|
Скачать FB2 |
| |
Любовь Никитична Столица.
Звезда от Востока
Драма из эпохи русского романтизма.
От Востока звезда сия воссияет.
Ф. М. Достоевский.
Действие происходит в начале сороковых годов прошлого века, 1-е, 2-е и 4-е в подмосковном <имении> графини - Усладном, 3-е - в Москве.
Действие 1.
Фасад великолепного, но несколько обветшалого дома бледно-желтой окраски с матово-белыми колоннами и рельефами, в стиле, характерном для эпохи Александра I. Терраса, просторная и помпезная, с цветами в каменных урнах, двумя пологими полукругами спускается в сад, тщательно распланированный, хотя тоже слегка запущенный. Перед ней - сонно-зеленый овальный водоем. Совсем у рампы, направо и налево, в полной симметрии - две ниши, выстриженные в кустах, одна пурпуровых, другая чайных роз. В них столь же симметричные статуи купидонов, целящегося и спящего, и две одинаковые массивные скамьи потусклого уже мрамора. За домом сизо туманятся луга с серебрящимся зигзагом Москвы-реки и темно клубится только что пролившаяся грозовая туча. Идет дождь, но уже золотящийся от солнца, погромыхивает гром, но уже удаляющийся... Июль, послеполуденный час.
Явление 1.
Стеклянные двери дома распахиваются, - и на террасу стремительно выбегает Милуша, девочка-подросток, живая и грациозная, как козленок, на длинных точеных ножках и с круглым чисто-русским лицом, обрамленным каштановыми кудрями, завитыми тугими трубками по тогдашней моде.
Явление 2.
Следом за ней, из дома, ковыляя, бежит Наумовна.
Явление 3
В двух окнах и стеклянной двери появляются три старушечьи головы.
Удар грома. Старухи в страхе захлопывают окна и скрываются.
Яркие лучи солнца брызнули и отблистали. Дождь прекратился совершенно.
Явление 4
Окна и дверь снова открываются, - и появляются старые княжны.
За ней следуют две других. Варвара Фёдоровна - очень высокая старуха, почти грузная, с нарумяненным и оттого мертвенным лицом и гордо запрокинутой серебряной головой. Дарья Фёдоровна - столь же полная, но низкая, с подвижным и сморщенным, как печеное яблоко, личиком, с еще черными прядями в сединах. Мария Фёдоровна - наоборот, столь же высокая, но сухая, с прозрачно-восковым, обострившимся, как у покойницы, ликом. На первой - чепец с фиолетовыми, на второй - с оранжевыми, на третьей - с голубыми лентами. Милуша идет к ним, Наумовна уходит в дом.
Все три старухи садятся на террасе. Милуша устраивается тут же на ступеньке.
Явление 5.
Вбегает Настя.
Настя убегает и мигом приносит требуемое. Княжны склоняются, одна - работая, другая - гадая, третья - читая. Миг молчания.
Снова миг молчания.
Явление 6.
На террасу выходят Лиза и Звягинцев. Лиза - девица с воздушнейшим станом и правильным цветущим личиком. Ее обильные пепельные юсы мягко колышутся на подбирающей их шелковой сетке. Арсений Звягинцев - офицер в белом мундире кирасира, имеет наружность примечательную: лицо его, тонкое, белое, с нежной, легко окрашивающейся кожей, бритое, но с русым пушком маленьких бак у щек, дышит типично-славянской ласковой мечтательностью. Взгляд же выпуклых серо-стальных глаз тверд и дерзостен необычайно. Он роста очень высокого, но несколько сутул, отчего, впрочем, фигура его не кажется менее изящной. Движения его как бы нарочито замедленные, почти вялые, но в них чувствуется затаенная порывистость и с трудом сдерживаемая большая сила. За исключением тех мгновений, когда он волнуется (что, однако, случается часто), он выглядит моложе своих лет.
Лиза идет в сад, Арсений хочет следовать за ней.
Арсений смеется.
Лиза краснеет, Арсений смеется.
Лиза и Арсений садятся на противоположной.
Та медлит.
Лиза кивает головой.
Он смотрит долго, молча. Затем возвращает девочке, та снова убегает.
Явление 7.
Из аллеи, начинающейся у их скамьи, внезапно выходит графиня Вьельгорская. У нее тот обворожительный тип, который столь был излюблен художником Брюлловым. Проницательнейший взгляд широких темных глаз, обаятельнейшая улыбка румяных уст. Одета она по-мужски. Коричневый бархат костюма с небрежно выпущенным белоснежным воротом сорочки четко рисует ее стройный стан. Серая, свободно изогнутая шляпа надвинута на черные, блистательные кудри. С нежной шеи ее, струясь по шелковому жилету цвета "vieux rose (старой розы)", спускается золотая цепочка лорнета. В общем, у нее вид мальчика из парижской богемы. Лукаво улыбаясь, останавливается она пред скамьей и кланяется с неподражаемой грацией. В продолжение последующей сцены Милуша приближается сзади и не сводит с нее глаз.
Лиза кивает утвердительно.
Они все трое обнимаются и целуются без конца.
Тот сухо кланяется.
Арсений бледнеет от негодования и смотрит на нее в упор дерзкими своими очами.
Софья Львовна отвечает ему столь же вызывающим взглядом и, тряхнув кудрями, идет к террасе.
Лиза хочет идти.
Картина немого изумления.
Варвара Фёдоровна не удостаивает расспросами.
Та только беспомощно всплеснула руками.
Та уходит в дом.
Явление 8.
Входит Настя.
Медленно, одна за другой проследовали в дом.
Явление 9.
Из аллеи направо появляется Звягинцев, из аллеи налево - Риттер. У него - умное, угловатое лицо, обросшее рыжеватой бородкой. На глазах - очки. Одет хорошо, но небрежно. Выглядит значительно старше своих лет.
Обнимаются.
Арсений враждебно молчит.
Уходят.
Явление 10.
Спустя мгновение на террасу выбегают Милуша, Лиза и Софья Львовна, теперь уже в широчайшем шелестящем платье резедового цвета, с нежно-пестреющей индийскою шалью на плечах.
Идут и садятся на скамью, образуя прелестную группу: Софья Львовна - в середине, Лиза - возле, Милуша - у ног.
Софья Львовна бросает туда мимолетный взгляд.
Лиза грустно поникает головкой, Софья Львовна гладит нежно ее волосы.
Лиза встает.
Софья Львовна одна тихо напевает что-то... Свет пламенной июльской зари трепещет в саду, здесь и там.
Явление 11.
Арсений шагами как бы нарочито-замедленными спускается с террасы и приближается к ней. Софья Львовна глубоко задумалась и не видит его несколько мгновений.
Арсений остается в задумчивости. Совсем стемнело, - и вот из дома полился тонкий свет люстр, хрустальный звук клавесин и мелодичнейший голос Софьи Львовны. В саду появляется Милуша и слушает, затаив дыхание.
Арсений закусывает губы, затем в приливе необузданной гневности схватывает свисающую над ним розовую ветку, рвет и ломает ее на мелкие части, как бы что-то на ней вымещая.
Занавес.
Действие 2.
Отдаленный, запущенный угол усладненского парка на высоком, обрывистом берегу реки Москвы. С одной стороны - ближе к реке - беседка-ротонда с тускло-золотящейся виноградной гроздью на куполе. С другой - в кустах одичавших мелких алых роз и смородины - замшелая статуя Вакха, юного, женоподобного... Возле - дерновая скамья. Широчайший, несколько пожелтевший уж горизонт, залитый полуденным солнцем.
Явление 1.
Гуляя, медленно идут Софья Львовна и Риттер. На ней - сиреневые кринолины, у шеи - косынка желтоватых кружев, в руках омбрелька из них же. Лик ее бледнее и сумрачнее, чем прежде. Молча садятся у статуи, молча же созерцают даль.
Явление 2.
Из глуби парка выходят Лиза и Милуша. В руках у первой - корзина с персиками.
Милуша поражена.
Лиза уходит.
Явление 3.
Появляется группа дворовых женщин. Среди них 2-3 парня (между прочим - Назар), Настя, Наумовна. Они ведут с собой страничка-лирника, древнего, маленького, сухонького, с темным, словно из дерева выточенным личиком и странно-молодыми на нем синими глазками. Милуша с любопытством глядит на него.
Все располагаются на земле и также закусывают.
Девушки тоже смеются. Софья Львовна появляется у окна ротонды и смотрит, не замечаемая никем.
Риттер показывается рядом с ней в окне.
Странничек берет лиру и начинает пробовать ее. Все смолкают.
Явление 4.
Близ ротонды проходит Арсений.
Раздаются унывные, жутко гудящие звуки лиры; облако как раз наплывает на солнце, - и всё кругом темнеет.
Женщины, слушавшие, поддакивающе кивая головами и охая, никнут в молчании.
Та столь же внезапно выходит из ротонды.
Дворовые уходят вслед за странничком, Милуша ускользает туда же. Софья Львовна, вернувшись к ротонде, присела на балюстраду, Арсений, сидя по-прежнему на ступеньке, что-то машинально чертит на песке, Риттер, присоединившийся к ним, нервно ходит взад и вперед.
Мгновенно наступившее тягостное молчание нарушают крики многих голосов, донесшиеся с реки. Среди них выделяется - серебристый, Милушин.
Риттер следует за Арсением. Крики стихают. Софья Львовна, ходившая сначала взад и вперед в волнении, несколько успокаивается, садится на ступеньку, с которой только что сошел Звягинцев, и, случайно склоняясь, видит нечто, начертанное им на песке.
Явление 3.
Мчась стрелой, вбегает Лиза, за ней, задыхаясь, ковыляет Дарья Фёдоровна.
Явление 4.
К ней приближается некое торжественное шествие - князь Мороков, человек довольно тучный, с надменным, хищным, подлинно напоминающим ястреба профилем, в ярко-алом бархатном охотничьем кафтане, коего ведут под руки княжны Варвара и Мария Фёдоровны с видом невыразимого, почти раболепного почтения. Костюм его, действительно, порядочно порван, шляпа же вовсе утрачена. Мгновение спустя, с другой стороны - от реки - подходят Звягинцев и Риттер, ведущие Милушу Они остаются пока на заднем плане.
Князь Мороков совсем онемел от ярости.
Все поражены.
Все, даже сам князь, разражаются долго не умолкающим смехом, - и общее настроение из натянутого становится очень оживленным.
Лиза алеет.
Тот открывает.
Все три старухи следуют за графиней и князем. Сзади плетется Риттер. Милуша вновь сбегает к реке. Арсений тоже порывается идти.
Лиза молчит.
Явление 7.
Навстречу ему идет Софья Львовна.
Садятся у статуи.
Арсений, с откровенным жарким обожанием глядя на нее, отрицательно качает головой.
Опустившись на одно колено, Арсений целует ее.
От реки доносится голос Милуши: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло".
Издали опять слышится: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"!
Горячие лучи солнца тронули каменные уста бога и, мнится, он улыбается...
Вдали в третий раз звучит: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"!
Занавес.
Действие 3.
Салон в особняке Вьельгорской в Москве. То - обширная и уютная комната, разделенная аркой на две части: в первой, большей - собственно гостиная с тяжелой мебелью, обитой полосато-синим атласом, и с клавесинами. Посредине - большой круглый стол с двумя вазами толстого темно-голубого поповского фарфора. В одной из них - пышные глубоко-розовые розы, в другой - лосные ярко-румяные яблоки... В левой, меньшей части - кабинет с книжным шкафом и секретером красного дерева. В углу, у печи в виде колонны, на верху которой белеет бюст, - клетка с серо-малиновым попугаем. В салоне - три двери: прямо - входная, направо (из гостиной) - во внутренние комнаты и налево (из кабинета) стеклянная, очевидно, в сад. Софья Львовна в платье василькового шелка, с озабоченным челом сидит у бюро и пишет. Милуша стоит у клетки и - то играет с птицей, то наблюдает за матерью. Окна в кабинете раскрыты, - и в них широко-золотой волной вливаются закатные лучи и колокольные звоны.
Явление 1.
Из двери направо входит Наумовна с зажженной лампадой в руке и направляется в угол кабинета, где висит образ, как раз над бюро.
Софья Львовна снова садится за бюро. Краткое молчание.
Милуша подходит.
Милуша садится на скамеечку у ног ее.
Явление 2.
Входит Наумовна с письмом на подносе.
Милуша и Наумовна уходят.
Явление 3.
Из входной двери появляется Риттер и с удовольствием глядит на Софью Львовну.
Явление 4.
Явление 5.
Арсений как раз быстрыми шагами входит в комнату. Лицо его сияет тихой торжественностью, в очах - некая светлая решимость.
Явление 6.
Вбегает Милуша.
Явление 7.
Из входной двери медленно входит Хомяков. Он - человек лет под сорок, крепкого телосложения, чернокудрый с умными косящими глазками. Милуша с визгом бросается ему на шею.
Арсений кивает.
Садятся.
Явление 8.
Во время его рассказа входит Наумовна, чтобы зажечь канделябры на столе, и, заслушавшись, остается. Мгновение спустя, из входной двери тихо, чтобы не мешать, появляются Герцен и Риттер. Увлеченный рассказом своим Арсений и заинтересованные слушатели его не замечают их.
Неописуемое волнение. Арсений вскакивает в высшей степени негодования, подымается и Хомяков. Милуша и Наумовна смотрят в недоумении, смутно чуя, что в их настроение вторглось что-то нехорошее. Затем, качая головой, Наумовна уходит.
Расходятся.
Явление 9.
У двери, действительно, стоит Софья Львовна. Мгновение медлит, как бы наблюдая Риттера и Звягинцева, затем с выражением особенной радости идет к гостям.
Явление 10.
Входят Наумовна и лакей с большими лакированными подносами. На первом - чайный сервиз сине-золотого фарфора, на другом - граненый хрусталь с вареньями, бокалы и бутылка шампанского. Поставив всё это на стол, прислуга уходит.
Все переходят к круглому столу, садятся и на мгновение умолкают.
Всё общество - в сильнейшем и, действительно, объединившем всех волнении... Кое-кто поднимается с места, другие же, наоборот, словно прикованы к нему, не движутся.
Жмут друг другу руки.
Все чокаются. К тонкому звону хрусталя примешивается густой колокольный звон.
Милуша поет, приплясывая, Арсений и Хомяков подпевают.
Милуша, застыдившись, убегает.
Все, кроме Арсения, незаметно удалившегося в оставшийся неосвещенным кабинет, целуют руку Софьи Львовны и удаляются. Она провожает их до дверей. Затем возвращается, медленно, полная затаенной светлой думы, берет из вазы розу, вдыхает долго аромат ее и прикалывает к груди своей. Потом вынимает из канделябра свечу, направившись в кабинет, видит Арсения, стоящего, скрестив руки, у колонны и освященного ярким сиянием месяца.
Та медлит, растерявшись.
Софья Львовна покорно подает ему цветок и, пройдя мимо, ставит свечу на стол.
Он опускается подле.
Софья Львовна смотрит на него пронзительным взглядом.
Арсений с силой отнимает ее руки от лица и длительно целует их, тогда она говорит с горькой иронией на себя и даже гневом.
Явление 11.
Из двери во внутренние комнаты выходит Лиза со свечой в руке, в белом капоте, с косами, убранными на ночь. Осматривается, как бы ища кого, затем, слыша в кабинете шорох, направляется туда.
Арсений на миг словно остолбенел... Затем лик его сперва ярко вспыхивает, потом смертельно бледнеет, - и с глубоким, но вместе с тем и надменнейшим поклоном он покидает комнату. Лиза с плачем бросается в объятья Софьи Львовны.
Занавес.
Действие 4.
Тот же удаленный угол усладненского парка у беседки "Золотая Гроздь". Круглый фонарь из алой бумаги, повешенный в зелени над статуей Вакха, светом, колеблющимся и фантастическим, освещает листву ближних дерев, ставшую уже оранжевой и багряной по-осеннему, и странным образом живит лицо мраморного бога... Порой сюда долетают звуки Ланнеровских вальсов, кажущиеся издали еще более мелодичными и печальными. Прекрасная, бесчисленно-звездная ночь начала сентября.
Явление 1.
Появляются, прогуливаясь, дама в палевом кринолине и очарованный кавалер.
Уходят к дому.
Явление 2.
Входят Дама в голубом кринолине и разочарованный кавалер.
Удаляются вглубь парка.
Явление 3.
От обрыва поднимается Арсений. Он имеет крайне особенный и возбужденный вид. На плечах его, действительно, кафтан, впрочем, - щегольской, накинутый нараспашку, отчего видна шелковая его, бирюзового цвета рубашка. На кудрях, значительно отросших, - парчовая, тускло-золотящаяся мурмолка, на ногах - желтого сафьяна сапоги. Нежное лицо его пылает румянцем, в очах - блеск и дерзость нестерпимые, поступь не очень тверда. Видимо, он сильно пьян.
Явление 4.
От обрыва подходят несколько парней, тоже не весьма трезвых, но смущенных непривычным местом и обстановкою. Они окружают Арсения, переминаясь и наивно тараща глаза на статую.
Парни исчезают.
Явление 5.
При звуках церемонно-томного гросфатера появляется длинный ряд нарядных пар. Впереди всех - Софья Львовна с именитейшим из гостей, серебряно-седым согбенным старцем. Она - в пышнейшем белоснежном платье, странно убранном бабочками из черного бархата, с подобным же им черным крылатым бантом за спиной. Лицо ее кажется почти фарфорово-бледным и печальным. За ней следует сияющая самодовольною прелестью Лиза в розовых тюлях об руку с Мороковым. В одной из задних пар - Риттер.
Софья Львовна, не видя и не слыша Арсения, однако, оборачивает голову в его сторону, со смутною тревогою всматривается в черную зелень и судорожным движением прижимает руку к груди, на которой блистает неизменная ее брошь - звезда... Затем вместе с другими в медленном танце удаляется.
Явление 6.
Входит Риттер с ручным фонариком. Низко склоняясь к земле, что-то ищет близорукими своими глазами. Внезапно видит Арсения и, подойдя, кладет ему руку на плечо.
Оба помолчали.
Арсений онемел от изумления.
Склоняются к земле.
Явление 7.
Входят, любезничая, Лиза и Мороков.
Князь тотчас же подает ей сафьяновый футляр.
Мороков целует ее.
Беседка освещается снаружи и изнутри. Слышны приближающиеся шаги и голоса.
Явление 8.
Смеясь и болтая, появляются гости. Среди них - Софья Львовна. Тотчас над обрывом, у Москвы-реки начинают взлетать ракеты, опоясывая небеса золотистыми радугами, рассыпаясь затем огненными каплями.
Мороков улыбается.
Софья Львовна вздрагивает и пристальнейше вглядывается в зелень.
Лиза с Мороковым, сиятельный старец и дамы в палевом и голубом следуют за ней.
Лиза смущенно опускает головку.
Все окружают нареченных, чокаются, пьют, смеются... Риттер вновь полнит бокалы. Софья Львовна берет второй бокал и, стоя, пристально, как сомнамбула, смотрит в сторону статуи.
Все чокаются, шумят.
Все подымаются и уходят, кроме Софьи Львовны, задумчиво прислонившейся к одной из колонн, как бы слившейся с ней.
Явление 9.
Из-за статуи выходит Арсений.
Скрываются в дверях ротонды. Некоторое время сцена пуста. Фонари догорают, звезды меркнут, наступает розовато-мглистый рассвет, в коем статуя Вакха кажется подобной призраку.
Явление 10.
Входят Назар и Настя. У него за спиной - ружье.
Уходят к реке.
Явление 11.
Совсем светает. Даль Москва-реки заволакивается опалово-молочной дымкой... Дверь ротонды отворяется и пропускает Арсения и Софью Львовну. Он захмелел еще сильнее, но голова гордо закинута, нестерпимо-сияющая улыбка на лице. Теперь он, подлинно, похож на русского Вакха... Она - совершенно усталая и бессильно-гнущаяся, как увядший цветок.
Она опускает взор.
Тихо. Арсений спит с счастливейшей улыбкой на губах... Затем эту утреннюю тонкую тишь потрясает раскатистый ружейный выстрел.
Явление 12.
Арсений стремглав бросается к реке.
Явление 13.
Немного времени спустя со стороны, куда скрылась Настя, появляются все три княжны Хованские.
От реки доносится нестройный гул голосов.
Явление 14.
Дворовые (мужчины) от реки несут тело Софьи Львовны. Среди них - Странничек. В то же время от дома прибегают дворовые женщины, среди них - Настя. Арсений, держащийся неуклонно подле Софьи Львовны, имеет теперь вид совершенно безумного.
Все поражены, но ничего не понимают в бессвязных речах его.
Явление 15.
Вбегает Милуша с Наумовной. Волосы ее, заплетенные в две косы, развеваются, милое лицо залито слезами. Все расступились перед ней.
Все три в сопровождении женщин направляются к дому.
Удаляются.
Она подает свою.
Арсений и странничек скрываются под обрывом.
Занавес.
|