Соловьев Владимир Сергеевич
Еврейство и христианский вопрос. Владимира Соловьева. Москва, 1884 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Русская Мысль", кн. IV, 1885.


   Еврейство и христіанскій вопросъ. Владиміра Соловьева. Москва, 1884 г. Г. Соловьевъ занимаетъ въ нашей литературѣ довольно своеобразное мѣсто. Строгіе ученые не признаютъ за взглядами г. Соловьева достаточной доказательности, а за методомъ его изслѣдованій и разсужденій научной правильности. Съ другой стороны, несомнѣнно-авторитетные богословы находятъ въ сочиненіяхъ автора Кризиса западной философіи мнѣнія и соображенія, по меньшей мѣрѣ сомнительныя, если не прямо еретическія. Во всякомъ случаѣ, никто не можетъ отрицать присутствія въ книгахъ и статьяхъ, г. Соловьева ума, таланта и знанія. Этими достоинствами отличается и брошюра Еврейство и христіанскій вопросъ (она печаталась прежде въ Православномъ Обозрѣніи). Какъ читатель убѣдится изъ нижеслѣдующаго изложенія, г. Соловьевъ развиваетъ странную мысль, но развиваетъ съ большимъ искусствомъ, и остается только пожалѣть объ усиліяхъ, которыя пошли, въ данномъ случаѣ, на совершенно безполезное дѣло.
   Г. Соловьевъ обращаетъ, прежде всего, вниманіе на то, что "іудеи всегда относились къ намъ по-іудейски; мы же, христіане, напротивъ, доселѣ не научились относиться къ іудейству по-христіански", Отсутствіе любви къ ближнему, гоненія и насилія противъ евреевъ мы все сваливаемъ на различныя побочныя обстоятельства; но и въ настоящее время, продолжаетъ г. Соловьевъ, нехристіанская Европа терпитъ евреевъ, а Европа безвѣрная, равнодушная къ религіознымъ вопросамъ. Но у автора названной нами брошюры не оскудѣваетъ вѣра "въ грядущее соединеніе дома Израилева съ православнымъ и каѳ(т)олическимъ христіанствомъ на общей имъ теократической почвѣ". Эта надежда подкрѣпляется въ глазахъ г. Соловьева словомъ Божіимъ: "Іегова предъизбралъ Израиля, заключилъ съ нимъ завѣтъ, далъ ему обѣтованія. Іегова не человѣкъ, чтобы обманывать, и не сынъ человѣка, чтобы раскаяваться въ своихъ обѣщаніяхъ". Соорудивши такой прочный базисъ для дальнѣйшихъ выводовъ, г. Соловьевъ приступаетъ къ разрѣшенію вопроса о томъ, почему іудейство было предназначено для рожденія изъ него Богочеловѣка Мессіи или Христа. Объяняется это будто бы тѣмъ, что въ іудействѣ соединяется глубочайшая вѣра въ Бога съ высочайшимъ напряженіемъ человѣческой энергіи. Ни у какого другого народа религія не принимала формы союза или завѣта между Богомъ и человѣкомъ, какъ двумя существами, хотя и не равносильными, но нравственно однородными. Г. Соловьевъ указываетъ на нетерпѣливое стремленіе евреевъ воплотить божественное на землѣ и здѣсь находитъ руководящую нить для пониманія еврейскаго матеріализма и для объясненія современнаго положенія израильскаго народа: идея святой тѣлесности и заботы объ осуществленіи этой идеи занимаютъ въ жизни Израиля несравненно болѣе важное мѣсто, нежели у какого-либо другаго народа. Крайнее развитіе этого религіознаго матеріализма привело къ пагубнымъ послѣдствіямъ, къ которымъ приводитъ и одностороннее развитіе христіанскаго аскетизма. "Іудей, не покорившій плотскаго ума разуму истины, въ своемъ представленіи царства Божія естественно останавливался и границахъ своей народности, отвергая все человѣчество, какъ отвлеченную фантазію, отнимающую у царства Божія его реальную основу"... "Доказать евреямъ, что они ошибаются, можно только фактически, осуществляя на дѣлѣ христіанскую идею, послѣдовательно проводя ее въ дѣйствительную жизнь" "Такимъ образомъ, еврейскій вопросъ есть вопросъ христіанскій".
   Въ библіографической замѣткѣ мы не можемъ, конечно, излагать ходъ мыслей г. Соловьева и познакомимъ читателей только съ результатомъ размышленій ученаго автора. Необходимо и благодѣтельно наступленіе теократическаго раза правленія, при которомъ священникъ направляетъ, царь управляетъ, прокъ исправляетъ. "Въ порядкѣ божественнаго правленія священству принадлежитъ авторитетъ, основанный на преданіи, царь обладаетъ властью, утвержденной на законѣ, пророкъ пользуется свободой личнаго почина". Носителемъ перваго начала является католическая церковь, втораго -- русскій народъ, третьяго -- народъ еврейскій, а соединеніе, равномѣрное и согласное, этихъ этихъ началъ произойдетъ благодаря народу польскому: онъ славянскаго происжденія, исповѣдуетъ католическую вѣру и живетъ въ перемежку съ евреями, между міромъ славянскимъ и романо-германскимъ. Такова религіозно-политическая фантасмагорія, изображенная г. Соловьевымъ и соотвѣтствующая извѣстной баснѣ о лебедѣ, ракѣ и щукѣ.

"Русская Мысль", кн. IV, 1885

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru