Царства двухъ монаховъ. Революціонный анабаптизмъ. Пролетаріатъ во Франціи. XV т. А. К. Шеллера (А. Михайлова). Спб. 1895 г.
Вышедшій томъ сочиненій А. Михайлова заканчиваетъ собою "полное собраніе" его трудовъ за тридцъ слишкомъ лѣтъ Послѣдній томъ о народныхъ движеніяхъ запада касается интереснѣйшихъ моментовъ въ исторіи человѣческаго ума и политическихъ порядковъ наканунѣ и послѣ реформаціи въ Европѣ. Изучая XV и XVI вв. невольно останавливаешься и на ихъ представителяхъ: Саванароллѣ, Кампанеллѣ и анабаптистахъ. И неудивительно: "все, говоритъ А. Михаиловъ, что проповѣдывали и разрабатывали религіозные пропагандисты и соціальные новаторы въ позднѣйшія времена, было уже высказано или хотя намѣчено въ первой половинѣ шестнадцатаго столѣтія Мюнцеромъ и его послѣдователями и преемниками". Таково значеніе XV тома А. Михайлова, посвященнаго эпохѣ зарожденія новыхъ вѣковъ. Увлекательнымъ языкомъ разсказываетъ авторъ о міровыхъ герояхъ, принявшихъ мученическую смерть за безсмертныя идеи. "Царства двухъ монаховъ" были напечатаны въ "Сѣверномъ Вѣстникѣ" и не нуждаются въ рекомендаціи. Но насколько интересна исторія религіозной мысли въ царствованіи "монаховъ" и "анабаптистовъ", настолько же полна драматизма и экономическая жизнь французскаго пролетаріата, которому А. Михайловъ посвящаетъ обширное изслѣдованіе. Перечитывая XV т. его сочиненій, чувствуешь, что онъ написанъ не только для исторіи, но и для настоящаго времени. Здѣсь наиболѣе полно выражены политическіе и общественные взгляды автора, вполнѣ, однако, согласованные съ нравственными симпатіями, обнаруженными имъ въ четырнадцати томахъ ею беллетристическихъ произведеній. Въ послѣднихъ онъ вездѣ является строгимъ моралистомъ, особенно скорбящимъ объ упадкѣ въ нашемъ обществѣ педагогическихъ основъ -- семьи и школы. Гдѣ нѣтъ чистаго дѣтства и облагороженной наукой юности, тамъ ничего нѣтъ... Это отчаяніе автора за молодое поколѣніе слышится по преимуществу въ послѣдніе годы его литературной дѣятельности; см. "Голь", "Ртищевъ", "Конецъ Бирюковской дачи" и т. д.