ото прекрасное поколение, возглавляемое такими гигантами, как Ленин, Сталин и их сподвижники, может назвать лишь немногие имена людей, которые заложили великолепнейшие основы пролетарской литературы. Наряду с Максимом Горьким к этим именам надо отнести и А. С. Серафимовича. Для этого надо было проделать 1ромаднухэ работу, большой писательский и революционный путь, пройденный т. Серафимовичем.
Тов. Кольман приветствует Серафимовича от президиума Комакадемии.
На трибуну выходит делегация московских государственных театров, возглавляемая т. П. И. Новицким, который от имени театра тиной обществен ности Москвы приветствует т. Серафимовича.
Тов. А. В. Ефремин выступает сдокладом о творчестве А. С. Серафимовича.
-- Слово предоставляется т. Ковтюху, -- об'являет председатель собрания.
Бурными аплодисментами встречает зал появление на трибуне героя "Железного потока" -- краснознаменца Е. И. Ковтюха.
-- Великая заслуга писателя т. Серафимовича заключается в тем, что со своим мастерским пером правдиво, исторически верно описал гражданскую войну на Кубани, показал подлинную борьбу масс за пролетарскую резолюцию. Произведения Серафимовича пользуются "большой популярностью среди широких масс трудящихся СССР. Особенно ценен его "Железный поток" для Красной армии. На этом художественном произведении воспитывается молодое поколение РККА.
В заключение т. Ковтюх сообщает, что пролетарская общественность Западной области построила три самолета и присвоила им название "Звена "Железного потока". Это строительство продолжается. В 15-ю годовщину Красной армии в воздух поднимется новый самолет "Александр Серафимович".
Во Франции произведения Серафимовича читают рабочие, --- говорит т. Джерманетто (от МОРП). Тов. Джерманетто рассказывает, как однажды ехал он в вагоне, переполненном рабочими. Один из них читал книгу, потом ударил кулаком и вскрикнул: "Вот как надо поступать, чтобы освободить рабочий класс от капитализма!". Я увидал, что этот рабочий читал "Железный поток".
От имени многотысячного рабочего коллектива автозавода им. Сталина юбиляра приветствовал литкружковец т. Баранов.
Последним выступает юбиляр. Его появление на трибуне встречается бурной овацией всего зала.
-- Прежде всего я должен принести глубокую и искреннюю благодарность нашей партии и советскому правительству... Я не дал советской литературе, -- говорит дальше т. Серафимович, -- с 1924 года, после окончания "Железного потока", ничего из крупных произведений. И не потому, что не хотел или не было под руками нужного материала. Колоссальный, обильный: материал меня подавлял своей сложностью. Оценка всей моей прошлой работы партией и советским правительством прозвучала для меня могучим призывом к дальнейшей работе, сказала мне, что нельзя упускать время. Буду работать, как только смогу.
Тов. Серафимович вторую часть своей речи посвящает проблеме советской художественной литературы и ее будущности. Он говорит, что советская литература -- самая значительная литература во всем мире как по своей жизненности, так и по соответствию интересам борющегося класса. Это признано и за границей. По мере ее развития она будет. вливаться с мировой революционной литературой, и это будет невиданная в мире литература.
В заключение т. Серафимович прочитал отрывок из своего нового произведения, над которым он сейчас работает.
В художественной части вечера народный артист республики В. И. Качалов прочитал рассказ Серафимовича "Белая глина", заслуженная артистка республики В. Н. Пашенная прочитала отрывок из романа "Город в степи". Был продемонстрирован новый фильм треста Союзхроники "А. С. Серафимович за работой".