Шиллер Франц Петрович
Гух Рикарда

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ГУХ Рикарда [Ricarda Huch, 1864--] -- современная немецкая писательница, примыкает к неоромантизму; в первый период своего творчества она, в противовес натурализму, проповедывала уход от действительности. Основная тема ее романов -- гибель, под натиском новой буржуазии, купеческой аристократии старых торговых городов. В романе "Erinnerungen von Rudolf Ursleu dem Jüngeren" (Воспоминания Рудольфа Урслея Младшего, 1893) -- герой -- сын гамбургского патриция -- после бурной жизни и гибели его рода переходит в католичество и находит покой в монастыре. В другом неоромантическом романе -- "Aus der Triumphgasse" (С Триумфальной улицы, 1901) -- описывается, порой натуралистическими приемами, жизнь обездоленных в переулке "Triumphgasse", но основное и здесь, как и в романе "Vita -- Somnium breve" (Жизнь -- короткий сон, 1902), -- переживания разорившегося патриция, хвалебный гимн красоте и прославление стихийных сил (Urkräfte) жизни. В этот период Г. также написала свои известные историко-литературные работы -- "Blütezeit der Romantik" (Расцвет романтизма, 1899) и "Ausbreitung und
   Verfall der Romantik" (Распространение и распад романтизма, 1902) и стихи -- "Gedichte" [1891 и 1894] и "Neue Gedichte" [1907]. От современности Г. затем обратилась к миру минувшего, к христианскому средневековью, написав ряд исторических романов и повестей. В них Г., как отчасти уже в первых романах, не является типичной представительницей неоромантизма; характернейшая черта ее творчества -- борьба романтизма и реализма -- здесь выявляется яснее. Усиление реалистических элементов особенно явственно в маленьких, мастерски написанных рассказах -- "Der Mondreigen von Schlaraffis", приближающихся к новеллам Г. Келлера и К. Ф. Мейера. Но под реальностью Г. понимала "героическую" реальность. Героев губит их демон ["Wallenstein", 1915, "Luthers Glaube" (Вера Лютера), 1916]; идея, которой они служат, переносится и в сферу символически возвышенного ("Federigo Confalonieri", 1910). Сюжет остается романтическим, но тенденции к реализму сказываются так сильно, что Г. кладет в основу своих исторических романов -- "Verteidigung Roms" (Защита Рима, 1906 г.), "Kampf um Rom" (Борьба за Рим, 1908) -- тщательно обработанные исторические данные; то, что должно было стать историческим мифом, в процессе обработки слагалось из реалистических деталей. Однако основным движущим моментом является романтический демонический образ, отрицание рассудка и организованного действия. Гух защищает Гарибальди против Мадзини, Лютера -- против Цвингли, Бакунина -- против К. Маркса ["Michael Bakunin und die Anarchie" (Бакунин и анархия), 1923]. В соответствии с этими противоречиями своего творчества Г. с особенной любовью повествует о таких эпохах народных движений, как итальянское национальное движение и 30-летняя война в Германии ["Der grosse Krieg in Deutschland" (Великая война в Германии), 1912--1914], т. е. эпохах, когда действительность переплетается с легендой. И наконец в третий период своего творчества Г. становится патриоткой и верующей протестанткой и превращает стихийные творческие силы, о которых она говорила раньше, в божественные, как первоисточник всякого творчества ["Der Sinn der Heiligen Schrift" (Смысл Священного писания), 1919; "Entpersönlichung", 1921; "Vom Wesen des Menschen, Natur und Geist" (О сущности человека, природы и духа), 1922; "Der wiederkehrende Christus" (Возвращающийся Христос), 1926]. Бесконечное, свободное развитие общества противопоставляется капиталистическому прогрессу. -- Как рассказчица Г. считается одной из лучших в современной немецкой буржуазной литературе.

Библиография:

   I. Дело доктора Деруги, перев. П. С. Бернштейн и Т. Н. Жирмунской, под ред. А. Г. Горнфельда, изд. "Время", Л., 1926.
   II. Gottlieb Eltriede. R. Huch. Ein Beitrag zur Geschichte der deutschen Lyrik, 1914; Walzel О., R. Huch. Ein Wort über Kunst des Erzählens, 1916; Gilischewski Eva, Das Schicksalsproblem bei Huch, 1925; Goebel H., R. Huch, 1926.

Ф. П. Шиллер

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 100--102.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-1001.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru