Когда в 1910 году А. М. Горькие прочитал повесть Шолом-Алейхема "Мальчик Мотл"? он написал автору: "Чудесная книга!.. Вся она искрится такой славной, добротной и мудрой любовью к народу..."
Любовь к народу -- основная особенность реализма великого еврейского писателя, равно как "печальный и сердечный юмор", от которого Горький, по его словим, плакал и смеялся.
Необычайно широко познавательное значение творчества Шолом-Алейхема. В новеллах, романам, пьесах писателя с удивительном силой показан целый народ с его многообразными типами, бытом, языком, фольклором, мудростью, трагической борьбой за существование, несгибаемым оптимизмом... Это подлинная художественная история русских евреев, живших в тяжких условиях царского произвола.
Ни одна деталь народного быта, ни один звук склонной к грустной, добродушной шутке народной речи не ускользали от внимательного художника. Все это, вместе взятое, питало его "славную, добротную и мудрую любовь к народу" и обогащало его виртуозное мастерство.
Шолом-Алейхем воспроизвел в своих произведениях ломку, распад патриархального быта еврейского местечка на фоне капиталистического развития России конца XIX века, на фоне обнищания широких еврейских масс, вынужденного переселения их в капиталистические города России и Америки...
Еврейская буржуазия презрительно относилась к литературе, а беднота не могла оказать писателям материальной поддержки. "Еврейского писателя,-- жаловался Шолом-Алейхем, -- даже самого популярного, ждет могила за счет общества. Проработав четверть века среди своего народа, нельзя не прийти к такому выводу". Показательно, как в дни 25-летнего юбилея Шолом-Алейхема популярная тогда газета "Одесские новости" писала о больном юбиляре, находившемся в сетях нужды илишений: "В любых условиях иного социального уклада подобное дарование было бы обращено в национальное достояние, а суровая действительность превратила наиболее народного, наиболее популярного из художников еврейского народа в инвалида, не ведающего, где ему преклонить усталую голову". Два географических пункта определяют творчество Шолом-Алейхема. Это Касриловка (обозначение местечек) и Егупец (символ большого капиталистического города). Касриловка и Егупец соотносятся у Шолом-Алейхема. примерно, как Миргород и Петербург У Гоголя,
В образах Тевье молочника и Менахем-Мендэля Шолом-Алейхем запечатлел две народные категории. Тевье-молочник -- это воплощение тех народных навыков и воззрений, которые исторически сложились в патриархальных гнездах "черты оседлости". Тевье -- живой носитель фольклора, народного юмора, ласковой шутки и доброжелательства к молодежи и ее новым стремлениям в период революции 1905 года и расцвета русской демократической литературы.
Образ Тевье-молочника глубоко трагичен. Еще черта -- и он был бы схоже королем Лиром, с отцом Горио. Под конец жизни Тевье-молочник тоже почти одинок. Умирает жена. Дочери уходят от него -- кто к мужу, кто следует за революционером мужем в каторжную Сибирь и т. д. Наконец, царские чиновники на основе пресловутого закона правожительства изгоняют Тевье из родной деревни.
Тевье не только стойко переносит свои страдания, он излучает на всех ищущих новую жизнь свою удивительную доброту. Он тянется к "новым людям" в той же мере постоянно и настойчиво, в какой резко отворачивается от всех, кто не живет трудовой жизнью. Это сказывается в его презрительном отношении к богачам, к своему зятю-богачу.
Сам Шолом-Алейхем держался такихже демократических взглядов. Припомним его сатирическое изображение "американского образа жизни" ("Блуждающие звезды". "Мальчик Мотл").
В ином плане дан другой центральный образ Шолом-Алейхема -- Менахем-Мендэль. Этот человек обретается уже не в местечке, а показан в сутолоке большого капиталистического города. Эта фигура еще более достопамятна. Трагикомична его жажда богатства и могущества. Но Менахем-Мендэль -- смешной восторженный человек -- приятнее своей жены с ее тягой к "бывальщине предков", к старой Насриловке. куда она зовет своего мужа. Менахем-Мендэль, однако, не сдается. Пути к прошлому для него отрезаны, Шолом-Алейхем показал, что еврейские народные массы хранят в себе неукротимые стремления к здоровой трудовой жизни, что им в одинаковой степени ненавистны как "свои", так и чужие эксплуататоры. Эти люди были ненавистны и самому писателю, он гневно разоблачал их.
Творчество Шолом-Алейхема свидетельствует о том, сколь близки и органичны для еврейского народа идея гуманности и братства народов. v Прогрессивные взгляды Шолом-Алейхема подсказали ему глубокую веру, в то. что возрождение родного ему народа будет связано с победой русской революции. Всем нам дорого имя Шолом-Алейхема, писателя, стоявшего за идеи прогресса, мира и дружбы народов. И не только нам, советским людям, -- недаром 100-летие со дня рождения Шолом-Алейхема Всемирный Совет Мира постановил отметить как праздник мировой культуры.
Нигде в мире произведения Шолом-Алейхема не приобрели такой популярности, как в нашей социалистической стране, где они издаются большими тиражами (вот и сейчас Гослитиздат начинает массовое издание его сочинений), где он стал одним из любимых писателей советского народа.
Бор. ВАЛЬБЕ
ВЕЧЕР ВКОЛОННОМЗАЛЕ
Вчера исполнилось сто лет со дня рождения Шолом-Алейхема. Эта дата была отмечена в Москве в Колонном зал" Дома союзов торжественным вечером, организованным правлением Союза писателей СССР, Советским комитетом защиты мира и Министерством культуры СССР. Вечер открылБорис Полевой; вступительное слово о жизни и творчестве Шолом-Алейхема произнес Вс. Иванов. Вечер закончился большим концертом.
В Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина организована выставка книг Шолом-Алейхема. Министерство связи СССР выпустило марку с портретом писателя.