Въ нашей литературѣ весьма чувствителенъ недостатокъ въ хорошихъ біографіяхъ русскихъ писателей, художниковъ и другихъ лицъ, трудившихся для искусства. Всѣ наши свѣдѣнія объ ихъ жизни такъ скудны и такъ отрывочны, что по нимъ мы не можемъ себѣ составить одного общаго, цѣлаго, которое представило бы намъ трудившуюся личность въ опредѣленномъ ясномъ образѣ. Много долженъ рыться біографъ въ нашихъ старыхъ журналахъ и газетахъ, чтобы пополнить тѣ недостаточныя извѣстія, которыя онъ находитъ въ нашихъ немногихъ словаряхъ. Много времени употребитъ онъ, и найдетъ очень мало. Что же онъ можетъ составить изъ этого малаго! Нужно ли говорить, сколько должны быть занимательны и поучительны біографіи? Человѣкъ, служившій прекрасному, творившій идеалы, возвышавшій свою жизнь высокими помыслами, достоинъ изученія, достоинъ того, чтобы въ его жизни мы искали себѣ уроковъ. Поучительны для насъ и его ошибки, и его заблужденія, которыя не унизятъ его, потому-что окупаются лучшими побужденіями и дѣйствіями; ихъ затмеваетъ главная идея его жизни, думъ и стремленій. Къ сожалѣнію, разсказы современниковъ не всегда сохраняются, не записываются, забываются, и наконецъ, жизнь человѣка, трудившагося для высокихъ цѣлей, дѣлается загадкою. Печально, по дѣло поправить нечѣмъ. Біографъ собралъ кой-какія свѣдѣнія, приступаетъ къ труду, пишетъ біографію, и задумывается: кто ему поручится, что всѣ эти факты точные фанты, переданные достоверными людьми; чѣмъ онъ повѣритъ -- что сказалъ одинъ современникъ, о томъ часто молчитъ, а иногда даже тому противоречитъ другой. Такимъ образомъ мы должны дорожить всякимъ достовернымъ сказаніемъ, всякой поправкой, которыя намъ достаются, часто случайно, для пополненія бѣдныхъ біографій русскихъ великихъ людей. На этотъ разъ наши замѣчанія относятся къ біографіи Я. Б Княжнина, извѣстнаго трагика и комика времени Императрицы Екатерины Второй; за достоверность ихъ можемъ ручаться, потому-что дѣлаемъ по указанію и по просьбѣ сына покойнаго писателя, его высокопревосходительства Б. Я. Княжнина. Бантышъ-Каменскій (а за нимъ повторили и другіе) невѣрно передалъ фактъ о послѣдней трагедіи Я. Б. Вадимъ Новгородскій. По словамъ біографа, эта трагедія была представлена на петербургскомъ театрѣ въ 1790 году; въ ней будто бы не понравились Императрицѣ нѣкоторыя мысли, за которыя она изъявила автору свое неудовольствіе; отъ чего авторъ, будто-бы послѣ допроса Шешковскаго, впалъ въ жестокую болѣзнь и сошелъ въ могилу. Дѣло было совершенно иначе. Трагедія никогда не была представлена на театрѣ; авторъ же умеръ отъ простуды, пользуясь милостями Монархини.
Онъ находился въ тѣсной дружбѣ съ А. И. Ермоловымъ, бывшимъ въ особенной милости у Императрицы. Ермоловъ любилъ русскую литературу и покровительствовалъ наиболѣе драматическимъ талантамъ. Черезъ него-то Я. Б. Княжнинъ поднесъ Императрицѣ свою извѣстную комедію "Хвастунъ", и за свои литературные труды получилъ отъ нея въ подарокъ золотую табакерку, покрытую смалью съ живописнымъ медальономъ. При этомъ Государыня изъявила желаніе, чтобы авторъ напечаталъ собраніе своихъ сочиненій на счетъ казны, и подарила ему всѣ отпечатанные экземпляры. Обстоятельства Ермолова перемѣнились: онъ уѣхалъ въ Москву, и Княжнинъ уже черезъ графа А. М. Мамонова представилъ Императрицѣ экземпляръ отпечатанныхъ своихъ сочиненій, приложивъ къ первому тому стихи, посвященные ея имени. Императрица благосклонно приняла ихъ, и вновь пожаловала автору золотую табакерку съ живописнымъ медальономъ, осыпаннымъ брилліянтами {Все это изданіе (1000 экз. въ числъ 4000 книгъ) Княжнинъ продалъ за 1000 руб. ас., единственному почти въ то время С.-Петербургскому книгопродавцу.}. Такими монаршими милостями пользовался Я. Б. Княжнинъ, и ничѣмъ не запятналъ своей памяти. Руководствуясь строгими правилами въ жизни, благоговѣя передъ мудростью Государыни, умѣя цѣнить ея къ себѣ расположеніе, онъ не могъ умышленно ни однимъ словомъ возбудить ея гнѣвъ, иначе онъ поступилъ бы противъ своихъ убѣжденій. Трагедія Вадимъ была написана съ благонамѣренной цѣлью, и сдѣлалась извѣстна публикѣ уже послѣ смерти автора; нѣкоторые стали давать ей другой толкъ, обращая вниманіе на однѣ частности, и выпуская изъ виду общую идею, толковали точно такъ, какъ о нѣкоторыхъ стихахъ Державина. но какъ оправданъ Державинъ, такъ оправдывается и Княжнинъ. Еще при его жизни, въ 1789 году, по распоряженію директора театровъ, Степана Ѳедоровича Стрекалова, началось разучиваніе трагедіи для представленія. Роль Вадима была назначена Плавильщикову, роль Рюрика Шушерину, Рамиды -- Барановой: но трагедія не была представлена. Самъ авторъ взялъ ее назадъ изъ дирекціи, предчувствуя, что злонамѣренные люди могутъ дать другой толкъ нѣкоторымъ стихамъ. Рукопись до самой его смерти лежала у него въ кабинетѣ, на письменномъ столѣ, не обращая на себя особеннаго вниманія автора. 14-го января 1791 года умеръ нашъ трагикъ, оставивъ пятерыхъ несовершеннолѣтнихъ сыновей. Опеку надъ небольшимъ имѣніемъ принялъ на себя мужъ старшей дочери Княжнина, псковскій помѣщикъ П. Я. Чихачевъ. Разбирая бумаги покойнаго писателя, онъ нашелъ въ нихъ нѣсколько ненапечатанныхъ сочиненій: комедіи Чудаки, Трауръ или утѣшенная вдова, оперу "Мужья женихи своихъ женъ", поэму Попугай и нѣкоторыя мелкія сочиненія. Между ними попала ему и рукопись трагедіи Вадимъ Новгородскіе. Не свѣдущій въ литературѣ и не умѣя цѣнить литературныхъ произведеній, онъ обратился за совѣтомъ къ книгопродавцу въ Петербургѣ, который цѣнилъ произведенія по объему. Ощупавъ толщину тетрадей, книгопродавецъ предложилъ за все собраніе 200 руб. ассигн. Такой оцѣнкой Чихачевъ былъ весьма доволенъ, не думавъ, что начерно исписанную бумагу будутъ цѣнить сотнями. Такимъ образомъ торгъ сладился, и всѣ найденныя рукописи Княжнина перешли въ руки книгопродавца. Отъ него онѣ попались въ руки княгини Е. Р. Дашковой. Покровительствуя русской литературѣ, какъ президентъ Россійской Академіи, она поручила книгопродавцу приносить къ ней на разсмотрѣніе всѣ переводы и оригинальныя сочиненія, которыя онъ будетъ пріобрѣтать для печати. Исполняя требованіе княгини, содержатель книжнаго магазина принесъ къ ней все, что купилъ у Чихачева. Разобравъ всѣ эти рукописи, она обратила особенное вниманіе на трагедію Вадимъ Новгородскій и опредѣлила напечатать ее въ типографіи Академіи Паукъ. Вотъ исторія выхода въ свѣтъ трагедіи; слѣд. Я. Б. Княжнинъ изъ-за нея не могъ имѣть никакихъ непріятностей; злые языки дали другой толкъ трагедіи, но уже послѣ его смерти. Два старшіе сына Я. Б. Княжнина, Александръ Яковлевичъ и Борисъ Яковлевичъ (нынѣ генералъ отъ инфантеріи), служившіе тогда сержантами въ Измайловскомъ-полку, имѣли объясненіе съ тогдашнимъ генералъ-прокуроромъ, графомъ А. Н. Самойловымъ, и выставивъ на видъ весь ходъ дѣла, оправдали своего родителя.