АНЦЕНГРУБЕР Людвиг [Ludwig Anzengruber, 1839-1889] -- немецко-австрийский писатель. Сын либерального мелкого чиновника, А. после смерти отца [1844] был вынужден рано оставить школу и служить в книжной лавке. С 1858-1867 состоял артистом странствующего театра, в 1869 поступил писарем в Венское полицейское управление; с 1882-1885 редактировал семейный журнал "Heimat", а затем "Figaro". Всю жизнь жил в материальной нужде.
А. известен гл. обр. своими драмами из жизни крестьян, психологию к-рых он знал превосходно. Если не считать многочисленных пьес, написанных в раннем возрасте, отвергнутых театрами и уничтоженных самим автором, то первой крупной драмой его является "Священник из Кирхфельда" (Der Pfarrer von Kirchfeld, 1870). В ней, как и в других известных его драмах -- "Крестьянин-лжесвидетель" (Der Meineidbauer, 1871), "Неграмотные просители" (Die Kreuzelschreiber, 1872) и "G'wissenswurm" [1874], --
А. выступает с резкой критикой католической церкви, разоблачает ее вредное влияние на воспитание народных масс. Испорченным этим воспитанием лицам -- обманщикам, лжецам и т. д. -- А. противопоставляет, как представителей истины и добра, сильные, самобытные личности, вроде рабочего-каменотеса. -- В борьбе с римской церковью А. видел одну из основных задач.
Лит-ое творчество А. совпало с быстрым ростом капитализма в Австрии. В то время как рост капитализма в Германии привел к национально-хозяйственному объединению страны, в Австрии он грозил не только гибелью старых общественных форм, но и распадом пестрой в национальном составе империи. И если правящие реакционные круги рассматривали церковь как объединяющую национально различные части монархии силу, то более дальновидный идеолог радикальной мелкобуржуазной интеллигенции, А., наоборот, видел в ней преграду к всегерманскому объединению, виновницу грядущей гибели, враждебную перевоспитанию народных масс в духе просветительской интеллигенции.
Второй период творчества А. протекал в изменившейся социальной обстановке. В 70-х и 80-х гг. социализм пустил глубокие корни и в Австрии. Живя в Вене, А. имел возможность познакомиться с современными социальными проблемами. И в многочисленных рассказах, романах, драмах и письмах этих лет А. выступает не только против феодально-церковных сил, как раньше, но и против "проклятого капитала", создающего национализм и войны. Он мечтает о новом утопическом царстве обиженных, бедняков и всех эксплоатируемых, осуществлению к-рого мешает отсутствие средств на воспитание народа, расходуемых на военные вооружения. О социализме и коммунизме он отзывается как о "клоаке", только осуществление "благоразумных программ" социализма может спасти Европу от анархии, неминуемой при диктатуре отдельного лица или класса над другими; социализм будет переходным "социальным государством" при построении нового общества; оно будет создано впрочем не внешними, материальными побуждениями масс, а внутренними побуждениями и сильной волей личности. Лишь воспитание в человеке любви к труду и чувства ответственности спасет, по его мнению, общество.
Приступая к художественному оформлению своих новых социальных воззрений, А. считал узловым пунктом всех социальных конфликтов проблему брака и семьи. Насколько такая установка ограничивает возможность развертывания социальных конфликтов, лучше всего показывают его драмы "Четвертая заповедь" (Das vierte Gebot, 1877) -- трагедия разлагающейся городской мелкой буржуазии, "Ein Geschworener" [1876] и "Ein Faustschlag" [1877]. Характерна для А. последняя драма, в к-рой рабочий приходит к социалистической партии потому, что фабрикант дал ему пощечину и этим расстроил его семейное счастье; фабрикант, тронутый последствиями своего поступка, раскаивается в своих грехах. В этой же драме отчетливо проявляется тенденция к сотрудничеству капитала и труда. Кроме драм А. написал много блестящих рассказов (Die fromme Kathrin, Treff-Ass, Die Herzfalten и др.), романов (Sternsteinhof, Dorfgänge, Der Schandfleck и др.; некоторые переведены на русский яз.). В них дается мастерская, глубокопсихологическая характеристика деревенской и городской мелкобуржуазной среды и весьма реалистически изображаются те общественные силы капитализма, к-рые давят на мелкобуржуазные слои.
Являясь так. обр. одним из наиболее талантливых ранних представителей радикальной интеллигенции в немецкой литературе, А. как драматург-художник подражал венской народной пьесе (Volksstück); он заимствовал всецело ее внешнюю структуру, ее построение с характерными ролями и вводными песнями. Но он своим новым содержанием и бурным пафосом превратил этот жанр шутливой народной сатиры в нравственно-морализирующую драму. Вообще А. как в драмах, так и особенно в своих рассказах -- реалист, и в конце своей жизни, рисуя пагубное влияние капитализма на народные массы, довел этот реалистический стиль до натурализма. Этим и объясняется то большое внимание, к-рое уделялось А., непризнанному раньше, в 80-х гг., когда в немецкой лит-ре восторжествовал натурализм.
Библиография:
I. Полн. собр. сочин. изд. в 10 тт., Stuttgart, 1890; письма в 2 тт., изд. A. Bettelheim, Stuttgart, 1902.
II. Bettelheim A., L. A., 2-е изд., 1897; Friedmann S., L. A., Lpz., 1902; David J. J., A., S., 1904; Strobl K. H., L. A., 1920; Kleinberg A., L. A., 1921; Ernst Ad., Frauencharaktere und Frauenprobleme bei L. A., Leipzig, 1922.
Ф. Шиллер
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 181--183.