ДЕЙССЕЛЬ Лодевейк, ван [Lod. van Deyssel, 1864--] -- голландский беллетрист и критик, крупнейший представитель натуралистического романа в Голландии. Сын писателя И. Альбердингк-Тейма (Д. -- псевдоним); получил классическое образование; одно время работал в книжной торговле; очень рано начал печататься в литературных журналах ("Dietsche Warande", 1881 и др., после 1887 -- гл. обр. в "De Nieuwe Gids"). Имя Д. связано с мелкобуржуазными "революционными" тенденциями в голландской лит-ре, так наз. "движением 80-х гг.". Его первое значительное произведение -- "Новая Голландия" (Nieuwe Holland, 1884) -- послужило программой движения; Д. обрушивается здесь на мещанскую литературу старого поколения, рельефно выражая самосознание радикальной мелкой буржуазии. Он мечтает о возрождении классицизма в голландской литературе, обеспечивающего ей первенствующее место в мировой литературе. Следующее произведение Д. -- "Over Literatuur" -- также носит критический характер, и лишь в романе "Любовь" (Een Liefde, 1889), написанном в духе Золя, голландский натурализм получил свое наиболее значительное выражение. "Een Liefde" отражает отличительные черты этого направления в лит-ре малой страны, лишенной широких социально-экономических перспектив: центральный образ -- женщина в узком, домашнем кругу; роман развертывается на описании мелких деталей из жизни мещанской семьи, отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Сила произведения -- в мастерском реалистическом описании обстановки и в воинствующей критике, к-рой подвергается старая мораль.
В следующем романе -- "Маленькая республика" (De kleine Republick, 1889) -- и в целом ряде натуралистических рассказов ("De Konig der eeuwen", "In de Zwemschool", 1891, "Jeugd", 1892, "Sneeun" и др.) уже намечается частичный отход Д. от натурализма. В 1894 Д. ушел из "Nieuwe Gids" и вместе с А. Вервей (см.) основал "Двухмесячный журнал" (Tweemaandelijksch Tijdschrift). Мелкобуржуазное лит-ое движение уже исчерпало себя: некоторые участники его пришли к социализму, другие отошли от общественности. К последним принадлежал и Д. Он приблизился к импрессионизму Гонкуров, а вскоре и к мистицизму Метерлинка и символизму Гюисманса (ср. его "Van Zola tot Maeterlinck. Tot een Levenjleer", 1895, "Adriaantjes", 1904, и др.). В начале XX века Д. снова присоединился к группе "Nieuwe Gids", а с 1909 состоял редактором этого журнала. Но к этому времени уже все движение признало самодовлеющее "чистое искусство" своим руководящим принципом. Самое выдающееся произведение второго периода творчества Д. "Frank Rozelaar" [1911] --
роман эстета-индивидуалиста. В этом же духе написаны и его последние произведения: "Werk der laatste Jaren" -- "Произведения последних лет" [1922], "Kleinigheiden" -- "Мелочи" [1926] и др.
Библиография: I. Verzamelde Opstellen, 11 vv., Scheltema en Holkema, Amsterdam, 1924; Gedenkschriften, Amsterdam, 1926.
II. Acket J. M., L. van Deyssel, "Gids", 1896, IV; Havelar J., L. van Deyssel, "Gids", 1912, IV; Ritter P. H., L. van Deyssel, Haarlem, 1921; Stokwis J. Benno, L. van Deyssel, Amsterdam, 1921.
Ф. П. Шиллер
Источник текста:Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб.176--177.