Шашков Серафим Серафимович
Женское дело в Америке

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ЖЕНСКОЕ ДѢЛО ВЪ АМЕРИКѢ *).

*) S. Sewall, the legal condition of Women in Massachusets. Boston, 1870.-- G. W. Curtis, Fair Play for Women. Boston, 1871.-- Virginia Penny, Think and Act. A series of articles pertaining to Men and Women. Philadelphia, 1869.-- Curtis, Equal Rights for Women, Boston, 1871.-- The Revolution, journal devoted to the Interest of Woman and Home Culture. New York, 1871.-- Davis, History of National Woman's Rights Movement for Twenty Years, 1871.-- Allgemeine Frauenzeitung, 1871.-- L'Avenir des Femmes, journal, 1871, и др.

   "Когда свободный и образованный народъ -- говоритъ въ одной изъ своихъ блистательныхъ рѣчей американскій ораторъ Куртисъ -- поднимаетъ какой-нибудь вопросъ о человѣческихъ правахъ, о свободѣ, о развитіи, то онъ вопрошаетъ все громче и громче до тѣхъ поръ, пока не получитъ отвѣта. Сознаніе нашей націи, подобно сфинксу, сидящему на пути, предлагаетъ на разрѣшеніе свою Загадку объ истинной демократіи. Президенты, партіи, собранія, кандидаты, будучи не въ силахъ разрѣшить ее, сходятъ со сцены одинъ за другимъ. Сорокъ лѣтъ назадъ это сознаніе спрашивало: "пользуются-ли люди свободой въ этой странѣ?" Взрывъ презрительнаго смѣха былъ отвѣтомъ.-- "Свободой!.. да вѣдь это настоящая страна свободы!" и негодующая страна, упоенная своимъ благосостояніемъ я комфортомъ, повернулась спиной. Громче и громче раздавался вопросъ,-- и страна наконецъ открыла глаза. Еще громче заговорили -- и она открыла свои уши. Все громче и громче, пока наконецъ не превратился въ одинъ народный крикъ, заглушившій всѣ другіе вопросы; тогда вся страна увидѣла, что жизнь ея зависитъ отъ отвѣта, и, поднявшись во весь ростъ, встрепенувшись каждымъ первомъ, она одною рукою освободила черныхъ рабовъ, а другою сплотила страну въ одну націю,-- положивъ этимъ новый залогъ своему могуществу. То-же общественное сознаніе задаетъ теперь другой вопросъ: "пользуются-ли женщины свободой въ этой странѣ?" И этотъ вопросъ будетъ звучать все громче и громче до тѣхъ поръ, пока въ него не будетъ отвѣчено избирательными шарами въ рукахъ каждаго гражданина и полнымъ осуществленіемъ основного американскаго принципа".
   Дѣйствительно, послѣ освобожденія рабовъ и уравненія ихъ съ остальными гражданами, женскій вопросъ сдѣлался вопросомъ первой важности, главнымъ вопросомъ внутренней политики Соединенныхъ Штатовъ. Куртисъ справедливо замѣчаетъ, что это "вопросъ существенно-американскій", въ томъ, конечно, смыслѣ, что Америка способна разрѣшить его лучше и полнѣе, чѣмъ это сдѣлаетъ рано или поздно старый свѣтъ. Въ Америкѣ женскій вопросъ, такъ или иначе, тѣсно связывается со всѣми основными учрежденіями этой страны, съ ея экономическимъ, соціальнымъ и политическимъ устройствомъ. Народное образованіе составляетъ для американской республики самую живую потребность, и женщина призвана къ этой дѣятельности на одинаковыхъ правахъ съ мужчиной; ей данъ полный просторъ въ педагогической сферѣ, и мы, безъ всякаго преувеличенія можемъ сказать, что умственное и нравственное развитіе Соединенныхъ штатовъ находится въ рукахъ женщинъ. Почти тоже самое происходитъ и въ религіозной сферѣ. Пуританская религія легла въ основу свободы Соединенныхъ Штатовъ; религія же прежде всего подняла въ настоящемъ столѣтіи знамя женскаго освобожденія; почти всѣ американскія секты считаютъ въ числѣ своихъ догматовъ равенство половъ и предоставляютъ женщинѣ такія-же права и такую-же свободу, какими пользуется и мужчина. Наконецъ въ Америкѣ эманципація женщины логически вытекаетъ изъ основныхъ принциповъ конституціи; женская партія стремится здѣсь не къ измѣненію конституціонныхъ началъ, а только къ ихъ полному развитію, къ устраненію обычаевъ, нарушающихъ эти начала, къ возстановленію той справедливости, которая вытекаетъ изъ самого духа политическихъ учрежденій Америки, изъ деклараціи независимости, этого краеугольнаго камня, американской свободы. Вездѣ и всегда женщина боролась за свое освобожденіе, за улучшеніе своего быта, но эта борьба по имѣла достаточно силы, чтобы поставить женское дѣло, какъ въ Америкѣ, въ число важнѣйшихъ вопросовъ внутренней политики. Потому-то Куртисъ имѣлъ полное основаніе назвать женскій вопросъ по преимуществу американскимъ.
   

I.

   Идея независимости выразилась въ Америкѣ прежде всего въ религіозной формѣ, въ общинахъ первыхъ пуританскихъ колонистовъ. Эти суровые, простые, честные люди учили, что "религія должна состоять въ дѣлахъ милосердія, состраданія и здоровомъ общественномъ духѣ, а не въ праздномъ чтеніи длинныхъ проповѣдей, полныхъ лести и комплиментовъ, на которые должны смотрѣть съ презрѣніемъ даже умные люди, не говоря уже о мудромъ и милостивомъ божествѣ". Сектанты сняли съ женщины ту печать слабости и отверженности, которою заклеймили ее старыя доктрины. Женщина сдѣлалась у нихъ такимъ-же сосудомъ духа, какъ и мужчина,-- пророчицей, проповѣдницей, церковной учительницей. Исторія Америки всегда будетъ съ благодарностью вспоминать о религіозно-общественной дѣятельности этихъ сектантокъ, воспитавшихъ цѣлыя поколѣнія честныхъ друзей свободы и безстрашно принимавшихъ мученическіе вѣнцы во имя общественнаго блага. Анна Гетчинсонъ, напр., за свою проповѣдь о любви и братствѣ, какъ единственныхъ основахъ общественной жизни, была изгнана изъ Массачусета и основала колонію Родъ-Эйландъ. Мэри Фестеръ, за свою благородную агитацію противъ смертной казни, была два раза изгоняема изъ Бостона и осуждаема на смертную казнь; въ первый разъ повѣсили только ея послѣдователей, а съ нея сняли петлю и объявили ей помилованіе; она отказалась отъ него, закричавъ народу: "Но дайте мнѣ погибнуть съ братьями или уничтожьте вашъ несправедливый законъ!" Ее изгнали снова; но она возвратилась, опять начала проповѣдывать и была повѣшена. Въ суровой школѣ религіозной жизни и неустаннаго труда американка выработывала и энергію характера, и чувство самостоятельности, и благородное стремленіе быть дѣятельнымъ членомъ общества. Она много содѣйствовала тому умственному и политическому развитію народа, которое идетъ непрерывно и прогрессивно вплоть до нашихъ дней, выражаясь препмущественно въ наиболѣе доступной большинству религіозной формѣ. Народная масса Америки сознательно идетъ къ тѣмъ-же цѣлямъ, къ которымъ стремятся и передовые, научно-образованные люди націи; у послѣднихъ дѣло общественнаго прогресса тѣсно связано съ дѣломъ науки и разума, а у массы -- съ дѣломъ религіи. Послѣ войны за независимость многочисленныя американскія секты съ особенною энергіею принялись за отысканіе той вѣчной истины, которая для нихъ служитъ и догматомъ вѣры, и принципомъ общественной жизни. Религіозныя движенія особенно усилились въ Америкѣ съ двадцатыхъ годовъ настоящаго столѣтія, съ того періода, когда сознаніе націи обратилось на коренное, громадное зло, разъѣдавшее организмъ великой республики,-- на рабство негровъ. Здравый смыслъ и гуманное чувство американскаго народа выразились въ полной силѣ въ этихъ разнообразныхъ религіозныхъ движеніяхъ. Правда, что въ американскихъ сектахъ есть черты смѣшныя, нелѣпыя, даже возмутительныя, какъ напр., въ мормонствѣ; но эти темныя пятна на умѣ великаго народа, эти неестественные порывы народнаго чувства временны, преходящи; американскія секты болѣе и болѣе очищаются отъ старыхъ мистическихъ бредней и постепенно вырабатываютъ систему новыхъ, гуманныхъ началъ религіи и соціальной жизни. Всѣ онѣ проникнуты духомъ прогресса и, по сознанію самихъ учителей ихъ, находятся въ періодѣ бурной юности, стремящейся къ несовсѣмъ еще выработаннымъ идеаламъ. Трудъ, по ученію всѣхъ этихъ сектантовъ,-- первая религіозная обязанность. "Я готова",-- говоритъ Сузи Джонсонъ,-- я готова работать со всякимъ мужчиной, женщиной или общиной, которыя сдѣлаютъ первый практическій шагъ къ закладкѣ основъ высшей нравственности, строжайшей честности, лучшаго управленія и вообще высшаго существованія для всего рода человѣческаго. Я хочу работать, хочу видѣть другихъ готовыми идти на работу. Я знаю, что гораздо легче молиться за спасеніе человѣчества, чѣмъ работать для достиженія лучшихъ судебъ его". На конгрессѣ спиритовъ 1867 г., между прочимъ, было рѣшено, "что лишь въ рукахъ честнаго труда находится скипетръ цивилизаціи; что его права соразмѣряются съ его характеромъ и важностью, и что, поэтому, честный трудъ долженъ быть такъ справедливо вознагражденъ, чтобы доставить милліонамъ работниковъ средства, время и случай для воспитанія, образованія и удовольствія; чтобы равный трудъ мужчины и женщины получалъ равное вознагражденіе". Въ общинахъ шекеровъ, тункеровъ, перфекціонистовъ и другихъ американскихъ сектантовъ эти принципы экономической справедливости давно уже осуществлены на самомъ дѣлѣ. Всѣ упомянутыя общины представляются цвѣтущими колоніями, свободные и равноправные жители которыхъ съ гордостью смотрятъ на себя, какъ на піонеровъ новой жизни... Эти сектанты напоминаютъ собою средневѣковыхъ ученыхъ, которые посвящали всю свою жизнь страстному научному труду и, открывая великія истины, лежащія въ основѣ современныхъ наукъ, въ то-же самое время увлекались бреднями о философскомъ камнѣ и съ энтузіазмомъ, достойнымъ лучшихъ цѣлей, занимались астрологіей и алхиміей. Американскіе спириты, напр., соединяютъ служеніе дѣлу "прогресса, свободы и разума" съ нелѣпою вѣрою въ невидимыхъ духовъ. но какъ средневѣковая наука очистилась отъ всѣхъ суевѣрій и нелѣпостей, такъ и американское сектантство броситъ современенъ всѣ свои мистическія доктрины и возьметъ за основы однѣ только истины положительной науки. Къ этому идутъ постепенно всѣ американскія секты. Наука мало-по-малу сокрушаетъ царство суевѣрія и разумъ беретъ верхъ надъ фантазіей, создавшей цѣлыя системы галлюцинацій, иллюзій и другихъ патологическихъ состояній.
   Всѣ эти секты, не смотря на все разнообразіе своихъ доктринъ, въ основаніи признаютъ полную равноправность женщины съ мужчиною, въ ихъ отношеніяхъ и къ божеству, и къ людямъ. Въ нѣкоторыхъ сектахъ, какъ, напр., въ школѣ ясновидящихъ, женщины даже преобладаютъ надъ мужчинами, но въ большинствѣ случаевъ сектанты поддерживаютъ полное равенство половъ и не понимаютъ, какимъ образомъ цивилизованный міръ до сихъ поръ ставитъ женщину ниже мужчины...
   Сектанты Новаго Свѣта своимъ простымъ умомъ дошли до такого-же широкаго воззрѣнія на эманципацію женщины, какое выработали себѣ Милль, Женни д'Эрикуръ и другіе высокообразованные европейцы. Но, освободивъ женщину, поставивъ ее въ своихъ общинахъ наравнѣ съ мужчиной, новые американскіе сектанты далеко не съ такимъ успѣхомъ рѣшили тревожный вопросъ о возстановленіи семейной чистоты. Злоупотребленія въ сферѣ брака и семьи, порождающія столько пороковъ, преступленій и болѣзней,-- проституцію, дѣтоубійство, всеобщій развратъ,-- все это давно уже занимаетъ собою умы народа и приводитъ къ разнообразнымъ рѣшеніямъ, которыя, впрочемъ, всѣ сходятся къ одному пункту, къ полному отрицанію гнета, проявляется-ли онъ во власти отца надъ дѣтьми, или въ деспотизмѣ мужа надъ женой. Мормоны думаютъ, что они нашли въ многоженствѣ радикальное средство противъ "соціальнаго зла", какъ принято называть въ Америкѣ упомянутыя явленія. Многіе другіе сектанты, напр., тѣ-же шекеры, вовсе отказываются отъ брака, семейства, отъ половыхъ отношеній и живутъ, какъ факиры. Третьи, какъ, напр., перфекціонисты, проповѣдуютъ и осуществляютъ на практикѣ полную свободу любви. Перфекціонисты считаютъ вопросъ о бракѣ главнымъ національнымъ вопросомъ настоящаго времени. "Тайная исторія человѣческаго сердца,-- говорятъ перфекціонисты,-- ясно доказываетъ, что око способно любить безконечное число разъ и безконечное число лицъ, и что чѣмъ болѣе оно любитъ, тѣмъ болѣе можетъ любить. Это заколъ природы". "Въ противоположность сантиментальнымъ романистамъ,-- говоритъ Нойесъ,-- перфекціонистскія общины вѣрятъ, что любовь можно руководить и контролировать и что она даетъ гораздо лучшіе результаты, когда ее руководятъ я направляютъ. Они убѣждены, что все чувство любви и его выраженія должны быть подвергнуты просвѣщенному контролю самого человѣка и должны быть направлены къ наибольшей пользѣ. Въ общинахъ любовь находится подъ спеціальнымъ наблюденіемъ отцовъ и матерей, другими словами, мудрѣйшихъ и лучшихъ членовъ; объ этомъ вопросѣ часто разсуждаютъ на вечернихъ собраніяхъ и онъ подлежитъ общей критикѣ. Отцы и матери руководятся въ своихъ сужденіяхъ нѣкоторыми ^бщими принципами, выработанными и хорошо сознанными въ общинахъ. Такъ, они считаютъ слишкомъ исключительную любовь вредною и анти-соціальною любовью. Поэтому они утверждаютъ, что сердце должно быть открыто для всеобщей любви, что оно должно любить всѣхъ хорошихъ и достойныхъ людей; что въ немъ никогда не должны царить исключительность и эгоистическая любовь въ какой-бы то ни было формѣ. Далѣе, они глубоко убѣждены въ томъ, что ничто такъ гибельно не дѣйствуетъ на семейную жизнь, какъ противоестественная связь одного лица съ другимъ, основанная не на взаимномъ влеченіи, не на нравственной симпатіи, а на какихъ-нибудь чисто-внѣшнихъ разсчетахъ... Общины обязаны охранять всѣхъ своихъ членовъ отъ непріятныхъ отношеній и столкновеній между собой. Каждая женщина вольна отказать каждому мужчинѣ. Подъ руководствомъ этихъ главныхъ принциповъ, практическое примѣненіе теоріи перфекціонистовъ встрѣчаетъ мало трудностей. По мѣрѣ того, какъ члены общинъ развиваются, духовное сознаніе ихъ просвѣтляется, и они сами руководятъ своими дѣйствіями, сообразно съ этими принципами. Главная цѣль научить каждаго самовоздержанію. Это ведетъ къ величайшему счастію въ любви и къ величайшей пользѣ всѣхъ".
   Попытки перфекціонистовъ реформировать общественныя отношенія нельзя считать плодомъ одного религіознаго движенія. Они въ религіозной формѣ работаютъ надъ разрѣшеніемъ той-же задачи, надъ которою трудился въ свое время Оуэнъ и его послѣдователи, надъ которою работаютъ, въ другомъ направленіи, реформаторы молодой Америки. Такова, напримѣръ, колонія Новыя Времена. Въ "Новыхъ Временахъ" мы видимъ попытку преобразованія всего общественнаго строя Америки, ея политической, экономической и соціальной жизни. Женщина признается здѣсь вполнѣ равноправной мужчинѣ. По свидѣтельству постороннихъ и совершенно безпристрастныхъ наблюдателей, такая свобода соединяется въ колоніи съ самою строгою нравственностью, и вообще этотъ опытъ реформы, подобно многимъ другимъ такимъ-же опытамъ, имѣетъ всѣ условія успѣха и дальнѣйшаго развитія. Но обязательныя отношенія къ правительству Штатовъ,-- въ родѣ воинской повинности, уплаты налоговъ и т. д.,-- отношенія отвергаемыя и нововременцами, и перфекціонистами и другими подобными реформаторами, много стѣсняютъ и недавно заставили общину "Новыхъ Временъ" переселиться въ самую глушь южной Америки.
   Всѣ эти попытки шекеровъ, перфекціонистовъ, нововремеяцевъ и другихъ реформаторовъ служатъ явнымъ доказательствомъ того факта, что американскій народъ серьезно озабоченъ мыслію о положеніи женщины въ семьѣ и обществѣ. Народный умъ, въ лицѣ своихъ лучшихъ представителей, дѣятельно трудится надъ разрѣшеніемъ этой задачи; конечно, при этомъ онъ сбивается съ прямого пути, приходитъ къ нелѣпымъ выводамъ, въ родѣ безбрачія шекеровъ, многоженства мормоновъ или "свободной любви" перфекціонистовъ, но дѣло въ томъ, что онъ, хотя медленно, но упорно и постоянно подвигается къ разрѣшенію главнаго вопроса -- общественной независимости женщины.
   Мы уже говорили, что во всѣхъ религіозныхъ движеніяхъ Америки женщины играютъ почти первостепенную роль, или, по крайней мѣрѣ, имѣютъ такое-же вліяніе, какъ и мужчины. Американская женщина слишкомъ живо чувствуетъ тяжесть своего подневольнаго положенія въ семьѣ и обществѣ; она создаетъ себѣ новую вѣру и новое общество, въ которыхъ можетъ жить и дѣйствовать не какъ подчиненная жена, а какъ самостоятельный и полноправный человѣкъ. Это недовольство своимъ настоящимъ положеніемъ и стремленіе къ свободному положенію до того сильны въ женской массѣ, что породили нѣсколько самостоятельныхъ женскихъ сектъ, объявляющихъ открытую войну законамъ, теоріямъ и порядкамъ, которые созданы и поддерживаются мужчинами и притомъ въ интересахъ ихъ личнаго эгоизма. Сюда принадлежитъ, напримѣръ, секта ясновидящихъ, которая проповѣдуетъ, что мужчина во всѣхъ отношеніяхъ ниже женщины, что онъ уже окончилъ свою роль въ исторіи и женщина должна теперь занять подобающее ей первое мѣсто въ жизни человѣчества. Подъ вліяніемъ этой секты спиритовъ развилась и другая школа, основанная Элизою Фарнгеймъ.
   Въ 1842 году эта бѣдная, необразованная, ничего почитавшая дѣвушка была внезапно озарена сознаніемъ "женской истины". Но она долго хранила ее въ тайнѣ, сообщая ее только немногимъ изъ самыхъ близкихъ людей. Чтобы изучить эту истину на дѣлѣ, она вышла замужъ, и судьба подвергла ее всѣмъ несчастіямъ и превратностямъ, которыя такъ часто постигаютъ женщинъ. Элиза сдѣлалась матерью, схоронила потомъ дѣтей и мужа; она наживала деньги и теряла икъ; она работала изъ-за куска насущнаго хлѣба; переходила изъ города въ городъ, изъ штата въ штатъ; она наблюдала людей, читала книги, размышляла о главной цѣли своей жизни -- о расширеніи круга "протестующихъ женщинъ". Когда она почувствовала, что ея многотрудная жизнь близится къ концу и что въ ея, убѣленной сѣдинами головѣ, женская истина находится во всеоружіи, вполнѣ готовою для борьбы съ мужскою ложью, тогда Элиза вышла на открытую проповѣдь, и ей сразу откликнулись тысячи женскихъ сердецъ. До сихъ поръ, говорятъ ея послѣдовательницы,-- женщины были рабами, но ихъ день насталъ, и Элиза возвѣстила ихъ искупленіе своимъ женскимъ евангеліемъ. По ученію Элизы, женщина во всѣхъ отношеніяхъ выше мужчины; она относится къ нему, какъ человѣкъ къ гориллѣ. Это превосходство женскаго пола Элиза усматриваетъ во всемъ животномъ царствѣ, начиная съ самки моллюска и кончая великосвѣтской красавицей. Главное достоинство мужчины -- его умъ, которымъ онъ создалъ всю цивилизацію и обратилъ ее противъ подруги своей жизни. Но умъ мужчины -- грубый работникъ, который добирается до истины путемъ медленнаго, кропотливаго труда, подбирая и сортируя факты, года, числа, постоянно сбиваясь съ прямого пути и блуждая между грудами собраннаго имъ матеріала. Познавательная способность женщины неизмѣримо выше этого ума. Женщина постигаетъ истину сразу, непосредственно и всецѣло созерцаетъ ее, безъ усилій, безъ метода, безъ изслѣдованій. Это превосходство женщины началось еще въ раю. Мудрость, въ образѣ змія, обратилась къ женщинѣ, хорошо сознавая, что умъ мужчины слишкомъ слабъ для пониманія. Съѣденное яблоко было знаніемъ, открытымъ несчастному Адаму его женою. И что сдѣлалъ мужчина съ своимъ умомъ впродолженіи столькихъ тысячелѣтій? Онъ не достигъ даже до сознанія очевидной истины о превосходствѣ женскаго пола!.. Его науки, его искуства, его законы, его теологическія системы полны лжи и неправды. Ни Цвингли, ни Кальвинъ, ни Лютеръ, ни Мильтонъ, ни Шекспиръ, ни Микель-Анджело не могли понять матери, были неспособны даже нарисовать изображеніе хорошей женщины. Бэкона Элиза бранитъ за недостатокъ истиннаго метода и точнаго пониманія вещей. Дарвина она считаетъ глубокимъ мыслителемъ, но изумляется слишкомъ очевиднымъ его ошибкамъ. Такъ, по мнѣнію Дарвина, мужскіе сосцы -- остатки органовъ, которые нѣкогда были ближе къ женскимъ, чѣмъ теперь, и исполняли извѣстное отправленіе. Элиза же думаетъ, что это зачатки новыхъ органовъ, которые, благодаря развитію и усовершенствованію, будутъ современенъ походить на женскіе. Такимъ образомъ, наука, недостигающая своей цѣли, должна уступить мѣсто непосредственному женскому знанію. Умъ мужчины, правда, можетъ еще кое-на что пригодиться; онъ можетъ научить человѣка рубить деревья, строить лодки, садить картофель, огораживать поле и т. д.,-- но весь авторитетъ, всякая власть, всякія иниціативы должны отнынѣ принадлежать женщинѣ. "Мы требуемъ, говоритъ Элиза -- но равенства, не власти, не эманципаціи, а владычества. Мы лучше, умнѣе, сильнѣе мужчинъ; вотъ истина, долженствующая спасти міръ"! Эта истина возвѣщается только женщинамъ; съ мужчиною толковать не стоитъ,-- его слѣдуетъ подчинить и руководить.
   Въ каждомъ значительномъ городѣ Соединенныхъ Штатовъ можно встрѣтить "протестующихъ женщинъ", какъ называются послѣдовательницы Элизы, число которыхъ замѣтно возрастаетъ. Нѣтъ спора, что крайности этихъ сектаторскихъ доктринъ -- нелѣпы; по во-первыхъ, какая-же новая идея прививалась къ жизни человѣчества безъ крайностей? Во-вторыхъ, эти крайности и увлеченія объясняются съ одной стороны страстнымъ желаніемъ свободы, а съ другой -- невѣжествомъ и ненормальнымъ умственнымъ развитіемъ тѣхъ простыхъ женщинъ, которыя составляютъ эту школу. Въ средніе вѣка многіе мыслители обоего пола, искренно желавшіе женской эманципаціи, проповѣдывали въ сущности такое-же точно превосходство и преобладаніе женщины, какъ и современныя намъ американки. Но эти увлеченія и нелѣпости скоро исчезли, а сущность дѣла осталась и до сихъ поръ составляетъ задачу всей мыслящей части человѣчества.
   Идея женской свободы и равноправности такъ энергично растетъ и распространяется въ массѣ американскаго народа, что ее принимаютъ не только упомянутыя нами новыя секты, но къ ней начинаютъ относиться вполнѣ сочувственно почти всѣ другія церкви и религіозныя общины, которымъ нѣтъ числа въ Америкѣ. У мормоновъ, въ самой ихъ столицѣ на Соленомъ Озерѣ, у унитаріевъ, квакеровъ, баптистовъ, анабаптистовъ, тринитаріевъ, методистовъ и т. д., и т. д.-- всюду уже слышится проповѣдь, что передъ Богомъ полы равны, что Его благодать равномѣрно нисходитъ на мужчину и женщину, что исключительное право мужчины учить, толковать библію, принимать свыше откровенія, пророчествовать, священнодѣйствовать -- такъ-же нераціонально и несправедливо, какъ и его исключительное право выбирать и быть избираемымъ. Вотъ что. напр., писалъ изъ Чикаго корреспондентъ "Revolution" отъ 21 іюня 1871 г. "Впродолженіи мая мѣсяца въ нашемъ городѣ перебывало до трехъ сотъ разныхъ женскихъ депутатовъ. Прежде всего методисты устроили митингъ по дѣламъ своего управленія иностранными миссіями. Засѣданія открылись молитвою, которую прочла женщина; женщина предсѣдательствовала на митингѣ, женщины докладывали дѣла, женщины-же были и спикерами... На слѣдующей недѣлѣ подобный-же митингъ устроили пресвитеріане; обширная церковь была полна народу, но не было допущено ни одного мужчины, даже ни одного священника и стенографа. За этимъ митингомъ слѣдовало собраніе баптистовъ въ томъ-же родѣ.." Тысячи женщинъ посѣщали эти митинги, къ ужасу мужчинъ, видящихъ, что ихъ монопольное право на управленіе церковью, на проповѣдь и священнодѣйствіе отживаетъ свое время. Женщины самыхъ разнообразныхъ вѣроисповѣданій все болѣе и болѣе занимаютъ мѣста пасторовъ, проповѣдниковъ, пасторскихъ помощниковъ. Въ американскихъ газетахъ сплошь и рядомъ вы находите извѣстія въ родѣ слѣдующихъ; мистрисъ Целія Бурлей поступила на кафедру унитаріянскаго проповѣдника въ Бруклейнѣ. Всѣ хорошо знающіе ее люди единодушно утверждаютъ, что она обладаетъ особенными способностями для христіанскаго священнослуженія".-- "Въ Южной Каролинѣ проповѣдуетъ одна извѣстная женщина, которая впродолженіи пяти лѣтъ собрала столько денегъ, что построила на нихъ двѣ большія церкви и основала три воскресныя школы. Мѣстныя газеты отзываются о ней, какъ о превосходной проповѣдницѣ".-- "Миссъ Аугуста Чанингъ служитъ пасторомъ универсальной церкви въ городѣ Іовѣ. Она хорошо проповѣдуетъ и исполняетъ всѣ обязанности своего званія примѣрно".-- "Миссъ Ботлеръ поступила помощникомъ пастора троицкой церкви методистовъ въ Спрингфильдѣ".-- "Собраніе епископальной церкви въ Бальтиморѣ рѣшило допускать женщинъ на нѣкоторыя мѣста церковнаго служенія, какъ кормилицъ, учительницъ и миссіонерокъ". Вообще, всѣ церкви стараются привлекать женщинъ на должности пасторскихъ помощницъ, діаконессъ, проповѣдницъ. Нѣкоторые изъ этихъ женщинъ изумляютъ своею дѣятельностью. Въ Бостонѣ одна баптистская миссіонерка впродолженіи года сдѣлала 3,595 религіозныхъ визитовъ, собрала множество дѣтей въ воскресныя школы и оказала не мало другихъ, столь-же важныхъ услугъ своей церкви. Мистрисъ Фанъ Коттъ, женщина-пасторъ, впродолженіи четырехъ лѣтъ, изъѣздила около 5,918 миль, сказала 341 проповѣдь, совершила 316 богослуженій, написала 543 религіозныхъ посланій и прочла 13 публичныхъ лекцій. Въ 1871 г. въ Соединенныхъ Штатахъ шестьдесятъ восемь церковныхъ кафедръ были уже заняты женщинами, офиціально признанными въ должности пасторовъ, да сверхъ того, многія женщины проповѣдывали безъ офиціальнаго назначенія къ извѣстной церкви.
   

II.

   Когда въ американскихъ колоніяхъ заводились первыя школы, то у жителей, большею частію, не оказывалось достаточно средствъ для содержанія двухъ отдѣльныхъ школъ, мужской и женской, и поэтому дѣти обоего пола, вмѣстѣ росшіе дома, вмѣстѣ воспитывались и въ учебныхъ заведеніяхъ. Это развивало и поддерживало въ молодыхъ поколѣніяхъ чувство взаимной симпатіи и полной равноправности. Такимъ образомъ совмѣстныя школы, которыхъ боится Европа и по настоящую пору, существуютъ въ Америкѣ уже около ста лѣтъ. Юноши, послѣ нѣсколькихъ лѣтъ ученія, покидали школу, чтобы отдаться практической жизни, а дѣвушки оставались въ ней еще на нѣкоторое время и дополняли свое образованіе. Когда же стали увеличивать число школъ, усиленный спросъ на учителей заставилъ американцевъ привлечь къ этой профессіи женщинъ, и послѣднія оказались вполнѣ подготовленными къ педагогической дѣятельности. Вотъ уже около ста лѣтъ женщины держатъ въ своихъ рукахъ народное образованіе Соединенныхъ Штатовъ. Въ 1867 году было

0x01 graphic

0x01 graphic

   Численное преобладаніе наставницъ надъ наставниками постепенно усиливается, по крайней мѣрѣ, въ нѣкоторыхъ штатахъ. Такъ, напр., въ 1871 г. въ Массачусетѣ 9/10 всѣхъ учительскихъ мѣстъ были заняты женщинами. Женщины преподаютъ во всѣхъ школахъ, въ низшихъ, среднихъ и высшихъ, въ женскихъ, мужскихъ и смѣшанныхъ, и во многихъ случаяхъ, онѣ не только преподаютъ, но и стоятъ во главѣ педагогическаго управленія. Такъ, напр., недавно миссъ Ева Мильсъ избрана ректоромъ одного изъ лучшихъ университетовъ въ Висконсинѣ. Миссъ Террей назначена ректоромъ вассаровой коллегіи. Іовскій университетъ составилъ изъ женщинъ свой экзаминаціонный комитетъ. Миссъ Линчъ опредѣлена профессоромъ реторики и литературы въ высшей школѣ въ Чикаго. Миссъ Элла Педжетъ избрана профессоромъ вашберновой коллегіи въ Топекѣ. Мистрисъ формсъ -- членомъ медицинской коллегіи въ Филадельфіи. Одна женщина занимаетъ кафедру краснорѣчія въ университетѣ Броуна. Въ Іовѣ въ трехъ графствахъ главными инспекторами училищъ назначены женщины, и т. д., и т. д. То-же самое положеніе женщина занимаетъ и въ частныхъ школахъ, которыхъ въ Соединенныхъ Штатахъ великое множество.
   Что педагогическая дѣятельность женщинъ не уступаетъ дѣятельности мужчинъ на томъ-же поприщѣ, это доказывается уже однимъ тѣмъ фактомъ, что американскій народъ оставляетъ въ женскихъ рукахъ столько времени и такую важную профессію, какъ народное образованіе, которое онъ считаетъ главною основою своей свободы и главнымъ залогомъ своего дальнѣйшаго развитія.
   Уже но одному тому, что народное образованіе находится преимущественно въ рукахъ женщинъ, Соединенные Штаты должны поддерживать женское образованіе на одномъ уровнѣ съ мужскимъ. Это лучше всего достигается системой смѣшанныхъ школъ, общихъ для обоего пола. Почти во всѣхъ первоначальныхъ школахъ Америки мальчики и дѣвочки учатся вмѣстѣ. Затѣмъ, среднія и высшія учебныя заведенія устроены частію по смѣшанной системѣ, частію по раздѣльной. Въ Нью-Йоркѣ и Чикаго всѣ школы смѣшанныя; въ Бальтиморѣ всѣ классы раздѣлены по поламъ; въ Бостонѣ въ 1867 г. изъ 19 грамматическихъ школъ 7 было мужскихъ, 6 женскихъ и 6 смѣшанныхъ. Во многихъ школахъ дѣвочки учатся въ одномъ этажѣ, а мальчики въ другомъ; въ другихъ мѣстахъ они сидятъ въ однихъ и тѣхъ-же покояхъ. Въ высшихъ классахъ число дѣвочекъ часто превышаетъ число мальчиковъ; въ Провиденсѣ первыхъ вдвое больше; въ Спрингфильдѣ въ 1869 г. на 85 дѣвочекъ приходилось только 45 мальчиковъ. Многіе изъ мужскихъ коллегій и университетовъ открыты для женщинъ. Въ мичиганскомъ университетѣ слушаютъ лекціи до 300 женщинъ; въ оберлинской смѣшанной коллегіи около 1,200 студентовъ обоего пола. Смѣшанныя школы чрезвычайно благотворно дѣйствуютъ и на нравственное, и на умственное развитіе молодыхъ поколѣній. Это доказанный фактъ на основаніи самыхъ точныхъ наблюденій за развитіемъ юношей и дѣвочекъ, выходящихъ изъ смѣшанныхъ школъ. Въ нихъ гораздо меньше проявляются тѣ преждевременныя болѣзненныя возбужденія полового инстинкта, которыя служатъ язвою раздѣльныхъ учебныхъ заведеній. Выдержанность характера, учтивость, вѣжливость, соревнованіе въ исполненіи обязанностей, совершенное отсутствіе столь обыкновенныхъ въ нашихъ заведеніяхъ привычекъ присвоивать себѣ чужія вещи, драться, курить -- вотъ прямые результаты постояннаго вліянія женскаго элемента. Въ этихъ-же смѣшанныхъ заведеніяхъ совершенно искореняются вредные предразсудки и глупая гордость мужчинъ, какъ преобладающей силы. Способности и успѣхи учащихся совершенно одинаковы, и женскій умъ оказывается въ этихъ заведеніяхъ вовсе неимѣющимъ тѣхъ недостатковъ, которые обыкновенно приписываются мужчинами "слабому" полу. Вотъ что говоритъ по этому поводу Терчайльдъ, директоръ смѣшанной оберлинской коллегіи: "Впродолженіи первыхъ шести лѣтъ моего пребыванія въ Оберлинѣ я преподавалъ греческій, латинскій и еврейскій языки, на девятый годъ -- чистую и прикладную математику, и наконецъ, втеченіи послѣднихъ трехъ лѣтъ, занимался нравственными и философскими науками. По всѣмъ этимъ разнообразнымъ отраслямъ знаній я имѣлъ въ своемъ классѣ и дѣвушекъ, и молодыхъ людей, и не замѣчалъ между ними никакой разницы: какъ между тѣми, такъ и между другими была одинаковая доля сильныхъ и слабыхъ... Всякій разъ, когда тотъ и другой полъ прилагали свой умъ къ паукамъ одного и того же порядка, оба одинаково успѣвали въ своихъ занятіяхъ. Какъ тѣ, такъ и другіе имѣютъ одинаковую способность понять и выразить истину". То-же самое писалъ подавно Ричмондъ Фишъ о лаврентьевскомъ университетѣ, въ которомъ на каждые 10 студентовъ приходится 6 молодыхъ женщинъ". Смѣшанная система образованія дѣйствуетъ превосходно. Молоденькія леди имѣютъ всестороннее и благотворное вліяніе, а ихъ успѣхи по всѣмъ отраслямъ знанія стоятъ на одинаковой высотѣ съ успѣхами молодыхъ людей... Сила прилежанія этихъ женщинъ, во все время строгаго умственнаго дисциплинированія, совершенно одинакова съ прилежаніемъ ихъ братьевъ по ученію... Достойно замѣчанія, что въ настоящее время изъ трехъ факультетовъ -- классическаго, точныхъ наукъ и смѣшаннаго -- женщины, за исключеніемъ одной, занимаются или на факультетѣ точныхъ наукъ или на смѣшанномъ". Серьезныя и продолжительныя учебныя занятія если и нѣсколько вредно дѣйствуютъ на женскій организмъ, то во всякомъ случаѣ нисколько не вреднѣе, чѣмъ на мужской. Изъ воспитанниковъ оберлинской коллегіи, получившихъ ученую степень по выходѣ изъ Оберлина, за тридцать четыре года было 1 умершій изъ 9 мужчинъ и 1 умершая изъ 12 женщинъ. Въ смѣшанныхъ учебныхъ заведеніяхъ идея равенства половъ сама собою прививается къ молодымъ умамъ и чувство равноправности дѣлается достояніемъ каждаго развитаго человѣка. "Многія условія,-- говоритъ одинъ іовскій корреспондентъ,-- благопріятствовали успѣхамъ женскаго дѣла въ нашемъ штатѣ... Но ничто такъ не содѣйствовало равноправности половъ, какъ совмѣстное воспитаніе юношества. Въ общественныхъ и частныхъ школахъ братья и сестры обыкновенно учатся вмѣстѣ вплоть до окончанія курса въ іовскомъ университетѣ".
   Система смѣшанныхъ школъ хотя и распространяется постепенно по всѣмъ штатамъ, однакожъ ей еще далеко до полнаго торжества надъ системою раздѣльнаго воспитанія въ среднихъ и высшихъ учебныхъ заведеніяхъ. Въ Америкѣ, не смотря на очевидный для всѣхъ успѣхъ смѣшанныхъ школъ, многіе до сихъ поръ еще не рѣшаются держать вмѣстѣ послѣ пятпадцатилѣтняго возраста дѣвушекъ и юношей, учившихся до тѣхъ поръ въ однихъ и тѣхъ-же комнатахъ, отдыхавшихъ и забавлявшихся въ однѣхъ садахъ и рекреаціонныхъ залахъ. Въ прошломъ году правленіе корнелевскаго университета рѣшилось основать женское отдѣленіе, но съ тѣмъ, чтобы дѣвушки и юноши сходились въ однѣхъ только аудиторіяхъ, во все-же остальное время были-бы такъ раздѣлены между собой, какъ-будто ихъ коллегіи отстоятъ другъ отъ друга на тысячи миль. Другіе университеты и коллегіи не допускаютъ даже и этого, запирая женщинамъ свои двери и отсылая ихъ для высшаго и средняго образованія въ особыя женскія школы. Въ 1871 г. общеобразовательныхъ женскихъ коллегій въ Соединенныхъ Штатахъ было шестьдесятъ восемь, кромѣ основанныхъ частными лицами и заведеній спеціальныхъ, особенно медицинскихъ, въ родѣ женскихъ медицинскихъ институтовъ въ Филадельфіи и Бостонѣ. Изъ этихъ заведеній наиболѣе замѣчательны: Паккеровъ коллегіальный институтъ въ Брукленѣ, въ которомъ въ 1869 г. было 756 студентовъ; рутжерова женская коллегія въ Нью-Іоркѣ, съ шестилѣтнимъ курсомъ, по окончаніи котораго ученицы получаютъ патентъ, соотвѣтствующій степени баккалавра словесныхъ наукъ, и вассарова коллегія въ Паукипси. Послѣдняя основана, въ 1861 г. на деньги (2.500,000 франковъ), пожертвованныя пивоваромъ Матью Вассаромъ. Внѣшнее устройство коллегіи великолѣпно и вполнѣ соотвѣтствуетъ всѣмъ требованіямъ школьной гигіены. Кабинеты -- физическій, химическій, зоологическій, ботаническій, минералогическій, библіотека, обсерваторія, гимнастика, манежъ, сады и парки для прогулокъ -- все это дѣлаетъ коллегію образцовымъ учебнымъ заведеніемъ. Въ ней 40 профессоровъ и 500 учащихся. Значительная часть кафедръ занимается женщинами. Въ настоящее время женщины преподаютъ: одна -- астрономію (она-же завѣдуетъ обсерваторіей), одна -- физіологію и гигіену (она-же исправляетъ должность врача при коллегіи), одна -- гимнастику, двѣ -- латинскій языкъ, одна -- математику, одна -- естествознаніе, одна -- музыку, одна -- пѣніе, четыре -- англійскій языкъ и литературу, двѣ -- языки греческій, нѣмецкій и французскій, одна -- ботанику; одна -- завѣдуетъ библіотекой. Дѣвицы принимаются въ коллегію 15-ти лѣтъ и подвергаются вступительному экзамену изъ слѣдующихъ предметовъ: четырехъ книгъ Юлія Цезаря, четырехъ рѣчей Цицерона, шести книгъ Виргилія, латинской грамматики, высшей алгебры и всемірной исторіи. Курсъ въ коллегіи продолжается четыре года, по истеченіи которыхъ дѣвицы могутъ оставаться въ ней для спеціальныхъ занятій по выбраннымъ ими предметамъ. Коллегія раздѣляется на два факультета и программы ея курсовъ вполнѣ соотвѣтствуютъ мысли основателя -- давать женщинамъ такое-же высшее образованіе, какое получаютъ и мужчины {Программа классическаго факультета: 1-й семестръ: Титъ Ливій, латинскія сочиненія, греческій синтаксисъ и греческія сочиненія, высшая алгебра, англійскія сочиненія. 2-й семестръ: Цицерона De Senectnte и De Amicitia, латинскія сочиненія, 6 книгъ Иліады, греческая граматика и сочиненія, геометрія, англійскія упражненія въ слогѣ. 3-й семестръ: "Аяксъ" Софокла, греческія сочиненія, тригонометрія, риторика. 4-й семестръ: оды Горація и De Arte Роetica, Эсхилъ, греческія сочиненія, ботаника, зоологія, упражненія въ англійской этимологіи. 5-и семестръ: Тацита Германія и Агрикола, французская граматика, физика, геологія, физическая географія, логика, народное хозяйство исторія англійскаго языка. 6-й семестръ: Мольера Тартюфъ, Платона Федра, аналитическая геометрія, физика, исторія англійской литературы. 7-й семестръ: метафизика, анатоміи, химія, астрономія, нѣмецкая и итальянская граматика, Цицерона Тускуіаны. 8-й семестръ: нравственная философія, физіологія, Ифигенія Гете, Дайте, греческіе лирики.
   Программа естественнаго факультета: 1-й, семестръ: Ливій, латинскія сочиненія, французская граматика, Скрибъ и Расинъ, высшая алгебра, англійскія сочиненія. 2-й семестръ: Цицеронъ, французская лексикологія, Расинъ и Сувестръ, геометрія, ботаника съ экскурсіями, упражненія въ англійскомъ слогѣ. 3-й семестръ: французскій синтаксисъ и упражненія, Корнель, тригонометрія, геологія и минералогія съ работами въ лабораторіи и экскурсіями, англійскія сочиненія. 4-й семестръ: нѣмецкая граматика, французская лексикологія, Мольеръ и Тёпферъ, аналитическая геометрія, зоологія съ работами въ лабораторіи и экскурсіями, англійскія упражненія въ этимологіи и сочиненія. 5-й семестръ: нѣмецкая граматика, Шиллера В. Телль, французская статистика и исторія литературы, переводы французскіе, физика, физическая географія, астрономія, исторія англійскаго языка. 6-й семестръ: нѣмецкая граматика, Шиллера Валленштейнъ, переводы съ англійскаго на нѣмецкій, нѣмецкіе этимологія и синонимы, французская граматика и переводы, астрономія, физика, исторія англійской литературы. 7-й семестръ: метафизика, анатомія, химія, сферическая астрономія, нѣмецкіе переводы, Торквато Тассо Гете, итальянская граматика, логика, народное хозяйство. 8-й семестръ: нравственная философія, физіологія, астрономія и литературы: нѣмецкая, французская и итальянская.
   Для дѣвушекъ, недостаточно подготовленныхъ, устроенъ приготовительный курсъ.}. Кромѣ служащихъ въ коллегіи профессоровъ, ежегодно приглашается въ нее для чтенія лекцій нѣсколько лучшихъ литераторовъ и ученыхъ на особую сумму, пожертвованную для этого Вассаромъ въ 1868 г.
   Какъ ни гордятся американцы высокимъ образованіемъ своихъ женщинъ и заведеніями въ родѣ вассаровской коллегіи, но всѣ друзья женскаго дѣла въ Америкѣ недовольны этой системой раздѣльнаго образованія, этими непроизводительными затратами на отдѣльныя учебныя заведенія для женщинъ. Но при всемъ этомъ, какъ смѣшанная, такъ и раздѣльная система высшаго образованія даютъ американкѣ такую возможность къ уравненію съ мужчиной, какой не имѣютъ женщины самыхъ цивилизованныхъ странъ Европы. При обыкновенномъ, патріархальномъ положеніи женщины, при ея воспитаніи исключительно для мужа, кухни и гостиной, женскій умъ обыкновенно получаетъ тѣ недостатки, которые считаются прирожденными свойствами женской природы. Но солидное образованіе, получаемое американкой, особенно высшее, совершенно разбиваетъ этотъ предразсудокъ и дѣлаетъ женщину вполнѣ развитымъ человѣкомъ. "Revolution" совершенно справедливо замѣчаетъ, что главная заслуга высшаго образованія заключается въ воспитаніи ума и развитіи духа раціонализма. "Мужчины, кончившіе курсъ въ коллегіяхъ, не продолжаютъ же заниматься до конца своей жизни греческимъ языкомъ или доказываніемъ проблеммъ Евклида. Три четверти изъ нихъ никогда не обращаются къ Фукидиду, никогда не вспоминаютъ о геометріи и вовсе не думаютъ о метафизикѣ, налъ которыми въ былое время они утомляли свои мозги. Уроки забываются, но направленіе, умственная дисциплина, моральные результаты этихъ серьезныхъ, утонченныхъ занятій остаются капиталомъ для будущаго производства и силою, которую можно приложить къ дѣлу при встрѣтившейся надобности. Такъ и образованная женщина не будетъ смѣшить людей, пускаясь въ разговоры по-латыни или приводя мѣста изъ греческой антологіи. У нея слишкомъ много здраваго смысла, чтобы не сдѣлаться посмѣшищемъ изъ-за такого педантства и тщеславія. Но полученное ею образованіе даетъ ей силу и солидность ума, даетъ направленіе ея способностямъ и волѣ, матеріялъ и мѣрило для разсужденія, которые оказываютъ ей неисчислимыя услуги во всѣхъ ея дѣйствіяхъ и предпріятіяхъ". Образованіе дало американкѣ возможность съ такимъ успѣхомъ вести дѣло своего уравненія съ мужчиною и дѣйствительно сравняться съ нимъ въ семейной и общественной сферѣ прежде, чѣмъ это уравненіе совершится въ законодательствѣ и на общественномъ форумѣ. Большею частію американская жена такъ-же развита и образована, какъ и ея мужъ, и по многихъ случаяхъ она, образованнѣе своего мужа, исключительно преданнаго практической жизни и добыванію денегъ. Они вмѣстѣ читаютъ газеты, вмѣстѣ разсуждаютъ о политикѣ, которою американка начинаетъ заниматься еще въ школѣ, вмѣстѣ толкуютъ о дѣлахъ общины, церкви, о профессіи мужа, о литературѣ; жена является товарищемъ и совѣтникомъ мужа, и послѣдній естественно начинаетъ смотрѣть на нее, какъ на равнаго себѣ гражданина.
   Независимо отъ этого, образованіе даетъ женщинамъ экономическую самостоятельность, подготовляя ихъ къ извѣстнымъ профессіямъ. Въ настоящее время въ Соединенныхъ Штатахъ болѣе 300 женщинъ медиковъ и нѣкоторыя изъ нихъ составили себѣ громкую репутацію, получая отъ практики ежегодно отъ 10,000 до 100,000 франковъ. Образованныя американки начинаютъ проникать во всѣ недоступныя имъ прежде отрасли труда. Мы уже видѣли, что онѣ занимаютъ не мало пасторскихъ кафедръ и болѣе половины учительскихъ мѣстъ; онѣ служатъ библіотекарями, мировыми судьями, бухгалтерами, инспекторами школъ, директорами банковъ, работаютъ на телеграфахъ и въ фотографіяхъ; женщина недавно строила желѣзную дорогу, а двѣ другія американки проводили телеграфную линію; статуя Линкольна сдѣлана, по порученію конгресса, одной дѣвушкой-художницей и т. д. Въ18G9 году на гражданской службѣ состояло до 1,400 женщинъ. Въ американскихъ газетахъ постоянно помѣщаются извѣстія въ родѣ слѣдующихъ: "Миссъ Елиза Дженнингсъ выбрана директоромъ банка въ Комфильдѣ, въ Огайо".-- "Національный банкъ Йоминга выбралъ въ директоры мистрисъ Брайтенъ.-- Мистрисъ Коллинсъ въ Нью-Гемпширѣ взяла на себя по контракту постройку дороги, которую она ведетъ съ большою энергіей, лично распоряжаясь работами и еженедѣльно разсчитывая рабочихъ.-- Миссъ Фанъ Лью служитъ почтмейстеромъ въ Ричмондѣ, и журналы говорятъ, что тамошній почтамтъ никогда не былъ лучше, чѣмъ подъ ея управленіемъ.-- Мистрисъ Моррисъ назначена мировымъ судьей графства Суитуатеръ, и вотъ уже годъ исполняетъ свои трудныя обязанности съ особеннымъ успѣхомъ.-- Ида Нортъ опредѣлена директоромъ библіотеки штата въ Іовѣ.-- На послѣднемъ митингѣ ассоціаціи мичиганскихъ издателей выбраны дѣйствительными членами м-съ Дженни, миссъ Крэмъ и миссъ Алисонъ.-- Мистрисъ Конвей дѣятельно занимается постройкой западной мерилендской желѣзной дороги. О ней отзываются, какъ о дѣятельной и энергичной подрядчицѣ.-- Мистрисъ Сараженъ гоняетъ почту и содержитъ перевозы изъ Клинтона въ Іовѣ до Гарденъ Пленъ въ Иллинойсѣ.-- Ньюджерсейская газета "Guardian" и составляется, и набирается, и печатается женщинами. Одна изъ нихъ, служащая смотрительницею типографіи, получаетъ въ годъ больше 5,000, а двѣ ея сестры около 7000 долларовъ.-- Вотъ еще новая отрасль труда, за которую впервые берется женщина. Экипажъ одного американскаго брига состоитъ изъ слѣдующихъ лицъ: капитанъ Анагностъ Андреасъ, комиссаръ его жена, шкиперъ ихъ сына" Александръ, остальные -- ихъ дочери Калліопа и Афродита и сыновья Ксепофоптъ, Альфредъ, Ахиллесъ и Гекторъ. Женщины управляютъ парусами и въ экстренныхъ случаяхъ на ряду съ мужчинами стоятъ на вахтѣ днемъ и ночью.-- Въ земледѣльческой жизни все больше и больше появляется женщинъ въ качествѣ самостоятельныхъ фермеровъ. Въ Випландѣ, около Филадельфіи, многія женщины обзаводятся фермами и живутъ самостоятельно. Одна изъ нихъ была впродолженіи шестнадцати лѣтъ учительницей въ Массачусетѣ, потомъ переселившись въ Винландъ, купила здѣсь десять акровъ земли. Всѣ работы, кромѣ рубки лѣса, она совершаетъ сама съ помощью десятилѣтняго нанятаго мальчика. Въ той-же мѣстности многія одинокія женщины разводятъ большіе фруктовые сады. Около Сэнъ-Поля есть одна ферма съ 160 акрами земли, управляемая и обработываемая 7 дѣвушками, которыя нѣсколько лѣтъ назадъ переселились сюда изъ Огайо съ своими, неспособными къ работѣ, родителями. Обширный, хорошо устроенный блокгаузъ, дворъ, помѣщенія для лошадей, коровъ, свиней, птицы и овецъ, превосходныя поля, изъ которыхъ на второй годъ уже было воздѣлано 45 акровъ и продано, за удовлетвореніемъ потребностей семейства, 900 бушелей картофеля, 500 бушелей маиса, 250 бушелей рѣпы, 1100 кочановъ капусты и на 200 долларовъ разныхъ огородныхъ растеній,-- все это сдѣлано упомянутыми семью хорошо образованными дѣвушками, изъ которыхъ младшей 15, а старшей 25 лѣтъ. На уисконсинскихъ фермахъ лѣтомъ 1871 г. работало болѣе 2,000 женщинъ. Прошлогодняя "Revolution", отъ 20 іюля, сообщаетъ слѣдующее письмо одной изъ подобныхъ фермершъ. "Я разскажу вамъ, какъ я сдѣлалась фермеромъ нѣсколько лѣтъ назадъ. Я взяла мотыку и, выкопавъ картофель, посѣяла пшеницу. На слѣдующую весну я выполола траву, и посыпала пашню золой, солью и известью; когда пшеница поспѣла, я сжала ее, вымолотила, провѣяла, и получила пять бушелей хорошей пшеницы. Этого было совершенно достаточно для моего годичнаго пропитанія... Моя бѣдная сосѣдка, ирландская работница, сказала мнѣ вчера, что я такъ много могу работать, что меня можно продать на вѣсъ золота... Земледѣльческій трудъ чудотворно дѣйствуетъ на мою физическую натуру и имѣетъ особенное вліяніе на мой умъ. Часто, когда мое сердце готово разорваться отъ семейныхъ горестей, я работаю, и оно постепенно облегчается отъ давящей его тяжести. Имѣя отъ роду шестьдесятъ шесть лѣтъ, я обладаю чудеснымъ здоровьемъ и бодростью духа. Я занимаюсь физическимъ трудомъ больше, чѣимъ въ состояніи перенести его многія молодыя женщины, кромѣ того по временамъ я читаю и пишу. Я не изучала серьезно политики, годовольно хорошо освоилась съ вопросомъ о нашей равноправности", и проч. Что земледѣльческій трудъ отлично дѣйствуетъ на организмъ женщины, это доказывается и опытомъ ліонской земледѣльческой школы, недавно открытой въ Ньютонѣ, въ Массачусетѣ. Воспитанницы, которыя сначала не могли заниматься болѣе двухъ часовъ въ день, вскорѣ начали работать въ оранжереяхъ, саду и огородахъ по восьми часовъ, ихъ цвѣтущія щеки, отличное здоровье, хорошій аппетитъ служатъ яснымъ доказательствомъ благотворнаго вліянія земледѣльческихъ занятій на ихъ организмъ.
   Образованность американской женщины, довольно высокая сравнительно съ образованностью, наприм., англичанки, даетъ ей возможность браться за всѣ отрасли труда и подниматься на такую степень благосостоянія, о которой никогда и не грезилось европейской работницѣ. Въ лоуэльскихъ мастерскихъ, напр., въ Массачусетѣ, живетъ до 9,000 работницъ, сошедшихся сюда изъ разныхъ мѣстъ Союза. Онѣ построили здѣсь церковь и академію, устроили публичныя лекціи, для чтенія которыхъ приглашаютъ извѣстныхъ профессоровъ, основали журналъ. Всѣ онѣ болѣе или менѣе образованы и многія занимаются литературой. Незаконныхъ рожденій не бываетъ вовсе. Работница имѣетъ возможность откладывать половину своей выручки и черезъ четыре года скопляетъ (достаточное приданое. Какъ извѣстно, во всемъ мірѣ задѣльная плата женщины вообще равняется только половинѣ мужской. Это зависитъ главнымъ образомъ отъ умственной неразвитости работницъ и недостаточности ихъ профессіональнаго образованія, хотя, какъ увидимъ ниже, утвердившаяся такимъ образомъ въ жизни норма женской платы крѣпко держится въ ней даже въ тѣхъ случаяхъ, когда упомянутое основаніе вовсе исчезаетъ. Въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Соединенныхъ Штатовъ, благодаря равенству обоихъ половъ по ихъ общему и профессіональному образованію, женщина успѣла уже сравняться съ мужчиной и относительно задѣльной платы. Въ Калифорніи, напр., женщины получаютъ за всякій вообще трудъ справедливое вознагражденіе. Въ частности, во всѣхъ общественныхъ школахъ Санъ-Франциско наставники и наставницы получаютъ одинаковое жалованье. "Въ штатѣ Іова говоритъ Пенни, трудъ женщинъ оплачивается почти наравнѣ съ мужскимъ трудомъ, и такъ-какъ здѣшнія женщины вообще трудолюбивы и производительны, то онѣ и пользуются совершенною независимостью отъ другого пола".
   Всѣ эти успѣхи женскаго дѣла достигнуты не вдругъ и не легко; они являются результатомъ упорной и продолжительной борьбы женщинъ съ обычаями, законами, суевѣріемъ.... "Женщины въ Америкѣ, говоритъ м-съ Доггетъ,-- научились не бояться мужскихъ возраженій и умѣютъ составлять и проводить собственныя убѣжденія во всемъ, что касается такихъ отраслей промышленности, которыя онѣ изучили, и тѣхъ ремеслъ, которымъ онѣ обучаются". Но конкуренція съ мужчинами до сихъ поръ тяжело отзывается и долго еще будетъ отзываться на женщинахъ. Мужчины въ Америкѣ напрягаютъ всѣ свои усилія, чтобы оттѣснить женщинъ отъ занятій, составлявшихъ до сихъ поръ привилегію ихъ пола. Такъ, напр., недавно одна женщина, кончившая медицинскій курсъ въ салемской коллегіи, выдержала экзаменъ по всѣмъ предметамъ; но одинъ изъ профессоровъ рѣшительно отказалъ въ своемъ согласіи на выдачу ей диплома, потому-что онъ "не вѣритъ въ женщинъ-медиковъ!" Самымъ дѣйствительнымъ средствомъ для поддержки преобладанія мужчинъ въ промышленной жизни служитъ низкій уровень женской задѣльной платы. " женщина, говоритъ "Ньюйоркская Трибуна",-- это такое созданіе, которое получаетъ половинную плату за все, что оно дѣлаетъ, и платитъ полную цѣну за все, въ чемъ нуждается. Никакой содержатель гостинницы или домохозяинъ не принимаютъ женщины на квартиру съ уступкою 50%. Мясникъ, булочникъ, бакалейщикъ, разносчикъ -- всѣ просятъ съ нея высшую цѣну. Никакой омнибусъ не повезетъ ее за половинную плату. Она заработываетъ какъ ребенокъ, а платитъ, какъ взрослый человѣкъ. Кромѣ того, ея полъ, если только не грубый обычай, устраняетъ ее отъ хорошо оплачиваемыхъ занятій. Ея руки, ноги и мозгъ связаны". Половинная женская плата зависитъ главнымъ образомъ отъ недостаточности женскаго профессіональнаго образованія; мужчина вообще лучше, основательнѣе и дольше приготовлялся къ труду, поэтому онъ и получаетъ больше, чѣмъ женщина. Но на этомъ справедливомъ основаніи развилась и утвердилась несправедливая, поистинѣ, возмутительная стачка нанимателей, которые, пользуясь предразсудками противъ женщинъ и стѣсненнымъ положеніемъ послѣднихъ, оплачиваютъ женскій трудъ въ половину даже во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, когда онъ вполнѣ равняется мужскому. "Когда мужчины и женщины работаютъ вмѣстѣ, то женщинамъ никогда не даютъ самой легкой, наименѣе вредной для здоровья и наиболѣе пріятной работы. Намъ стоитъ только указать на фабрики хлопчатобумажныхъ, шерстяныхъ и шелковыхъ издѣлій, на металлическіе заводы, на каменноугольныя копи; нѣтъ, женщинамъ достается самая тяжелая, дурно оплачиваемая и нездоровая работа. Ломовой трудъ и нищенская подачка -- вотъ на что обречены работницы" (V. Penny). Въ американскихъ кухмистерскихъ и трактирахъ прислужницы получаютъ отъ 6 до 10 долларовъ въ мѣсяцъ, а мужчины за ту-же самую работу, которую они выполняютъ нисколько не лучше женщинъ,-- отъ 10 до 20 долларовъ. Вся Америка согласна съ тѣмъ, что женщины въ роли учителей и профессоровъ столько-же полезны, дѣятельны и производительны, какъ и наставники мужчины; но при всемъ этомъ, въ большинствѣ случаевъ, нетолько частные предприниматели, но даже само правительство платятъ наставницамъ гораздо меньше, чѣмъ наставникамъ! Въ настоящее время американская пресса, особенно періодическая, больше и больше переходитъ въ руки женщинъ. "Въ Нью-Йоркѣ, говоритъ "Revolution",-- множество женщинъ работаетъ въ ежедневныхъ и еженедѣльныхъ періодическихъ изданіяхъ, но онѣ далеко не получаютъ той-же платы, какъ мужчины за одинаковый съ ними трудъ. Двѣ или три женщины только, которымъ удалось пріобрѣсть прочное положеніе въ литературѣ, могутъ получать отъ семи до восьми тысячъ долларовъ въ годъ; но это только исключенія изъ общаго правила; другія женщины, обладающія столь-же талантливымъ перомъ, образованіемъ и такими-же способностями къ веденію журнальнаго дѣла, получаютъ плату наравнѣ съ обыкновенными репортерами и достаточную для ихъ существованія только въ томъ случаѣ, если имъ удастся, достать работу въ двухъ или трехъ газетахъ". До какого стѣсненія доходитъ эта стачка нанимателей, показываютъ слѣдующіе факты. Ида Пфейферъ встрѣтила въ одномъ пенитенціарсѣ молодую дѣвушку, приговоренную къ тюрьмѣ за то, что она въ мужскомъ платьѣ служила матросомъ на кораблѣ. Одна швея въ Цинциннати, находя невозможнымъ существовать на свой женскій заработокъ, переодѣлась мужчиной и явилась въ Ковингтонъ въ качествѣ портного. Но ея полъ вскорѣ открыли и привлекли ее къ суду. Въ Миннесотѣ одна молодая женщина, одѣвшись въ мужское платье, отправилась въ лѣса съ партіей дровосѣковъ въ качествѣ повара, съ платою 30 долларовъ въ мѣсяцъ. Но распорядитель работъ, узнавъ, что она женщина, тотчасъ-же прогналъ ее. Въ послѣднюю войну много подобныхъ женщинъ, переодѣтыхъ мужчинами, поступали въ армію и служили наравнѣ съ солдатами, пока не открывался ихъ полъ.
   Эти неблагопріятныя для женскаго труда условія производятъ то, что въ Америкѣ, какъ и въ большей части цивилизованныхъ странъ, число бѣдныхъ женщинъ почти вдвое больше числа бѣдныхъ мужчинъ; первые относятся къ послѣднимъ, какъ 46:27 (V. Penny, 114). И хотя американскіе рабочіе обезпеченнѣе европейскихъ, хотя ихъ жилища, платье, пища, задѣльная плата лучше,-- но несмотря на все это, положеніе работника далеко не можетъ назваться счастливымъ, а положеніе работницы -- и того менѣе. Болѣе всего бѣдствуютъ несчастныя, невѣжественныя, незнакомыя съ страною переселенки изъ Европы. Множество ихъ, тотчасъ-же по прибытіи въ Америку, иногда даже прямо съ кораблей, завлекается въ сѣти агентами проституціонныхъ домовъ и навсегда запродаетъ себя за кусокъ хлѣба. Проституція въ большихъ американскихъ городахъ имѣетъ ужасающіе размѣры и НьюЙоркъ справедливо считается самымъ развратнымъ юродомъ въ цивилизованномъ мірѣ. Бѣдность и безпомощность, какъ показываютъ всѣ американскіе изслѣдователи проституціи, служатъ главными и почти единственными причинами этого зла. Изъ нью-йоркскихъ проститутокъ 1/10 принимается за промыселъ разврата потому, что вынуждены бѣжать изъ семей вслѣдствіе невыносимой тиранніи мужей и отцевъ, а 3/4 торгуютъ собой по крайней бѣдности. Значительная часть этихъ женщинъ получила порядочное воспитаніе, училась музыкѣ, языкамъ, и, прибѣгла къ этому промыслу вслѣдствіе невозможности найти себѣ такое занятіе, которое дало-бы достаточную защиту отъ холода и голода.
   Вслѣдствіе бѣдствій послѣдней войны и постепеннаго увеличенія количества незамужнихъ, одинокихъ женщинъ, несчастное положеніе бѣдныхъ американокъ быстро ухудшается и обращаетъ на себя вниманіе всѣхъ, чьему сердцу близки общественные интересы. Во главѣ филантропическихъ предпріятій, имѣющихъ цѣлью улучшеніе быта упомянутыхъ женщинъ, стоятъ женщины-же, составившія множество благотворительныхъ ассоціацій, число которыхъ постоянно возростаетъ. Само собою понятно, что отъ этихъ филантропическихъ обществъ нельзя ждать прочной и существенной пользы. Въ настоящее время, вмѣстѣ съ ихъ размноженіемъ и съ усиленіемъ ихъ дѣятельности, усиливаются и бѣдствія женской массы. Американскіе эмансипаторы говорятъ, что благотворительностью тутъ ничего не подѣлаешь, что для женщины нужна не милость, а справедливость, не нищенскія подачки, а полная политическая равноправность и раціональныя экономическія реформы... Къ этому стремятся и американское "Общество женскаго труда", и "Ассоціація избирателЕныхъ правъ женщины", и многочисленныя ассоціаціи работницъ, и "Общество національнаго труда". На конгрессѣ послѣдняго, собиравшемся въ половинѣ 1871 г. въ Сэи-Дуй, были приняты рѣшенія въ пользу совершенной равноправности половъ и уравненія женской заработной платы съ мужскою въ случаяхъ равнаго достоинства труда. Но всѣ подобные планы и стремленія могутъ осуществиться лишь тогда, когда женская масса получитъ участіе въ управленіи республикой и будетъ имѣть возможность посредствомъ своихъ представителей проводить реформы, клонящіяся къ существеннымъ улучшеніямъ женскаго быта. Г-жа Пенни совершенно справедливо замѣчаетъ, что "женщины рабочихъ классовъ гораздо болѣе заинтересованы въ политическихъ дѣлахъ, чѣмъ женщины, принадлежащія къ высшимъ состояніямъ. Взиманіе налоговъ, введеніе новаго тарифнаго устава, блокада портовъ, банкротство банковъ, закрытіе фабрикъ, размѣры задѣльной платы, количество рабочихъ часовъ -- все это предметы, которые болѣе или менѣе непосредственно касаются ихъ". Ниже мы увидимъ, что размѣры женскаго пролетаріата въ Соединенныхъ Штатахъ быстро увеличиваются; но вмѣстѣ съ тѣмъ быстро увеличивается и число сторонницъ женскаго освобожденія, для которыхъ вопросъ о равноправности есть вопросъ о жизни и смерти. Идея эманципаціи очень распространена въ той женской массѣ, которая выдвинула изъ своей среды Елизу Фарнгеймъ, главу протестующихъ женщинъ, и эта масса, руководимая своими друзьями, въ непродолжительномъ времени рѣшитъ въ пользу женщины ту борьбу, которую ведетъ послѣдняя за свою равноправность и свободу. И только послѣ того, какъ женское дѣло пройдетъ черезъ конгрессъ, а женщины получатъ всѣ политическія права и примутъ дѣятельное участіе въ управленіи страной, вопросъ о женскомъ трудѣ будетъ поставленъ надлежащимъ образомъ. Наплывъ женскихъ силъ на рынокъ труда значительно усилится, женщина, наконецъ, заставитъ платить за свою работу столько-же, сколько получаетъ и мужчина; это, конечно, улучшитъ положеніе женской массы, но невыгодно отзовется на положеніи рабочаго люда вообще, задѣльная плата котораго неминуемо понизится съ появленіемъ многочисленнаго контингента новыхъ соперниковъ, одинаково съ нимъ способныхъ къ работѣ и получающихъ то-же вознагражденіе.

С. Шашковъ.

"Дѣло", No 1, 1872

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru