СЛЕТОВ Петр [псевдоним Петра Владимировича Кудрявцева, 1897--] Р. в семье служащего. В лит-ру С. вошел как автор большой повести "Мастерство" [1930]. При растянутости и фантастичности отдельных сцен повесть интересна своей проблематикой и мастерским воссозданием характера описываемой эпохи. Основная проблема -- отношение искусства к действительности. Трактовка этой проблемы явилась своеобразным преломлением лозунга "Перевала" (см.) об "искренности" творчества, но то, как разрешил эту проблему С., приобретает более общий интерес и значение. С. противопоставляет талант, ремесленничеству, моцартианство сальеризму. Это противопоставление реализовано в столкновении двух образов: с одной стороны -- подлинного художника, великого скрипичного мастера Луиджи Руджера, живущего своим искусством, а с другой -- простого ремесленника скрипичного дела, религиозного фанатика, ханжи и лицемера, гасителя художественного порыва Мартина Форести. Трагическое столкновение этих двух фигур знаменует столкновение талантливости, силы художественного влечения с тупой упорной силой ремесленничества. Действие развертывается в Италии в эпоху французской революции 1789. Этот политический и исторический фон позволяет С., сделать поставленную им проблему более значительной. Творческую свободу он связывает с идеями революции: Луиджи -- за революцию. Наоборот, Мартин Форести, от лица к-рого ведется повествование, -- представитель сил реакции. С. мастерски стилизует речь Мартина. Однако политическая обстановка остается только фоном. Центр тяжести -- в раскрытии сущности творческого процесса. Здесь перевальская точка зрения автора сказалась в том, что процесс творчества во многом освобожден из-под контроля разума, художник представлен индивидуалистом, одержимым своим талантом.
В 1931 С. издал роман "Заштатная республика", вещь более слабую, чем "Мастерство", с попыткой подойти к отображению современности. С. рисует интеллигентов-приспособленцев, противопоставляет им большевиков. Сюжет романа -- авантюрный, анекдотический.
В результате поездки С. на Сахалин написаны очерки "На Сахалине" [1933]. Тема советизации острова художественно обобщена слабо. В 1934 вышел сб. "Повести и рассказы", основные герои к-рого -- мелкие люди, интеллигенция.
Произведения С. осложнены философскими психологическими соображениями. Показ явлений детализирован, действие большей частью замедлено. Автор уделяет большое внимание психологической характеристике явлений.
Последний незаконченный роман С. "Равноденствие" рисует ряд представителей технической интеллигенции, ответственных партийцев-хозяйственников, уезжающих работать на остров Сахалин на строительство нефтяных промыслов. Роман еще не развернут, но поскольку можно судить по первой части, он является явной неудачей С. Фальшивость отдельных образов и ситуаций, взятых напрокат из дешевых модернистских романов, искусственность в построении произведения (неоправданное смещение планов, механически заимствованное у Дос-Пассоса), загромождение ненужными психологическим деталями, насыщенность и вычурная метафоричность языка -- все это делает роман крайне претенциозным, художественно неубедительным.
Библиография:
I. Прорыв, Повесть, изд. "Круг", [М.], 1928; Мастерство, Повесть, изд. "Федерация", М., 1930;
Заштатная республика, Роман, ГИХЛ, М. -- Л., 1931;
Творческий метод молчания, "Литературная газета", 1931, No 34, 25 июня (о причинах своего разрыва с "Перевалом");
На Сахалине, Очерки, ГИХЛ, [М.], 1933; Повести и рассказы, изд. Московского т-ва писателей, [М.], 1934;
Слетов П. В. и Слетова В. А., Д. И. Менделеев, изд. Жургазобъединения, М., 1933;
Слетовы П. и В., Мусоргский, изд. то же, М., [1934];
Равноденствие. Роман, ч. 1, "Новый мир", 1934, NoNo 1 и 2.
II. Бочачер М., Гальванизированная воронщина, "Печать и революция", 1930, No 3. Отзывы: Шафир А., "Печать и революция", 1928, No 7; Розенталь С., "Красная новь", 1928, No 10 (о пов. "Прорыв"); Замошкин Н., "Новый мир", 1930, No 1 (о "Мастерстве"); Глаголев Н., "Новый мир", 1931, No 2; Оружейников Н., "Литературная газета", 1932, No 5 (о "Заштатной республике"); Штейнберг Е., "Художественная литература", 1933, No 10 (об очерках "На Сахалине"); Канторович В., "Художественная литература", 1934, No 12 (о "Повестях и рассказах"); Дерман А., "Литературный критик", 1934, No 2 (о "Д. И. Менделееве"); Катаньян В., "Литературный критик", 1934, No 5 (о "Равноденствии"); Гриц Т., "Литературный критик", 1935, No 5 (Равноденствии").