Срезневский Измаил Иванович
Повесть о Цареграде. Чтение академика И. И. Срезневского...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Повѣсть о Цареградѣ. Чтеніе академика И. И. Срезневскаго. Санктпетербургъ. Въ тип. Императорской Академіи Наукъ. Въ 8-ю д. л. 68 стр.
   Съ самыхъ древнихъ временъ исторія Россіи находится въ постоянной связи съ исторіею Византійской Имперіи; въ нашихъ лѣтописяхъ часто говорится о Цареградѣ; въ числѣ событій 1204 года въ Первой Новгородской Лѣтописи находимъ уже довольно-подробное сказаніе о занятіи Цареграда латинами. Громко отозвавшееся на Руси паденіе Царяграда предъ Мухаммедомъ II было также записано и разсказывалось, вѣроятно, не одинъ разъ. Во многихъ хронографахъ, лѣтописяхъ и сборникахъ сохранилось одно весьма-подробное описаніе этого событія, извѣстное подъ названіемъ Повѣсти о созданіи и о взятіи Царьграда. Списки этой повѣсти различны нетолько въ подробностяхъ чтенія, но и въ тѣхъ чертахъ, на которыхъ можно бы основать рѣшеніе вопроса: кѣмъ, когда и по какому случаю она составлена, такъ-что, по сличеніи возможно-большаго количества списковъ, можно опредѣлить, что именно слѣдуетъ считать въ нихъ вставками и измѣненіями позднѣйшаго времени, и что сохранилось отъ первоначальнаго подлинника. Можно догадываться, что сказаніе это составлено современникомъ, или по-крайней-мѣрѣ по разсказамъ современниковъ событія, и распространилось на Руси "послѣ того (говоритъ И. И. Срезневскій), какъ, немедленно по "взятіи Цареграда, стали къ намъ являться Греки съ просьбою о вспоможеніи и вѣроятно не безъ записокъ о бѣдствіи, постигшемъ ихъ отечество" (стр. 44). Относительно исторической достовѣрности этого памятника, почтенный изслѣдователь его замѣчаетъ, что Повѣсть о созданіи и взятъ Царьграда "можетъ внушить къ себѣ недовѣріе тѣмъ, что кое въ чемъ несходно съ разсказами Леонарда, Францы, Дуки, Халкокондилы; но такъ могутъ внушать къ себѣ недовѣріе и эти разсказы,-- и даже нетолько тѣмъ, что несходны одинъ съ другимъ, но и тѣмъ, что слишкомъ похожи одинъ на другой" (стр. 23). Повѣсть эта была уже напечатана дважды: въ 1772 году въ "Царственномъ Лѣтописцѣ" и въ 1789 году -- въ "Лѣтописи по Никонову списку". Пользуясь этими изданіями и другими пятью списками, И. И. Срезневскій составилъ содержаніе Повѣсти о Цареградѣ "какъ уразумѣлъ его изъ тѣхъ списковъ", сохранивъ петолько почти всѣ подробности, но отчасти и выраженія подлинника. Чтобъ сдѣлать свой трудъ болѣе полезнымъ, авторъ, сличивъ "Повѣсть" съ другими современными памятниками византійскими, западно-латинскими и нѣкоторыми восточными, помѣстилъ въ примѣчаніяхъ нѣсколько важнѣйшихъ матеріаловъ для оцѣнки и объясненія "Повѣсти" какъ въ историческомъ, такъ, преимущественно, въ филологическомъ отношеніяхъ. Всѣ "любопытныя" слова "Повѣсти", не только вошедшія въ самый пересказъ, но и другія, находящіяся въ подлинникѣ, обозначены въ особомъ указателѣ. Въ концѣ книги приложенъ латинскій текстъ письма къ папѣ Николаю V митиленскаго епископа Леонарда Хіосскаго, бывшаго очевидцемъ при взятіи Константинополя турками, письма, принадлежащаго къ числу тѣхъ отзывовъ, по которымъ составились первыя впечатлѣнія, произведенныя въ Западной Европѣ событіемъ, послѣдствія котораго до-сихъ-поръ оплакиваетъ христіанское населеніе Оттоманской Имперіи.
   Чтобъ судить объ искусствѣ, съ какимъ авторъ разсматриваемаго сочиненія пересказываетъ содержаніе древней "Повѣсти о созданіи и о взятіи Царьграда", приводимъ интересное окончаніе ея:
   
   "Онъ (Мухаммедъ II) послалъ по всѣмъ улицамъ съ воинами стеречь, чтобы не было измѣны -- "израды", а самъ пошелъ черезъ ворота св. Романа къ храму Софіи, гдѣ были собраны патріархъ со всѣмъ клиромъ и много народу, женъ и дѣтей. На площади у храма онъ сошелъ съ коня, палъ на земь, посыпалъ голову свою землею, въ знакъ благодаренія Богу, и потомъ, удивляясь красотѣ храма, сказалъ: "подлинно это были люди; нѣтъ ихъ, и не будетъ имъ подобныхъ". Вошелъ онъ во храмъ,-- вошли съ нимъ мерзость и запустѣніе въ святилище Божіе и осквернили святое мѣсто. Патріархъ, клиръ и народъ, увидя его, возопили и пали предъ нимъ. Онъ подалъ знакъ рукою, чтобы встали и сказалъ: "Тебѣ говорю, патріархъ, и всѣмъ твоимъ, и всему народу. Не бойтесь съ этого дня моего гнѣва, ни убійства, ни плѣненія". Потомъ, обратясь къ своимъ пашамъ и санджакъ-беямъ, велѣлъ воспретить всему войску, чтобы никто, подъ опасеніемъ смерти, не смѣлъ трогать горожанъ. Народу, бывшему въ церкви, онъ приказалъ разойтись по домамъ, потому что хотѣлъ видѣть церковный "урядъ" и всѣ сокровища; но не могъ дождаться выходу всѣхъ, и вышелъ самъ. Онъ пошелъ къ царскому дворцу. Тутъ встрѣтилъ его какой-то Сербинъ, неся ему голову царя. Султанъ обрадовался, но по повѣрилъ; допросилъ бояръ и стратиговъ, точно ли это голова царя; и увѣрившись, облобызалъ ее. Онъ послалъ ее къ патріарху, чтобъ тотъ обложилъ ее серебромъ и золотомъ, и сохранилъ какъ самъ знаетъ. Патріархъ положилъ ее въ серебрянный позолоченный ковчегъ и скрылъ ее въ Софійскомъ храмѣ подъ престоломъ. Отъ другихъ же слышали мы, что оставшіеся отъ воиновъ, бывшихъ близъ царя, у золотыхъ воротъ, унесли тѣло его ночью въ Галату и тамъ скрыли. О царицѣ сказали султану, что великій дука и другіе отправили се на кораблѣ: султанъ казнилъ ихъ за это смертью. Такъ совершилось за грѣхи наши, что "беззаконный Махметъ" сѣлъ на царскомъ престолѣ, на престолѣ, который благороднѣе всѣхъ, какіе есть подъ солнцемъ, и сталъ владѣть двумя частями вселенной... Попомни, "окаянный": если совершилось все предсказанное при царѣ Константинѣ Меѳодіемъ Патрскимъ и Львомъ Премудрымъ, если всѣ знаменія объ этомъ городѣ исполнились; то совершится и послѣднее, какъ сказано: Русскій родъ сразится съ Измаилтянами,-- и возьмутъ Седьмихолмый съ первозаконными его обладателями, и воцарятся въ немъ" (стр. 21).

"Отечественныя Записки", No 5, 1855

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru