Скаррон Поль
Поль Скаррон: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   СКАРРОН Поль [Paul Scarron, 1610--1660] -- французский писатель. Р. в Париже, в семье советника парламента. По желанию отца стал в возрасте 19 лет аббатом. Вел веселый образ жизни в кругу поэтов, актеров и куртизанок. В 1634 отправился в Рим в качестве секретаря епископа Бомануар. В 1636 по его протекции был назначен каноником в Манс.
   Здесь после одной попойки в 1638 схватил острый ревматизм, навсегда лишивший С. возможности ходить. Вынужденный после смерти отца [1642] содержать сестру, С. сделал лит-ру своей профессией, но в силу литературных нравов эпохи ему приходилось пользоваться пенсиями сановников и подачками аристократов, к-рые видели в нем всего лишь талантливого шута.
   С. дебютировал в 1643 сборником бурлескных стихов ("Recueil de quelques vers burlesques"), начавшим реакцию против прециозного стиля, господствовавшего во франц. лит-ре. С 1643 до 1646 С. снова жил в Мансе, где близко сошелся с труппой бродячих комедиантов, подбирая материал для своего лучшего произведения -- "Roman comique" (Комический роман, 1651--1657).
   Вернувшись в Париж, С. примкнул к Фронде, этой последней попытке феодального дворянства ограничить королевскую власть. С. беспощадно бичует правителя Франции кардинала Мазарини в своих знаменитых стихотворных политических памфлетах -- "Мазаринадах", дающих сатирическое изображение современной Франции, ее придворных интриг, финансовых спекуляций и чиновничьего произвола. "Мазаринады" представляли собой бурлескные перелицовки (травестии) известных лит-ых произведений и сюжетов. С. поплатился за них после Фронды своей пенсией в 1000 экю, к-рую ему ежегодно выплачивал до того Мазарини. Тщетно С. сделал попытку вернуть себе расположение Мазарини, посвятив ему свою бурлескную газ. "Придворная муза" [1654--1655]. Он нашел себе нового покровителя в лице суперинтенданта (министра) финансов Фуке, к-рый назначил ему пенсию в 1600 ливров.
   С. -- один из крупнейших мастеров комического во французской лит-ре. Его специальностью являлся однако чисто внешний, шутовской, буффонный комизм, основанный на карикатурном преувеличении и нарушении реальных пропорций изображаемого. Наиболее полное и целостное выражение он находил в так наз. бурлеске (см.), к-рую С. ввел во франц. лит-ру, прослыв "королем бурлески". Специфический для бурлески контраст возвышенной тематики и тривиального, низменного слога нашел яркое выражение в бурлескных эпопеях С. "Le Typhon, ou la gigantomachie" (Тифон, или борьба гигантов, 1644) и в особенности "Le Virgile travesti" (Виргилий наизнанку, 1648), наносивших сокрушительный удар античной тематике и всей сословно-дворянской эстетике классицизма. Олимпийские боги и герои "Энеиды" говорили здесь языком рыночных торговок, причем пользование низменным слогом влекло за собой также ряд соответствующих вариаций в сюжете, его вульгарную расцветку. Бурлески С. наносили удар также и прециозной поэзии, хотя в то же время отлично уживались с ней, по существу являясь только разными сторонами одного стилевого комплекса Барокко (см.).
   С лит-рой Барокко С. связан не только некоторыми формальными особенностями своей поэзии, но и самым ее существом, идеологической сердцевиной, поскольку основная политическая тенденция его поэзии, боровшейся с абсолютизмом, централизацией, рационалистической регламентацией и логической дисциплиной, объективно играла на-руку фрондирующим слоям феодальной знати и блокирующейся с нею части буржуазии. Не случайна поэтому тесная связь С. с наиболее феодальной из европейских лит-р -- испанской. Сплошь под испанским влиянием (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона) написаны буффонные комедии С., лучшие из к-рых -- "Jodelet, ou maître valet" (Жодле, или Слуга-господин, 1645), "Les boutades du capitaine Matamore" (Бахвальство капитана Матамора, 1646), "Don Japhet d'Arménie" (Дон Иафет Армянский, 1653), "L'écolier de Salamanque, ou Les ennemis généreux" (Саламанкский школьник, 1654). Все эти пьесы, с прекрасно построенной интригой, остроумным диалогом и забавными шутками, оказали влияние на Мольера, Лесажа и Бомарше, хотя сами лишены политической остроты, присущей творчеству перечисленных комедиографов-сатириков.
   На общем барочном фоне лит-ой деятельности С. явственно выделяется его знаменитый "Комический роман". Правда, и здесь он связан с испанской лит-ой традицией, но в ее наиболее буржуазном жанре -- плутовского романа. Подобно своему предшественнику Сорелю, к-рому он многим обязан, Скаррон дает преувеличенное буффонно-карикатурное изображение франц. провинции и актерской среды. Но в то же время С. ближе Сореля подходит к отображению жизненной правды своего времени. Его роман дает исключительно меткие зарисовки жизни средних и низших слоев франц. общества эпохи Фронды. Очень многие его персонажи списаны с натуры, имеют своих живых прототипов, к-рые раскрыты исследователями творчества С. (гл. обр. Шардоном). Вместе с романами Сореля и Фюретьера "Комический роман" раскрывает путь формированию раннего буржуазного реализма за пределами официального, канонизованного дворянского стиля -- классицизма.
   Независимая позиция С., его отрицательное отношение к классицизму вызвало анафемы Буало, к-рые сильно помешали плодотворному влиянию С. на последующую литературу. Тем не менее "Комический роман" вызвал целую серию продолжений (сам С. не окончил его), а также подражаний и переложений. Лафонтен и Шанмеле превратили его в комедию "Ragotin" (Раготен) [1684], а Телье д'Орвиль (Le Tellier d'Orville) переложил его в стихи [1733]. В XIX в. С. подражали Т. Готье ("Капитан Фракасс") и отчасти Доде ("Тартарен из Тараскона").
   На русский яз. "Комический роман" был переведен с немецкого уже в 1763 Вас. Тепловым под названием "Шутливая повесть" (2 чч.). Большим успехом и распространением в России XVIII в. пользовались также бурлескные поэмы и стихи С. Ему подражал В. Майков в своей поэме "Елисей, или Раздраженный Вакх", а также Н. Осипов в свой "Энеиде, вывороченной наизнанку". Вообще жанр русской "ирои-комической поэмы" сложился не без влияния С.

Библиография:

   I. Собр. сочин. Скаррона в оригинале вышли в Амстердаме в 1668, в 1737 (10 тт.), в 1752 (7 тт.) и в 1786 (7 тт.).
   Критического собрания не существует. "Roman comique" переиздавался неоднократно; лучшие из новых изданий под ред. V. Fournel'я в изд-ве P. Jannet, P., 1857;
   Трагикомические повести, перев. с франц., 2 чч., М., 1788;
   Смешные повести Забавного Скаррона, перев. с франц. И. Виноградова, 4 чч., СПВ, 1801;
   Комический роман, предисл. и перев. А. В. Швырова, под ред. С. С. Трубачева, прил. к "Вестнику иностранной литературы", СПБ, 1901;
   То же, перев. и вступ. ст. Н. Кравцова, "Academia", М. -- Л., 1934.
   II. Chardon H., La troupe du Roman Comique devoilée et les comediens de campagne au XVII s., P., 1876; Hellgrewe W., Syntaktische Studien über Scarron's Le Roman Comique, Diss., Jena, 1887; Morillot P., Scarron et le genre burlesque, P., 1888; Boislisle A., de, Paul Scarron et Françoise d'Aubigné, P., 1894 (вырезка из "Revue des questions historiques", tt. LIV, LVI); Jusserand J. J., Paul Scarron, в кн.: English essays from a French pen, L., 1895; Chardon H., Scarron inconnu et les types des personnages du Roman Comique, 2 vv., P., 1903--1904; Magne E., Scarron et son milieu, P., 1905 (переизд. в 1923); Alméras H., Le Roman comique de Scarron (Les grands événements littéraires), P., 1932; Jeramec J., La vie de Scarron, P., 1929; Hock K. A., Der Realismus in Scarrons Roman comique, Bonner Diss., 1920; Борхсенниус Е. И., Представители реального романа во Франции в XVII столетии, СПБ, 1888; Стороженко Н. И., Возникновение реального романа, "Северный вестник", 1891,  12; Лесевич В., Происхождение современного романа "Русская мысль", 1898,  11; Франс А., Поль Скаррон, Полн. собр. сочин., т. XX. Литература и жизнь, М. -- Л., 1931; Ирои-комическая поэма, ред. и прим. Б. В. Томашевского, Л., 1933 (в серии "Библиотека поэта", под ред. М. Горького).
   III. Lanson G., Manuel bibliographique de l'histoire de la littérature française moderne, P., 1925. См. также библиографию к ст. "Сорель".

С. Мокульский

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 10. -- [М.: Худож. лит., 1937]. -- Стб. 828--832 [= 834--838].
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-8342.htm

II.

   СКАРРОН (Scarron), Поль (4.VII.1610, Париж, -- 7.X.1660, там же) -- франц. поэт, романист и драматург. Выходец из бурж.-чиновничьей семьи. Выступил с книгой бурлескных стихов ("Recueil de quelque vers burlesques", 1643). Известность принесли С. поэмы-травести "Тифон, или Гигантомахия" ("Typhon ou Gigantomachie", 1644) и "Перелицованный Вергилий" ("Virgile travesti", 1648--52), утвердившие его как создателя нового жанра в европейской поэзии -- бурлески и поэм-травести. В них С. выступил противником эстетики классицизма; в бурлескном изображении античных богов и героев, наделяя их человеческими слабостями и пороками и изображая в нарочито будничной обстановке, он пародировал прециозных поэтов (см. Прециозная литература), переносивших галантные нравы светских салонов в античную мифологию. Написанные выразит. нар. языком, проникнутые религ. вольномыслием и чувством юмора, поэмы-пародии С. способствовали обращению лит-ры к жизни и знаменовали победу демократич. вкусов, вызвав множество подражаний: "Евангелие бурлеска" ("Evangile burlesque", 1649) и др. Ш. Перро, подражая С., написал "Стены Трои, или Происхождение бурлеска" ("Les murs de Troie ou l'Origine du burlesque", 1653). Сблизившись с участниками Фронды (1648--531. С. стал одним из авторов бурлескных стихов, направленных против первого министра Франции Дж. Мазарини -- стихотв. памфлет "Мазаринада" ("La Masarinade", 1649).

0x01 graphic

   Славу С. принес "Комический роман" ("Le roman comique", 1651--57); роман не был закончен, его продолжил А. д'Офре, написавший в 1678 третью (последнюю) часть романа, явившегося наряду с "Жизнеописанием Франсиона" Ш. Сореля одним из первых франц. бытовых реалистич. романов. В нем, продолжая борьбу с эстетикой галантно-героич. и пасторальных романов, С. давал широкое изображение быта и нравов Франции 1-й пол. 17 в. и противопоставлял миру смешных и порочных обывателей положит. героев, актеров бродячей труппы; в их романтич. образах он воспевал душевное благородство и веру в торжество разума. Живость и яркость характеров, драматизм повествования "Комического романа" были причиной его театрализации: Ж. Лафонтен в соавторстве с актрисой Шанмеле написал комедию "Раготен, или Комический роман" ("Ragotin ou le Roman comique", пост. 1684, опубл. 1702).

0x01 graphic

"Комический роман" (Париж, 1651). Фронтиспис.

   Прием пародирования антич. сюжетов в поэмах-травести С. использовал и по отношению к исп. "комедии плаща и шпаги" (П. Кальдерон, Ф. де Рохас Соррилья, А. де Кастильо-и-Солорсано), откуда он черпал тематику и композицию своих пьес, вводя в качестве гл. персонажа франц. актера Жодле. Образ Жодле в комедиях С. "Жодле, или Хозяин-слуга" ("Jodelet, ou le Maître-valet", пост. 1645, опубл. 1646), "Три Доротеи, или Обесчещенный Жодле" ("Trois Dorothées ou Jodelet soufleté", 1646) и Криспена в трагикомедии "Саламанкский школяр, или Великодушные враги" ("L'Ecolier de Salamanque ou les Généreux ennemis", 1655) утвердили на франц. сцене и в драматургии тип остроумного слуги, получивший свое развитие в комедиях Мольера, Ж. Ф. Реньяра и А. Р. Лесажа. Показывая слугу в роли господина, С. средствами гротеска и пародии разрушал традиц. представление о дворянстве. В своих пьесах он использовал фарсовые традиции; живой и гибкий их язык построен на острых столкновениях. Завершили творчество С. "Трагикомические новеллы" ("Les Nouvelles tragicomiques", 1661, посмертно); две из них -- "Лицемеры" ("Les hipocrites") и "Наказанная скупость" ("Le châtiment de l'avarice") -- использованы Мольером при создании комедий "Тартюф" и "Скупой". Рус. писатели В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков отмечали значение С. в создании бурлескной поэзии; в жанре героикомических поэм-травести писали поэты Н. П. Осипов, В. И. Майков, М. Д. Чулков и др.

Сочинения:

   Œuvres, v. 1--7, P., 1786; Théâtre complet, P., 1879;
   Le Roman comique, P., [1955]; Poésies diverses, t. 1--2, P., 1947--[1961];
   в рус. пер. -- Комический роман, предисл. Н. Кравцова, М. -- Л., 1934;
   Трагикомич. новеллы, предисл. В. Блюменфельда, Л., 1938;
   Комедии, предисл. В. Лозовецкого, М., 1964;
   Хрестоматия по зап.-европ. лит-ре. Лит-ра семнадцатого века, сост. Б. И. Пуришев, 2 изд., М., 1949.

Литература:

   История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946, с. 396--99;
   Лозовецкий В. С., Поэзия П. Скаррона, "Уч. зап. Абаканского гос. пед. ин-та", 1955, в. 1;
   Франс А., Собр. соч., т. 8, М., 1960, с. 321--48;
   Morillot P., Scarron et le genre burlesque, P., 1888;
   Gautier Th., Les grotesques, P., 1904;
   Magne E., Scarron et son milieu, P., 1924;
   его же, Bibliographie générale des œuvres de Scarron, P., 1924;
   Richardson L. T., Lexique de la langue des œuvres de Scarron, Aix-en-Provence, 1930.

В. С. Лозовецкий.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 886--888.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-8862.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru