Шиллер Франц Петрович
Вервей

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ВЕРВЕЙ Альберт [Albert Vervey, 1865--] -- современный голландский поэт и критик, соиздатель журнала "De Nieuwe Gids" и один из самых выдающихся участников "движения 80-х гг." (см. "Нидерландская лит-ра"). В эти годы подъема радикальной мелкобуржуазной интеллигенции молодой В. примыкал к революционному крылу поэтов и в своих произведениях стремился соединить идеалы Шелли, Китса и Золя (сборники стихов "Persephone en andere Gedichten", 1885 и "Verzamelte Gedichten", 1889). После 1888, когда "движение 80-х гг." стало терять свое значение, Вервей постепенно отходит от него. С 1895, совместно с Виллем Клосом, издавал "Двухмесячник" (Tweemaandelijk Tijdschrift); программа последнего: дать картину жизни и гармонически сочетать реальное с идеальным. В многочисленных сборниках песен В. этого периода -- "Aarde" (Земля, 1895), "De nieuwe Tuin" (Новый сад, 1898), "Het brandende Braambosch" [1899], "Dagen en Daden" [1901] и других -- выражены переживания одинокого интеллигента-индивидуалиста, живущего "среди дюн и моря" и тоскующего по "утерянной земле". Поэт ищет человека вообще, он проповедует "равенство всех людей", равенство духовное. Еще звучат у В. гимны в честь Великой французской революции, но он уже избегает всего, что могло бы вызвать недовольство господствующих классов. С 1904 В. -- ярый сторонник "чистого искусства", "нового ренессанса" и искусства как самоцели [поэтические сборники "Van Liefde" (О любви), "Cor cordium" и др.]. Поэт не должен, -- говорил В., -- выражать стремления и мысли, возбужденные внешним миром, социальной
   средой, а наоборот -- должен организовать ее по своему подобию, "одухотворить ее". Поэзия должна возвышать человека над партийными дрязгами и злободневными спорами. Эти взгляды развивал он в журнале "De Beweging" (издавался с 1904--1919 гг.), приближаясь все больше к идеалам индивидуалистически-неоромантического "ренессанса" немецкого поэта Стефана Георге (см.), приверженцем и учеником которого В. себя считал. В своем "одухотворенном" понимании искусства он также опирался на голландского писателя Потгитера, биографию которого он написал в 1903 г. Таким образом Верга, отразивший в своем творчестве процесс разложения мелкой буржуазии, постепенно превращался из революционного певца в поэта, ищущего спасения в бегстве от современности в область чистого эстетизма (сборники "Het eigen rijk" -- "Собственное царство", 1912, "Het zichtbaar Geheim" и др.).
   В. написал также несколько драм ("Johan van Oldenbarheveld", 1895, "Jacoba van Beieren", 1902, "Rienzi", 1910). В отношении формально-эстетическом В. является одним из самых талантливых поэтов современной Голландии. Кроме того он видный теоретик искусства и литературы; многочисленные статьи В. на эти темы отражают его идеологическое развитие; они собраны в книгах "De olde Strijd" (Старый спор, 1905), "Stille Toernooien" [1901] и "Luide Toernooien"[1908]. В. кроме того издал сочинения Вонделя (см.) и написал книгу о новой голландской литературе.

Библиография:

   Uyldert M., Albert Vervey, Amsterdam, 1908; d'Oliveira E., De mannen van 80 aar het woord., Amsterdam, s. а.

Ф. Шиллер

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 158--159.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-1581.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru