СЮПЕРВЬЕЛЬ Жюль [Supervielle Jules, 1884--] -- современный французский поэт. Р. и долго жил в Южной Америке. Для творчества С. характерны упадочнические настроения буржуазной интеллигенции -- отрыв от действительности, иррационализм. От феерической романтики странствований, от экзотических поэм, образы к-рых связаны с колоритом Южной Америки, С. переходит в последних сборниках к личным переживаниям и ощущениям. Характерны для С. его мистические поэмы: "Gravitations" (1925, перераб. изд. 1932), "Le forçat innocent" [1930], "Les amis inconnus" [1934]. Гнетущее состояние духовного разлада с окружающим и самим собой, чувство одиночества и страха -- основные мотивы ущербного мироощущения С. Идеалистическая концепция мира приводит С. к сомнению в реальности вещей, к сомнению в реальности собственного существования. Страх смерти, предвидение конца наполняют "печалью без названия" большое количество его поэм.
С. избегает пафоса, его стихи по преимуществу тоскливые мелодии. Стремясь, несмотря на импрессионизм образов, к простоте выражения, он пишет с нарочитым примитивизмом формы и умышленной небрежностью в подборе рифм. Его лиризм часто достигает большой силы. С. принадлежат несколько романов, повторяющих основные мотивы его творчества, наиболее полно выраженные им в поэзии.
Библиография:
Кроме перечисленных в тексте:
Les poèmes de l'humeur triste, P , 1919;
Le voleur d'enfants, P., 1927 (роман, его продолжение: Le survivant, 1928);
L'enfant de la haute mer, P., 1931.
Н. П.-Ф.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 155--156.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1551.htm
II.
СЮПЕРВЬЕЛЬ (Supervielle), Жюль (16.I.1884, Монтевидео, Уругвай, -- 17.V.1960, Париж) -- франц. писатель. Сын банкира-француза. Провел детство в Юж. Америке. Получил образование в Сорбонне. Первые поэтич. сб-ки С. -- "Дымка прошлого" ("Brumes du passé ", 1900) и "Словно парусники" ("Comme des voiliers", 1910) -- еще не были самостоятельны. После сб-ков "Печальные юморески" ("Poèmes de l'humour triste", 1919), в названии к-рого запечатлена одна из характерных черт поэзии С., и "Дебаркадеры" ("Dé barcadères", 1922) поэт создал одну из своих оригинальных и значит. книг -- "Тяготение" ("Gravitations", 1925, переработанное изд. 1932), высоко оцененную Р. М. Рильке. Затем последовали сб-ки "Олорон-Сент-Мари" (1927), "Невинный каторжник" ("Le forçat innocent", 1930) -- заглавие, характеризующее, по мысли поэта, положение человека в совр. мире; "Неведомые друзья" ("Les amis inconnus", 1934), "Сказание о мире" ("Fable du monde", 1938).
Стихи воен. лет -- "Стихотворения о несчастной Франции" ("Poèmes de la France malheureuse", 1941, 1942), сб. "1939--1945. Стихотворения" ("1939--1945. Poèmes", 1946), создававшиеся вдали от Франции, в Юж. Америке, несмотря на пронизывающие их горечь и боль, в конечном счете оптимистичны, как и лучшие образцы поэзии Сопротивления. В послевоен. годы С. опубл. сб-ки: "Забывчивая память" ("Oublieuse mé moire", 1949), "Рождения" ("Naissances", 1951), "Лестница"("L'escalier", 1956), "Трагическое тело" ("Le corps tragique", 1959).
В ранних сб-ках С. большое место занимала тема природы, романтика странствий, образы, почерпнутые из древних культур Юж. Америки. Для зрелого поэта характерны настроения меланхолии, тревоги, интерес к теме смерти, стремление опереться на образы мифов и религию католицизма. С. не порвал с традиц. стихом, хотя вольно трактует его, стремясь прежде всего к простоте, понятности, интонац. обнаженности речи, диктуемой чувством. С. опубл. романы -- "Человек из пампасов" ("L'homme de la pampa", 1923), "Похититель детей" ("Le voleur d'enfants", 1926) и его продолжение "Оставшийся в живых" ("Le survivant", 1928), "Молодой человек в воскресенье..." ("Le jeune homme du dimanche et des autres jours", 1955); сб-ки рассказов -- "Дитя открытого моря" ("L'enfant de la haute mer", 1931 и 1946), "Ноев ковчег" ("L'Arche de Noê", 1938), в к-рых развивал те же темы, что и в своей поэзии; комедии -- "Лесная красавица" ("La belle-au-bois", 1932), "Боливар" (1936), "Робинзон" (1949), "Шехерезада" (1949) и др.
Сочинения:
в рус. пер., в кн.: Я пишу твое имя, Свобода. Франц. поэзия эпохи Сопротивления. [Сост. и статьи об авторах С. Великовского, М., 1968].
Литература:
История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963;
Sé né chal Chr., J. Supervielle, poète de l'univers inté rieur, P., 1939;
Monteiro, Poesia de J. Supervielle, Lisboa, 1944;
Roy C., Supervielle, P., 1949;
Greene T. W., J. Supervielle, Gèn. -- P., 1958;
Blair D. S., J. Supervielle. A modern fabulist, Oxf., 1960;
Etiemble R., Supervielle, P., 1960;
Hiddleston J. A., L'univers de J. Supervielle, P., 1965.
Н. Н. Полянский
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 313.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-3131.htm