Шаляпин Федор Иванович
Переписка с В. В. Стасовым

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Федор Иванович Шаляпин. Том 1
   М., "Искусство", 1976
   

ПЕРЕПИСКА Ф. И. ШАЛЯПИНА 1898--1906 С В. В. СТАСОВЫМ

71
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

   [Петербург] [30 марта 1898 г.]
   Хотел Вас видеть, дорогой Владимир Васильевич, но увы! В Библиотеку запоздал 1, а дома не застал. Уверен, что Вы читали, как Иванов оказался грознее Грозного и разделал, что называется, под орех. Я в очень дурном расположении духа. И, чувствуя себя в одиночестве, хотел непременно провести с Вами несколько минут, ибо всякую беседу с Вами считаю "воскресением из мертвых", а сегодня я почти мертв.
   Целую Вас крепко.

Ваш и душою и сердцем Шаляпин

   

72
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

Телеграмма

   [Москва] [26 ноября 1898 г.]
   Вчера пел первый раз необычайное творение Пушкина и Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" 1 большим успехом. Очень счастлив. Спешу поделиться радостью. Целую глубокоуважаемого Владимира Васильевича.
   Пишу письмо.

Шаляпин

   

73
В. В. СТАСОВ -- Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   СПБ Императ[орская] Публ[ичная] б-ка 5 декабря 1898 г.
   Многоуважаемый Федор Иванович, я получил Вашу телеграмму о первом исполнении "Моцарта и Сальери" и глубоко возрадовался Вашему великому успеху. Оно не могло и не должно было быть иначе! Но телеграмма говорила, что за нею следует Ваше письмо -- к несчастью, этого не случилось, и я до сих пор все его ждал. Только от этого до настоящего дня так и не писал Вам. Вероятно, Вам некогда, да сверх того Вы, кажется, не слишком-то большой охотник до корреспонденции. А на этот раз мне этого особенно жаль -- Вы меня лишили возможности напечатать кое-что о Вас и о римском-корсаковском "Моцарте и Сальери", в газетах. Все ждал, все ждал материала, да так ничего и не дождался.
   Нечего делать, откладываю это до великого поста, когда надеюсь видеть и Вас, и разные Ваши чудеса, в том числе новые Ваши роли г. Но покуда, признаться, всего больше жду и жажду видеть и слышать Вас в "Псковитянке" -- это такая штука, которой Вы, я думаю, никогда и ни в чем не превзойдете! А впрочем, кто знает, может быть, и в одной, и в двух, и в трех ролях догоните и даже перегоните Ивана Грозного. Бог Вас знает, что из Вас будет: Вы еще так молоды, так полны свежих, кипящих сил. А знаете, что мне иногда приходило в голову? Я не раз думал, что, конечно, Вы начали и будете продолжать всегда быть певцом. И слава богу! И дай-то бог, чтоб всегда так было до конца Вашей жизни. Но, если бы какие-то экстраординарные, неожиданные, непредвиденные обстоятельства стали Вам поперек, Вам бы стоило только променять одну сцену на другую, и из певца превратиться просто в трагического актера -- Вы бы остались крупною, прекрупною величиною и, может быть, пошли бы и еще выше!! Так я думаю, потому что невольно вспоминал про Вас много раз нынешней осенью и зимой, смотря (в Малом театре) на представление драмы покойного гр. Алексея Толстого "Царь Феодор Иванович", где молодой актер Орленев, из провинциальных -- чудно-прекрасен в выражении бесхарактерного и ничтожного по характеру, но доброго царя Феодора 2, и еще, смотря (в Консерватории) на представление итальянского трагика Цаккони ("Отелло", "Гамлет", "Власть тьмы", "Лир" и т. д.). Этот -- просто гениальный актер, и я лучше его ничего не видывал, по части трагедии, во весь свой век 3. Как я желал бы дожить до того времени, когда и Вы пошли, может быть, хоть немножко, по его стопам! На днях пришлю Вам свою статью о нем. До свиданья.

Всегда Ваш В. Стасов

   

74
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

   Москва 7 января 1899 г.
   Дорогой, глубокоуважаемый Владимир Васильевич!
   Уж и попался бы я, что до сих пор хоть бы одну весточку (за исключением телеграммы) -- но не сердитесь на меня, ибо я уж таков есть: каждый день собираюсь и через 600 лет, наконец, сяду к столу и уж начну чертить вовсю.
   А и много же имею я сказать Вам, дорогой Владимир Васильевич, да только не знаю, выйдет ли у меня все это здесь на бумажке,-- впрочем, бумага привыкла терпеть все, и я, следовательно, начну...
   Перво-наперво начну Вам о новых ролях и операх, а следовательно, косвенно скажу несколько слов и об нашей частной опере.
   Сказано "Земля наша велика и обильна, да порядку в ней маловато", и действительно, куда ни посмотришь, все это как-то "енотово" у русского человека выходит, вот хоть бы, к примеру, наша опера: и голоса в ней есть порядочные, и артисты как будто обретаются, а иногда делается просто черт знает что,-- и все это потому, что наш уважаемый Савва Иваныч, кажется, начал немножко съезжать с рельс, то есть из человека, преследовавшего как будто художественные цели, превратился в империалопромышленника -- скверно! 1 Как я ни гадав, как ни мерекав, как ни говорил себе, что я, мол, ошибаюсь, мня так о Савве, но наконец решил, что это именно так, и основал себя на доказательствах, и вот на каких:
   Посудите сами, Владимир Васильевич,-- можно ли так относиться хотя бы к Мусоргскому, чьего "Бориса" мы поставили, то есть на все уверения, что "Борис" грандиознейшая опера и вследствие этой грандиозности, следовательно, требует тщательной постановки, Савва махнул ее, кажется, после двух или трех репетиций с ансамблем. Да разве это возможно, ведь это черт знает что, ведь на последней-то репетиции еще почти никто ролей как следует не знал... Посудите же, Владимир Васильевич, разве человек, истинно отдавшийся искусству, допустит это из-за того только, что в кассе вывешен аншлаг, гласящий: "все билеты проданы"? А? ведь нет? Не правда ли?! А у нас на это способны, и, конечно, мы, бедные артисты, должны из самолюбия, а главное, из любви к произведению вылезать из кожи, чтоб как-нибудь не уронить ни оперы, ни произведения, и что же, лезем и здорово лезем, и хоть, слава богу, достигаем цели, но ведь цель достигнута одним-двумя, наконец, пятью, а массы, а хор, а оркестр?.. Скажу словами Бориса -- "скорбит душа"...
   Но довольно о "канальстве", скажу Вам несколько слов о самой опере "Борис Годунов" (ради бога, не слушайте меня, не верьте мне, а главное, не браните меня, ибо я человек увлекающийся).
   Сначала скажу прямо, что опера "Борис Годунов" написана, по моему мнению, Человеком гениальным, но гениальность которого не рисуется в розовых красках, не уносит Вас на седьмое небо, то есть, я хочу сказать, не разливается в Вас тем слащавым восторгом, который вызывает закатывание куда-то в затылок глаз, напротив -- оставляет на настоящей как есть земле и заставляет Вас переживать каждый момент с каждым новым лицом, появляющимся в каждой новой картине оперы; конечно, тут играет большую роль и либретто, взятое у гениального Пушкина, но мне кажется, что без музыки и музыки великого Мусоргского все же сцены останутся без надлежащего или, вернее, без того настроения, какое получает, мне кажется, всякий, прослушавший музыкальную драму "Борис Годунов" Мусоргского.
   Возьму, к примеру, сцену в корчме: песенка хозяйки, Варлаам, Мисаил, Григорий и пристава; я беру эту сцену сначала потому, Владимир Васильевич, что вся эта корчма сидит глубоко очень в душе моей и я с ней знаком в самом: деле -- извините, я отвлекусь несколько и расскажу Вам один случай со мной. Это было лет пять тому назад, а может быть, и больше; я еще собирался учиться пению, несмотря на то, что уже распевал какие-то заскорузлые, пошленькие, в виде ивановских, романсы 2 в разных тоже пошленьких обществах и приводил оные общества в восторг. (По Сеньке ведь и шапка, говорят.) Был я в то время в гор[оде] Тифлисе и, заколоченный пресловутой судьбой, служил в правлении Закавказской железной дороги, получая рупь в сутки за подшивание и переписывание бумаг.
   Однажды хористы прогоревшей там оперетты или оперы, уж не помню, услыхав, что есть такой доморощенный певец, попросили меня быть любезным: и принять участие в устраиваемом ими концерте в дачном месте, называемом: Коджоры,-- это 18 верст от Тифлиса, в горах,-- обещая заплатить мне, если будет сбор, я, разумеется, согласился и поехал.
   В самый этот день, когда назначен был концерт, пошел сильный дождь к продолжался несколько дней. Не имея возможности дожидаться, когда пройдет этот дождь, потому что я находился на службе и отпросился только на один день, я вместе с одним музыкантом, который должен был мне аккомпанировать, отправился назад в Тифлис, денег не было ни гроша, а следовательно, пришлось идти пешком. Вышли мы вечером и дорогой нас застигла страшная, дождливая,, темная ночь... (Письмо не окончено. -- Ред.)
   

75
В. В. СТАСОВ -- Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   СПБ Императ[орская] Публи[чная] б-ка 11 мая 1899 г.
   Многоуважаемый Федор Иванович, какая странность! Прошел месяц, а обещанного Вашего письма нет как нет. Отчего это? А я так его ждал!
   Все это время я изрядно похворал, прямо так-таки с 6-й недели поста, когда мы с Вами виделись на "Борисе" 1. Теперь мне лучше -- зато сколько докторов меня лечило!
   Что-то Вы поделываете? Что играете? Что предпринимаете вновь? Какие роли? Не едете ли за границу? Удержится ли Мамонтовская опера на будущий год? Черкните же хоть строчку!

Ваш всегда В. Стасов

   

76
В. В. СТАСОВ -- Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   СПбург[ская) Императ[орская] Публ[ичная] б-ка
   29 октября 1899 г.
   Дорогой Федор Иванович,
   с великою радостью и восхищением слежу я за Вашими успехами и торжествами как на Кавказе, так и в Москве, причем искренно благодарю Вас за газеты, присланные мне с Кавказа еще в конце лета 1. Но ко всему этому прибавлю, что, узнав из газет же, о вероятности приезда Вашего к нам сюда на гастроли в течение нынешнего сезона (конечно, в первой половине 1900 года, раньше весны),-- мы все обрадовались сильно,-- мы все, кто любит русскую музыку, русскую оперу и русских оперных исполнителей,-- талантливых! 2
   В числе радующихся -- также и мой старинный приятель Цезарь Антонович Кюи, я думаю, довольно Вам известный композитор и критик. Он так же, как и мы, многие его товарищи, всегда Вами был восхищен и порадован. Но теперь, видя восходящую все выше и выше Вашу славу и звезды, он подумал, что Вы могли бы, без особенных усилий и хлопот, принести ему великую пользу и честь, а публике удовольствие и великое наслаждение, если б захотели взять, в числе Ваших гастролей, одну роль в его новейшей опере "Сарацин", которую на днях дают здесь в первый раз. Конечно, Ваше участие было бы для него великим счастием и успехом; конечно, никто лучше Вас не исполнит роли графа в этой его опере. И потому, не зная Вас лично, но зная, что мы с Вами знакомы и хороши друг с другом, он меня умолил-упросил написать Вам и представить Вам убедительные его резоны 3.
   Я ему много раз говорил, что навряд ли это возможно, и что Вам, заваленному делом и ролями, навряд ли возможно было бы найти время, досуг и охоту учить, до весны, еще одну новую роль! Но он твердо стоит на своем, просит, просит и просит. Я, по старой дружбе, присоединяюсь к нему, и прошу Вас: сделать это, если Вам нужно, считая, что вышло бы нечто великолепное и дорогое для всей публики. Теперь передаю Вам в руки все дело и буду надеяться, что Вы улучите минутку и напишете мне пару строчек, может быть, даже благоприятных. Вот-то было бы чудесно!!
   А между тем, кланяюсь Вам, желаю Вам все более и более знатных успехов и художественного роста и, издали пожимая Вам покрепче руку, остаюсь Ваш всегда искренний поклонник

В. Стасов

   

77
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

   Москва 17 ноября 1899 г.
   Глубокоуважаемый и любимый Владимир Васильевич!
   Спешу ответить Вам на Ваше письмо.
   Еще в прошлом великом посту Цезарь Антонович говорил со мной по поводу "Сарацина", а также с месяц тому назад прислал мне письмо с просьбой просмотреть роль графа и исполнить ее, если я приеду в Питер, и я, конечно, ничего не имею против того, чтобы спеть эту роль, но увы, я так "здорово" занят ролями на московской императорской сцене, что едва ли буду в состоянии приготовить эту роль настолько тщательно и добросовестно, чтобы включить ее в числа "гастрольных" спектаклей 1.
   Притом опера эта уже срепетирована и я едва ли могу рассчитывать на необходимое количество репетиций, без которых совершенно новая для меня роль может выйти у меня и неудачной, а Вы сами знаете, Владимир Васильевич, как много у меня в Питере врагов, которым мое слабое исполнение даст пищу, и они себе во славу, мне во вред будут жевать ее довольно продолжительное время.
   Во всяком случае, я посмотрю эту роль, но наверное не могу сказать Вам, исполню я ее в Петербурге или нет.
   О всем вышеизложенном покорнейше прошу Вас передать уважаемому Цезарю Антоновичу, чем премного обяжете любящего Вас искренно

Федора Шаляпина

   P. S. Дела мои на артистическом поприще идут пока, слава богу, великолепно. Я кроме пения иногда пописываю и в мой будущий приезд к Вам в Петербург привезу Вам и прочитаю коротенький лирический этюд, написанный мною стихом в прозе и посвященный осенней ночи, а если напишу к тому времени еще что-нибудь, то также привезу и прочитаю2. Будьте здоровы, дорогой Владимир Васильевич, и кланяйтесь всем, кто меня не забыл.

Ф. Шаляпин

   

78
В. В. СТАСОВ -- Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   СПБ Императ[орская] Публ[ичная] б[иблиоте]ка
   22 ноября 1899 г.
   Дорогой Федор Иванович,
   с великим удовольствием получил я Ваше любезное письмо, и теперь мне остается только ожидать Вашего приезда сюда к нам, в Петербург. И это -- по многим причинам!
   Во-первых, вполне бескорыстно, просто потому, что очень Вас люблю и уважаю, потому что мне всегда приятно снова и снова с Вами повидаться, Вас посмотреть и Вас послушать.
   Во-вторых, потому, что, может быть, явится возможность Вам спеть роль графа в опере Кюи "Сарацин" (на что, впрочем, слишком мало надеюсь -- и времени Вам мало, и Вы завалены репетициями и представлениями); но в-третьих, у меня явилось в эти последние дни -- целое новое предположение, для меня очень важное. Выслушайте, какое именно.
   Нельзя ли было бы, когда Вы будете здесь, среди нас,-- чтобы нам всем. Вашим поклонникам и обожателям, снова услыхать "Моцарта и Сальери", где Вы так превосходны? Нельзя ли, нельзя ли? Нельзя ли? 1
   Конечно, Вы можете тотчас же возразить мне (и совершенно справедливо!), что эта опера принадлежит -- покуда -- Мамонтовскому театру, а не императорскому,-- но я тоже на это могу отвечать, и авось довольно основательно! Пускай театр императорский не хозяин этой оперы,-- но все-таки я думал бы, нельзя ли бы затеять какое-то особенное представление, в пользу которого-нибудь особо значительного благотворительного заведения, такого важного и значительного, которому театральная дирекция не могла бы отказать ни в оркестре (впрочем, невеликом), ни в Ершове -- Моцарте.

Ваш В. Стасов

   Что Вы скажете в ответ на такое предположение?
   Вот-то бы торжество, если б Вы нашли все это возможным и хорошим и дали бы уж и теперь, заблаговременно, свое согласие?!
   Да вот что еще, кстати: когда именно думаете Вы приехать сюда в Петербург, и на сколько времени? Желательно бы мне очень узнать это заблаговременно.
   Знаете, у меня тоже и на это есть особая фантазия и затея: если бы Вы имели в виду остаться здесь, для пяти представлений, может быть, семь-восемь дней "(меньше, кажется, нельзя), я бы хотел пристать к Вам хорошенько, и просить Вашего согласия на то, чтоб в эти немногие дни вылеплен был Ваш небольшой -бюстик, а еще бы лучше, целая Ваша статуэтка, во весь рост (этак вершков 7--8 вышины), в костюме Ивана Грозного (где Вы всего лучше, по моему мнению). Если б Вы согласились, это вылепит мой приятель, скульптор Гинцбург 2, который вылепил по моему указанию несколько прекрасных и характерных статуэток: 1) живописца Верещагина, 2) Льва Толстого (одна сидячая, другая стоячая), 3) Рубинштейна, 4) Римского-Корсакова, 5) Репина, 6) Чайковского, 7) графа Ив. Ив. Толстого (вице-президента Академии художеств) -- наконец, мою 3 и т. д. Можно?

Ваш В. Стасов

   

79
В. В. СТАСОВ - А. Н. КОРЕЩЕНКО, Н. Д. КАШКИНУ, Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   Императорская Публ[ичная] Б[иблиоте]кА
   Суббота, 18 ноября 1900 [г.]
   Дорогие господа Корещенко, Кашкин, Шаляпин.
   Только получил Вашу вчерашнюю телеграмму, когда пришел сегодня в 12 ч. в Публичную Библиотеку; и спешу сказать Вам всем троим (имени первых двух из числа Вас, к несчастию, не знаю).
   Тысячу, тысячу раз благодарю Вас обо мне. Я мало привык к этому -- и тем дороже оно мне. Хотел бы Вас обнять, горячо и искренно, да вот нельзя -- 600 верст мешают!! Но французы говорят (а я им всегда верю): "ce qui est remis -est perdu" (что отложено, то пропало). На этот раз они сказали неправду, и я на них за это сердит. Как пропало?! Нет, нет, ничего не пропало, и я Вам скоро это докажу -- докажу -- докажу. В последних числах декабря я еду в Москву, 1) чтоб повидаться еще новый раз с Львом Толстым, 2) чтоб прослушать, что можно, Римского-Корсакова и Кюи, чего здесь не услышишь, 3) чтоб взять, охватить и обнять, и поцеловать Вас всех трех, моих дорогих! Посмотрим, посмотрим, как "пропало"!!!!!
   Вот как я хочу на новогодних праздниках побаловать себя во всю Ивановскую!
   Да и нужно, и откладывать нельзя -- ведь 2-го января мне стукнут все 77 лет, значит, ничего важного и дорогого откладывать -- уже и не приходится! Ваш Владимир Стасов
   

80
В. В. СТАСОВ -- Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   [Москва] Утро 2 января [1901 г.]
   Дорогой Федор Иванович, сейчас только что приехал в Москву, остаюсь здесь у Вас до пятницы или субботы. Приехал повидать Льва Николаевича Толстого, "Салтана", "Анджело" и Вас 1.
   Когда мне застать Вас? Черкните, пожалуйста, в Hôtel Continental.
   Застать меня дома -- мудрено. Буду все то у Л. Н. Толстого, то в музеях, то в театрах.
   Итак, ради бога, черкните пару слов!

Ваш В. Стасов

   

81
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

   Москва [До 6 января 1901 г.]
   Родной мой, дорогой, милый Владимир Васильевич!
   Если бы Вы знали, как я огорчен! Я проспал положительно, как говорят, царство небесное, и диавол в образе бабы-горничной ни за что не разбудил меня, а я так жажду с Вами увидаться. Так много хотелось с Вами перетолковать. Ради бога, скажите, когда я могу Вас видеть и когда у Вас найдется часочек время.
   Мой адрес: Дом Саблина в Леонтьевском пер.
   Целую Вас крепко и обнимаю.

Ваш душою Федор Шаляпин 1

   

82
В. В. СТАСОВ -- Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   Москва, гостиница "Континенталь"
   Суббота, вечер 6 января 1901 г.
   Дорогой Федор Иванович,
   завтра утром, когда этот листок придет к Вам в руки, я буду уже (вероятно) в Петербурге. Не могу долее оставаться в Москве, тороплюсь домой. Мне не удалось лично передать Вам весь мой восторг по поводу Вашего исполнения, третьего дня, роли и фигуры Галеофы,-- это был chef-d'oeuvre, особливо смерть1. Великолепно!! Расскажу Вам все в Петербурге, а также в статье. До свиданья. Мой искренний поклон милой Иоле Игнатьевне!
   До свиданья. Ваш вечный поклонник и обожатель

В. Стасов

   

83
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

   Петербург 21 января 1901 г.
   Очень жаль, что не застал дома дорогого Владимира Васильевича 1. Приветствую от всей души. Заеду завтра в библиотеку. Ради бога, если можно, приготовьте Вашу фотографическую карточку. От всей души целую родного.
   

84
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

   Петербург [10 августа 1901 г.]
   Дорогой, глубокоуважаемый Владимир Васильевич!
   Совершенно забыв адрес, то есть чья дача и на какой улице, знаю только, что в Парголове, а потому посылаю Вам эту записку с посланным, который узнал у Глазунова точный Ваш адрес.
   Покорнейше прошу Вас, дорогой мой Владимир Васильевич, пожаловать сегодня в театр на "Моцарта" в ложу No 5 1, которую Вы и получите при входе в сад в кассе, там она оставлена на мое имя.
   Жду, дорогой мой, жду!

Крепко любящий Вас Федор Шаляпин

   Сердечно приветствую всех.
   

85
В. В. СТАСОВ -- Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   СПБ Императорск[ая] Публичная би[блиоте]кА
   6 декабря 1901 г.
   Дорогой Федор Иванович!
   Ради господа бога и всех его святых, черкните мне поскорее хоть одно словцо: когда Вы приедете в Петербург? 1
   Целые толпы людей, зная наше с Вами знакомство, весь ноябрь ходили и спрашивали меня: "Когда, когда он будет?" И я отвечал: скоро, скоро, в конце ноября!
   Но вот и декабрь пришел, а о Вас ни слуху, ни духу, ничего достоверного, официального! В афишах и газетах -- нигде ни слова! А жаждущих и чающих -- несметные толпы! Тут особенно есть у меня две дамы, которые отложили поездку {деловую) в Америку, чтоб только Вас дождаться! 2 А еще они собираются писать Вашу биографию, разыскивают в печати всякие сведения о Вас, и надеются даже кое-что услыхать о Вас и лично! Они всякие пять-шесть дней приходят ко мне узнавать.
   Но кроме всех других, я-то сам как Вас жду,-- Вы можете себе вообразить! Так давно Вас не видал и ничего про Вас не знаю. Только и утешают меня превосходные портреты Ваши, деланные у нас в саду, в Парголове, 15-го августа. Жду, жду, жду.

Ваш всегда В. Стасов

   А Фарлафа, Варлаама и Лепорелло услышим мы из Ваших милых уст?
   

86
В. В. СТАСОВ -- Ф. И. ШАЛЯПИНУ

   СПБ Императ[орская] Публ[ичная] б[иблиоте]кА
   31 декабря 1901 г.
   Дорогой Федор Большой, третьего дня я был громадно обрадован, когда ко мне в Библиотеку приехал молодой Стюарт (имени не знаю) и привез мне весточку от Вас, с доброй памятью и симпатичным привет[ом]. Наконец-то, наконец-то я кое-что слышу из верного источника! Наконец-то я слышу как будто Ваш голос и слова, после того, что Вы так долго меня забывали и ни слова даже не черкнули мне до сих пор в ответ на мое последнее письмо. Но, после долгих (и, по-видимому, совсем ненадежных) слухов и газетных известий, вот наконец слышу кое-что достоверное про Вас. Завтра Новый год, январь, и через, каких-нибудь две недели, или немножко побольше, Вы уже и у нас тут, и я буду Вас снова видеть и слышать -- даже, даст бог, прямо и у меня самого в доме. Вот-то будет радость! Вчера было у нас еще новое заседание Глинкинского комитета, под председательством вел[икого] кн[язя] Константина Константиновича, а так как я сижу у него тотчас же по правой руке, то мы довольно долга говорили, во всех антрактах, про мало ли про что,-- конечно, в том числе и про Вас, тем более, что директор театров, Теляковский, тоже наш член, и давал отчет о Москве и ее оперной и драматич[еской] деятельности за последнее время. Так вот, в числе прочих вещей, что вел[икий] кн[язь] успел мне сказать в наших антрактах, он рассказал мне: "Да, да, Шаляпин -- просто гениальный художник..!" И Вы можете вообразить, как мое сердце всколыхнулось и возрадовалось!! Но было в этом же заседании нечто, что меня довольно неприятно и даже враждебно затронуло. В комиссии речь вчера, почти все время, шла о том, что предпринимается, что делается и совершается теперь на разных концах России для памятника Глинке (в 1904 г. 100 лет со дня его рождения) 1. Говорено была о консерваториях, Петерб[ургской] и Моск[овской], театральных дирекциях, разных представлениях, пожертвованиях и сборах, и т. д. Наконец, была речь и об отдельных личностях,-- значит и о Вас. Меня тут спросили: "Ну а что, Шаляпин, как к Глинке относится?" -- Разумеется, я отвечал: "О, конечно, обожает и боготворит его -- еще бы! Сам такой большой человек!" ...Ну, и пошла большая речь про Вас. И в конце концов поручили мне (невзирая на все мои отнекиванья и отказы) просить Вас, от имени комитета нашего, и самого великого князя, когда-нибудь, когда Вы будете нынче в Петербурге, спеть, в одном официальном глинкинском концерте,-- романса два Глинки, например "Ночной смотр" и еще что-нибудь. Я сказал, что Вы настолько самостоятельны и упорны, что Вас трудно просить, а мне -- совсем не пристало злоупотреблять нашим добрым знакомством -- для просьб!! Но ко мне все-таки настоятельно пристали, и я должен был сдаться и пообещать, что напишу Вам все как было, ничуть, впрочем, не прося Вас ни о чем.
   Скажу, от себя, только одно личное свое соображение: я помню, в 40-х годах я был близко знаком с великим Листом и он лично подтвердил мне и многим нашим друзьям и товарищам, что когда в 1840 году ставили в Бонне монумент Бетховену, Лист, видя, что подписка довольно идет жидко, взял да дал концерт, который произвел 40 000 франков, несмотря на то, что он играл тут один, и никто более другой. Теперь речь идет не о концерте, a о двух-трех романсах Глинки, но мне представляется, что Вам и самим не могло бы быть приятно и возможно, чтоб монумент Глинки обошелся без Вас, а глинкинский романсный концерт -- без Вашего создания каких-нибудь его великих и несравненных вещей... Не найдете ли Вы секундочку, черкнуть мне пару слов.
   До свиданья. Ваш всегда

В. Стасов

   P. S. В среду, 2 января, день моего рожденья, мне стукнет 78 лет. Не правда ли, это ужасно?! А помните, ровно один год тому назад, мы 2-го или 3 января были с Вами почти весь день вместе, на репетиции и представлении "Анджело", и мы послали телеграмму Стравинскому -- это был его юбилей, в Петербург; и я у Вас обедал, и Вы потом пели "Судьбу" Рахманинова.
   

87
Ф. И. ШАЛЯПИН и Н. Д. КАШКИН -- В. В. СТАСОВУ

Телеграмма

   Сергиев Посад 2 января 1902 г.
   В сей день родившегося старчища могуч богатыря поздравляют от глубины души временно пребывающие у Троице-Сергиевской лавры и молящиеся во "благоденствие дорогого Владимира Набольшого

Федор Шаляпин и Николай Кашкин

   

88
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

Телеграмма

   Рига 14 июля 1902 г.
   Поздравляю дорогого старчища могуч богатыря днем его ангела пью здоровье привет всем

Федор Шаляпин

   

89
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

   Петербург 14 января 1906 г.
   Дорогой мой, несравненный Владимир Васильевич!
   Так как в среду празднуется юбилей величайшего из великих Моцарта, то я думаю, что музыканты все пойдут на чествование (признаться, и я тоже хочу пойти поклониться великому Моцарту) 1, а потому прошу Вас, милый Владимир Васильевич, если возможно, перенести наш вечерок на завтра -- воскресенье 15 января 2. Мне ужасно стыдно, что я, назначив на среду быть у Вас,-- поступил необдуманно. Простите меня за причиненные Вам хлопоты.
   Крепко, как люблю, обнимаю моего любимого старца могучего.

Федор Шаляпин

   

90
Ф. И. ШАЛЯПИН -- В. В. СТАСОВУ

   Москва 23 сентября 1906 г.
   Дорогой мой и горячо любимый Владимир Васильевич! Вот чего я Вам отвечу на письмо Ваше:
   Я еще не точно уверен, что приеду именно в ноябре в Петербург. Это вот почему.
   Вчера мне сделали операцию -- вынули совершенно здоровый зуб в верхней челюсти и просверлили дыру в скулу (так называемую гайморову полость), где нашли у меня гной (это от простуды).
   Теперь будут промывать, и когда кончится промывание -- неизвестно, оно может продолжиться месяц, два, три и четыре. Конечно, я не знаю, смогу ли я уехать от тех эскулапов, которые в самом начале стали меня лечить,-- узнаю это от них позже.
   Во всяком же случае, если я приеду в Питер, то с удовольствием участвовать готов; предпочтительно было бы в театре -- то есть спектакль. Денег я не возьму, но дирекция за мое участие сделает вычет в 920 рублей -- об этом я считаю долгом предупредить. Вот и все.
   Прекрасная Марья Валентиновна сейчас в Москве и шлет Вам самый горячий привет. Благодарит Вас за память, а я, что уж и говорить. Обнимаю Вас, родной мой, крепко и целую, целую старчища -- могуч богатыря.
   Итак, участвовать, значит, я согласен, но, может быть, позже, чем в ноябре. Как это -- удобно будет?
   До свиданья, дорогой мой Владимир Васильевич 1.

Федор Шаляпин

   

КОММЕНТАРИИ

ПЕРЕПИСКА Ф. И. ШАЛЯПИНА С В. В. СТАСОВЫМ

   Публикуемые в этом разделе письма Ф. И. Шаляпина к В. В. Стасову находятся в Институте русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский дом), в архиве Стасовых (фонд 294, оп. 3, No 42). Письма В. В. Стасова к Ф. И. Шаляпину, кроме No 78, предоставлены для публикации И. Ф. Шаляпиной. Переписка охватывает период с 1898 г. -- с первого знакомства Ф. И. Шаляпина с В. В. Стасовым на гастролях Русской частной оперы в Петербурге, вплоть до 1906 г. -- года смерти В. В. Стасова. Все тексты писем даются по оригиналам; в публикацию внесены некоторые орфографические и пунктуационные исправления согласно современным правилам правописания.
   

71

   На оригинале письма дата не проставлена. Но на первом листе письма синим карандашом (видимо, рукою В. В. Стасова) помечено: "30 апр. 98". Есть все основания полагать, что пометка Стасова -- очевидно, значительно более позднего происхождения -- неточна. Здесь письмо датируется на основании содержания, из которого явствует, что оно написано Ф. И. Шаляпиным в день опубликования в газете "Новое время" статьи M. M. Иванова "Музыкальные наброски (Московская частная опера, "Псковитянка" и г. Шаляпин в роли Грозного)", которая была напечатана 30 марта 1898 г. Ответная статья В. В. Стасова "Куриная слепота" была опубликована на следующий день (31 марта 1898 г.) в газете "Новости и Биржевая газета".
   
   1 В. В. Стасов с 1856 г. работал в Художественном отделении петербургской Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека имени M. E. Салтыкова-Щедрина).
   

72

   1 Опера "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова была поставлена впервые на сцене Русской частной оперы в ноябре 1898 г.
   

73

   1 Весной 1899 г. Ф. И. Шаляпин вторично приехал с Мамонтовской оперой на гастроли в Петербург.
   2 12 октября 1898 г., за два дня до открытия Московского Художественного театра, на сцене Малого (Сувор и некого) театра в Петербурге была в первый раз показана трагедия А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" с П. Н. Орленевым в главной роли.
   3 Гастроли Цаккони проходили в Петербурге в ноябре -- декабре 1898 г.
   

74

   1 Глубокое недовольство музыкальной подготовкой спектаклей в Мамонтовской опере высказывает и С. В. Рахманинов в письмах этого периода:
   "У нас ведь действительно в театре царствует настоящий хаос. Никто не знает, что будет не только послезавтра, а что будет завтра, даже сегодня. Петь некому не потому, что певцов нет, а потому, что из нашей большой труппы в 30 ч[еловек] вроде 25 ч[еловек] за негодностью нужно выгнать. Давать также нечего. Т. е. опять-таки репертуар огромный, но все идет так скверно, так грязно (за исключением одной "Хованщины"), что 95% репертуара нужно или совсем выкинуть, или переучивать по-настоящему". (С. В. Рахманинов, Письма, стр. 154). Невозможность обеспечить высокий уровень музыкального исполнения спектаклей послужила причиной ухода С. В. Рахманинова из Мамонтовской оперы. Это подтверждает Н. Д. Кашкин в своей статье "Из воспоминаний о Частной опере": "С. И. Мамонтов внес живую струю в дело режиссуры, но мог бы сделать на этом поприще несравненно больше, если бы руководствовался не только словесным, но и музыкальным текстом в опере. Отлично умея ценить мастерство отдельных вокальных исполнителей, он совсем игнорировал значение хорошего музыкального ансамбля исполнения и потому нередко задавал своим артистам и капельмейстерам, особенно последним, совсем невыносимые задачи. Сумевши привлечь такой талант, как С. В. Рахманинов, в качестве капельмейстера для своей оперы, он не умел им воспользоваться, давая ему... две или три, не более, репетиции для подготовки такой неудобно написанной оперы, как "Майская ночь" Римского-Корсакова, ставя молодого дирижера совсем в безвыходное положение".
   2 Шаляпин, видимо, подразумевает здесь романсы реакционного музыкального критика M. M. Иванова, весьма неудачно занимавшегося композицией.
   

75

   1 Во время гастролей Русской частной оперы в Петербурге в 1899 г. "К великому посту Мамонтовская опера вторично появилась в Петербурге на этот раз с капельмейстером Труффи,-- пишет Н. А. Римский-Корсаков. -- Давали "Псковитянку" с "Шелогой", "Садко", "Бориса Годунова" с Шаляпиным. Дан был также "Моцарт и Сальери". Шаляпин имел громадный успех, и с этого времени начинается его слава и растет популярность" (Н. А. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни, стр. 212).
   Гастроли Русской частной оперы начались в Петербурге 7 марта 1899 г. "Борисом Годуновым" с Ф. И. Шаляпиным. Газета "С.-Петербургские ведомости" 9 марта 1899 г. писала: "Переходя к исполнителям, отметим громадный успех г. Шаляпина, положительно создавшего Бориса Годунова. Этот высокодаровитый артист, бывший центром самых искренних оваций, превосходно пел и играл, что так редко встречается среди оперных артистов. Уже с первого действия, когда московский гость так психологически тонко передал душевную борьбу Годунова в момент избрания на царство,-- аудитория могла заметить, что это тот же Шаляпин, который в прошлом сезоне дал нам живые образы Грозного, Кореня (так, по соображениям цензуры, был переименован Досифей в "Хованщине". -- Ред.) и др. Кульминационным пунктом же явился монолог "Достиг я высшей власти" и последующая сцена галлюцинации. Артист буквально потряс весь зал сценой бреда, и шепот "Чур! Чур! Дитя..." надолго останется в памяти слушателя. Даже сцена смерти, проведенная артистом тоже замечательно, бледнела перед этим потрясающим моментом. Дикция Шаляпина -- образцовая, а его голос такой же сильный и симпатичный, как и прежде. По окончании оперы громадная толпа собралась у оркестра, и тут же произошла грандиозная овация с бросанием шапок на сцену включительно".
   Кроме оперы Римского-Корсакова и "Бориса Годунова" Ф. И. Шаляпин в этих гастролях выступал в "Фаусте" (вместе с Жюлем Девойо-дом -- Валентином), в "Князе Игоре", в "Русалке".
   10 марта в первый раз в Петербурге была показана опера "Моцарт и Сальери" с Шаляпиным. "Нигде, может быть, крупный талант г. Шаляпина как певца и артиста не выражался в таком блеске, как здесь",-- писал Цезарь Кюи ("Новости и Биржевая газета", 1899, И марта.)
   

76

   1 После июньских гастролей в Одессе Шаляпин в июле -- августе 1899 г. пел несколько спектаклей на сцене Кисловодском театра.
   2 Первый гастрольный спектакль Ф. И. Шаляпина на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялся 20 декабря 1899 г. Шаляпин выступил в партии Мефистофеля в опере "Фауст". "Петербургская газета" писала на следующий день: "Со времени Патти мы не вспомним такого успеха; стон стоял в театре, переполненном сверху донизу".
   В этом сезоне Ф. И. Шаляпин спел в Мариинском театре еще четыре спектакля: 22 декабря 1899 г. "Жизнь за царя" (Сусанин), 18 января 1900 г. "Опричник" (князь Вязьминский), 21 января -- снова "Фауст" (Мефистофель) и 23 января -- "Князь Игорь" (Владимир Галицкий).
   3 Ф. И. Шаляпин не пел в "Сарацине". Эта опера Ц. А. Кюи была впервые поставлена в Мариинском театре в Петербурге 2 ноября 1899 г. В спектакле участвовали: И. В. Ершов (Карл VII), К. Т. Серебряков (граф Савуази), В. И. Куза (графиня Савуази), Л. Г. Яковлев (Якуб, сарацин), В. И. Касторский (капеллан), Д. А. Смирнов (Дюнуа), Ф. И. Стравинский (Раймонд).
   

77

   1 В своем первом сезоне в Большом театре (1899/1900) Ф. И. Шаляпин выступил 33 раза в восьми операх -- "Дубровский", "Жизнь за царя", "Князь Игорь", "Лакме", "Опричник", "Рогнеда", "Фауст", "Юдифь". Кроме того, Ф. И. Шаляпин спел пять спектаклей в Мариинском театре.
   2 В архиве В. В. Стасова вместе с письмами Ф. И. Шаляпина хранится черновик неоконченного рассказа, основанного на подлинном факте биографии певца (см. "Страницы из моей жизни"). Приводим полный текст этого наброска, на оригинале которого имеется карандашная надпись, сделанная, очевидно, рукою В. В. Стасова. "Шаляпин. Из автобиографии. Уфа, 1890 -- 91". (Зачеркнутые фразы не печатаются.)
   "Это было утром в марте месяце... В то время, когда по небу пробегали быстро, быстро серенькие облака, мелкими брызгами обдавая и дома, и грязные улицы, с которых не успел еще совсем стаять снег, губернского города N. И когда в церквах раздавался жалобный великопостный стон колоколов, призывающих грешных граждан раскаяться в своих грехах, больших и малых,-- в покосившемся домике на окраине города, в скромной комнате, заклеенной разными лубочными олеографиями, изображающими Страшный суд и какой-то кабак, за стойкой которого стоит рыжевато-серый черт с огромным хвостом и когтями, где также висит маленькое старое зеркальце, засиженное до того мухами, что всякий подошедший к нему видит свою физиономию, испещренную рябинами, позевывая и потягиваясь на деревянной кроватке, с заложенными под голову руками лежал Григор[ий] Петров[ич] Сорин. На столе кипел самовар.
   "Как все это странно случилось,-- раздумывал Григорий Петрович. -- Думал ли я, гадал ли, что, окончив здесь зимний сезон, я буду иметь восемь красных билетов, восемьдесят рублей. И ведь вот они здесь, я их ощущаю!"
   И он при этом вынул из-под подушки осторожно завернутые в бумажку деньги, развернул их и стал считать. "Гм! какое счастье, а часы, часы серебряные и ходят,-- снимая [часы] с гвоздика на стенке, промолвил Сорин. -- И все это я получил вчера в бенефис... Нет, что говорить, антрепренер мой удивительно добрый человек, роль дал мне спеть и бенефис устроил, вот спасибо-то, ведь меня теперь и в городе, можно сказать, заметили, а то что? Хорист, просто хорист, да и только... Сейчас выпью чай и пойду на базар, куплю себе кожаный пиджак, триковые панталоны и пальто. Шапка у меня пока ничего", -- и с этими словами Сорин встал и стал наливать себе чай".
   

78

   1 Как свидетельствует письмо Ф. И. Шаляпина к В. В. Стасову (No 84) после гастролей Мамонтовской оперы, он пел "Моцарта и Сальери" в Петербурге в летний сезон 1901 г. в "Аркадии". 22 февраля 1902 г. опера "Моцарт и Сальери" с Ф. И. Шаляпиным и А. М. Давыдовым была показана на сцене придворного театра "Эрмитаж". В Мариинском же театре первое представление "Моцарта и Сальери" с Ф. И. Шаляпиным состоялось 21 декабря 1905 г., в бенефис хора. Моцарта пел А. М. Давыдов. Дирижер Э. Ф. Направник. Декорации А. Я. Головина. Эта опера шла вместе с "Паяцами" Р. Леонкавалло, в которой в партии Тонио также выступил Шаляпин.
   На казенной сцене в Москве (Новый театр) опера "Моцарт и Сальери" с Ф. И. Шаляпиным была впервые поставлена 11 ноября 1901 г. вместе с двумя операми Ц. А. Кюи: "Пир во время чумы" и "Сын мандарина". Кроме партии Сальери (Моцарта пел В. С. Севастьянов) Ф. И. Шаляпин спел также партию священника в опере "Пир во время чумы".
   2 Скульптор И. Я. Гинцбург выполнил пожелание Стасова. "Шаляпина я лепил несколько раз,-- вспоминал скульптор. -- Он любил художников, да и сам недурно рисовал, а раз, придя ко мне в мастерскую и рассматривая мою группу "Дон Кихот и Санчо Панса", он попросил глину и стал лепить; без всяких указаний он вылепил портрет своей жены, и очень хорошо. Меня удивляло, с какой легкостью он овладевал техникою любого искусства" ("Скульптор Илья Гинцбург. Воспоминания, статьи, письма", Л., 1964, стр. 62). Сохранилось четыре скульптурных портрета Шаляпина работы Гинцбурга, первая из них -- статуэтка -- сделана в 1903 г., хранится в ГЦТМ имени А. Бахрушина в Москве.
   3 Две статуэтки работы Гинцбурга -- Л. Н. Толстой и В. В. Стасов -- стояли на письменном столе Шаляпина в его квартире на Пермской ул. в Петрограде.
   

79

   ЛГТМ, ГИК No 11749/2.
   

80

   Датируется по содержанию. Стасов, видимо, ошибочно пометил письмо 1900 г.
   1 Опера Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" была впервые поставлена в Москве в Русской частной опере 21 октября 1900 г. На спектакле присутствовал композитор, отметивший в своей "Летописи": "Салтан" поставлен был хорошо, насколько это возможно было требовать от частной оперы. Декорации писал Врубель, костюмы были тоже по его рисункам, Салтан -- Мутин, Гвидон -- Секар, Милитриса -- Цветкова, Лебедь -- Забела и все прочие были хороши. Даже гонца исполнял важный баритон Шевелев. Капельмейстером по-прежнему был M. M. Ипполитов-Иванов"...
   "Анджело" -- опера Ц. А. Кюи (либретто В. П. Буренина по мотивам пьесы Виктора Гюго), была впервые поставлена в Москве, в Большом театре, 4 января 1901 г. в бенефис хора с участием Ф. И. Шаляпина (Галеофа). Декорации старые, подобранные. На премьере присутствовал автор, который остался, как сообщала пресса, "весьма доволен постановкой и благодарил за прекрасную срепетовку".
   

81

   Датируется по содержанию и по сопоставлению с предшествующим письмом.
   1 Две последние фразы написаны крупными буквами по диагонали через все письмо.
   

82

   1 Судя по тексту и дате письма, В. В. Стасов был на премьере оперы Ц. А. Кюи "Анджело". В дневнике В. А. Теляковского от 4 января 1901 г. записано: "Шаляпин был превосходен и отлично играл, в особенности в III действии, которое заслуженно имело более всего успеха". Это подтверждает газета "Театральные известия" (No 1171): "Особенно были хороши: г-жа Салина в роли Катерины и г. Шаляпин в роли Галеофы". Оценивая оперу Кюи и говоря о ее серьезных недостатках, Н. Д. Кашкин писал: "Нельзя не упомянуть еще об антивокальности партии Галеофы, где иногда встречаются, например, такие интервалы, как mi dies -- si bémol, хотя это не более как орфографическая исхищренность, в которой особой надобности не было; это показывает, однако, насколько сам композитор представлял себе партию в качестве мелодического последования. Нужно было иметь совершенно исключительную музыкальность г. Шаляпина, чтобы свободно декламировать на головоломных интервалах, в которых Галеофа излагает едкие сарказмы своего мефистофельского воззрения на жизнь и людей. [...] Великолепен во всех отношениях был г. Шаляпин, создавший такую цельную, законченную фигуру, что остается только хвалить безо всяких оговорок" ("Московские ведомости", 1901, 5 января).
   

83

   1 В январе 1901 г. Шаляпин приезжал в Петербург на несколько спектаклей в Мариинском театре. Газета "Театральные известия" 24 января 1901 г. в разделе "Петербургская хроника" сообщала: "Первый выход г. Шаляпина состоялся 19 января в Мариинском театре в "Опричнике", в котором наш московский гость исполнил партию Вязьминского; встречи при первом его появлении не было никакой. По окончании второго действия ему поднесли лавровый венок". Д. И. Похитонов писал о Шаляпине в этом спектакле: "Видел я Шаляпина и в роли Вязьминского, в которой он был типичен, очень злобен и мстителен, и в этой роли он значительно превзошел всех своих предшественников" (из письма от 11 ноября 1955 г. ЛГТМ. Коллекция И. Баскова).
   

84

   Датируется на основании карандашной надписи: "Получено в Парголове 10 августа 1901 г."
   1 Над номером ложи карандашом приписано "Аркадия". Гастроли Ф. И. Шаляпина на закрытой сцене сада "Аркадия" в Петербурге начались 3 августа 1901 г. В спектаклях принимали участие артисты Мариинского и Большого театров.
   

85

   1 Шаляпин приехал в Петербург на гастроли в феврале 1902 г.
   2 Речь идет об англичанке Розе Ньюмарч, авторе книг о русской музыке, и об американке Изабелле Гейгуд, переводчице на английский язык сочинений Л. Н. Толстого.
   

86

   1 В связи с катастрофой на японском фронте и ростом революционного движения Глинкинские торжества были отменены. В письме к А. М. Керзину от 17 апреля 1904 г. В. В. Стасов пишет: "Что же касается до Глинкинского концерта к октябрю, то мы думаем, что вряд ли это было бы удобно в нынешнем году. Великий князь сообщил Глинкинской комиссии, где и я был членом, что по высочайшему повелению, а его представлению государем императором велено отложить чествование 100-летия Глинки до более благоприятного относительно политических событий времени. Поэтому не только не будет открытия монумента Глинки, но даже не состоится... исполнение той Глинкинской кантаты, которую сочинил М. А. Балакирев и которую он предложил исполнить в зале консерватории помимо открытия монумента". Памятник М. И. Глинке в Петербурге был открыт только в 1906 г.
   

89

   1 В ознаменование 150-летия со дня рождения В.-А. Моцарта 18 января 1906 г. в Мариинском театре состоялся торжественный вечер.
   В первом отделении был исполнен "Реквием" Моцарта (М. А. Славина, М. Н. Кузнецова-Бенуа, И. В. Ершов, В. И. Касторский). Во втором отделении были показаны три картины из "Дон Жуана" в исполнении И. В. Тартакова, М. И. Фигнер, А. М. Давыдова, М. Б. Черкасской, И. Ф. Филиппова, В. С. Шаронова, А. Ю. Больска. Дирижировал Э. Ф. Направник.
   2 Шаляпин был у Стасова не 15 января, а 16-го, в понедельник.
   

90

   1 Шаляпин более уже не встретился с В. В. Стасовым, которого 30 сентября разбил паралич, а 10 октября того же года его уже не стало.
   Последняя их встреча состоялась, видимо, 3 сентября 1906 г. у В. В. Стасова в Петербурге, о ней Стасов писал своему брату 4 сентября.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru