Как все в движении, искусство -- всегда в эволюции.
Но искусство -- в какой бы эволюции оно ни было -- должно быть всегда прекрасно и величественно.
В новом искусстве заметно отсутствие простоты, чего-то обыкновенного, натурального.
А ведь истинное искусство простотой и отличается.
В новом искусстве пока что, к сожалению, много нарочитости, надуманности.
Искусство настоящее этой нарочитости не допускает и не прощает.
Но так как люди всегда чего-то ищут, то я верю, что то существо на нашей планете, которое называется человеком, найдет в конце концов необходимые и приемлемые формы нового искусства.
И в новом искусстве настанет, придет такой момент, когда все ненужное будет отброшено. А все нужное заблестит ярким светом.
Много времени еще потребуется, чтобы привести к известному совершенству новый вид искусства -- кино, которое теперь находится еще в зачаточном состоянии.
Здесь, я думаю, люди найдут замечательный компромисс между живой машиной -- человеком и выработанным ими "роботом".
Это будет поистине прекрасное объединение!
Но когда?..
Трудно сказать.
Во всяком случае, есть много прекрасного в новом движении искусства, во всех его проявлениях -- ив живописи, и в поэзии, и в скульптуре, и даже в архитектуре.
Но все мы так уж привыкли к определенным линиям в искусстве, которые существуют веками, что новые побеги этих линий иногда нас начинают серьезно беспокоить, так же беспокоить, как, например, немецкого ландскнехта могли бы обеспокоить греческие линии.
Поэтому все новое в искусстве и не принимается так легко и просто.
Современную оперу по сравнению с широким течением всей современной жизни я, например, охарактеризовал бы как сплошной захолустный оперный театрик.
Настоящее оперное искусство -- искусство чрезвычайно сложное, особенно в сегодняшние дни, когда требования у народа к искусству и, в частности, к опере если еще и находятся в зачаточном хаотическом состоянии, то все же пробуждаются и теперь более повышены и расширены, нежели 40--50 лет тому назад.
Кроме того, опера -- в материальном смысле -- искусство дорогое.
А мы живем как раз в период, когда металл стоит для всех на первом плане.
И художественная работа, художественные возможности во всяком театре строятся на простом коммерческом расчете:
-- Стоит или не стоит?..
А так как расчетливые люди никогда не хотят рисковать, а новые оперные постановки стоят больших денег, то и желающих бескорыстно поднять оперное искусство на должную высоту находится немного.
Да и в самой опере за последнее время наблюдается некоторый внутренний перелом.
Начиная с Вагнера и кончая нашими русскими композиторами, к оперным представлениям предъявлены были настолько повышенные требования, и эти требования настолько разнятся с тем, что было 75--100 лет тому назад, что поезд на старых колесах пока еще не может двинуться по этим новым рельсам искусства!
Да. Оперный театр -- это искусство тонкое и чрезвычайно сложное. И я думаю, что единственным Театром Оперы может быть только такой, в котором по-настоящему могут и должны быть соединены все пять искусств: -- Поэзия, Живопись, Музыка, Скульптура и Архитектура, А этого соединения достичь очень трудно!
КОММЕНТАРИИ
Опубликовано в марте 1935 г. в газете "Заря", издававшейся на русском языке в Харбине с 1920 по 1942 г. Вырезка из газеты прислана гражданином Польской Народной Республики заслуженным рационализатором производства М. А. Вовчуком, написавшим и опубликовавшим в Лодзи свои воспоминания о Ф. И. Шаляпине в журнале "Русский голос", 1963, No 7--8 и 9--10.