(граф) - нумизмат и археолог, сын графа Ивана Матвеевича Т., министра почт и телеграфов, род. в 1858 г. Образование получил в СПб. университете по юридическому факультету. С 1886 г. был членом Имп. археологической комиссии. В 1889 г. назначен конференц-секретарем Имп. Акад. худ., а в 1893 г. - ее вице-президентом. Принимал деятельное участие в составлении нового устава Академии и в коренном преобразовании ее. Способствовал основанию и устройству Русского музея имп. Александра IIΙ в СПб. С 1885 по 1890 г. был секретарем Имп. Русского археологич. общ., а с 1899 г. состоит помощником председателя этого общества. С 1900 г. состоит председателем Русского общ. печатного дела. Его труды: "Древнейшие русские монеты вел. княжества Киевского" (с 19 табл. рисунков, СПб., 1882); "Русская допетровская нумизматика". Вып. I - "Монеты великого Новгорода" (СПб., 1884), вып. II - "Монеты Псковские" (СПб., 1886); "Der Münzfund von Njeschin" (в "Zeitschrift für Numismatik", т. Χ, Берл., 1883); "Знамя первых наших христианских великих князей" ("Труды VI археол. съезда в Одессе", 1884, т. I, Одесса, 1887); "Случай применения византийской сфрагистики к вопросу по русской нумизматике" ("Труды VII археологического съезда в Ярославле", 1887, т. II, M., 1881); "О византийских печатях Херсонской фемы" ("Записки Имп. Рус. археол. общ.", новая серия, т. II, СПб., 1887); "О монете Константина Мономаха, с изображением Влахернской Божией Матери" (ib., т. III, СПб., 1888); "Клад куфических и западноевропейских монет, заключавший в себе обломок монеты Владимира Святого" (ib., т. III, СПб., 1888); "О русских амулетах, называемых змеевиками" (ib., т. III, СПб., 1888); "Новая книга о Китае и китайцах" ("Вестн. Европы", дек. 1888); "Поддельные ассирийские древности" ("Записки Вост. отдел. Имп. Рус. арх. общ., т. IV, 1889, СПб., 1890); "Три клада русских денег XV-го и начала ΧVI в." ("Записки Имп. Рус. арх. общ.", новая серия, т. IV, СПб., 1890); "О древнейших русских монетах Χ и XI в." (ib., т. VI, СПб., 1893). Вместе с проф. Н. П. Кондаковым Т. предпринял издание: "Русские древности в памятниках искусства" (6 вып., СПб., 1889-99). Три первых выпуска этого издания перев. на франц. язык под заглавием: "Antiquités de la Russie Méridionale, par le prof. N. Kondakof, le comte J. Tolstoi et S. Reinach" (П., 1891).
Дополнение к статье-1
(граф) -- нумизмат и археолог; с ноября 1905 г. по апрель 1906 г. состоял министром народного просвещения. О деятельности его в должности министра см. Средняя школа.
Дополнение к статье-2
Правительственные мероприятия по среднейшколе в России за последнее время.
Вступив в управление министерством в ноябре 1905 года, гр. И. И. Толстой полагал предоставить широкую свободу общественной и частной инициативе в деле среднего образования. По вопросу о типах и учебных планах средней школы министерство заявляло, что оно будет отстаивать принцип их эластичности и подвижности, отнюдь не стремясь к их подробной регламентации; для каждого типа предполагалось установить лишь общий минимальный уровень образования. Для нерусского населения имелось в виду предоставить право преподавать на родном языке учащихся все предметы, кроме русского языка и литературы, истории России и географии России, с тем, однако, условием, что в таких школах ни учащие, ни учащиеся никакими правами не должны пользоваться. Для упорядочения школьной жизни гр. И. И. Толстой предпринял следующие меры: 1) расширил компетенцию педагогических советов, предоставив им право отступать, с разрешения попечителя учебного округа, от действующих правил для учеников, правил об испытаниях, инструкций для классных наставников и т. п., а равно и право по своему усмотрению составлять ученические библиотеки; 2) ввел в состав педагогических советов, с правом решающего голоса, уездного предводителя дворянства, председателя уездной управы и городского голову или их заместителей; 3) разрешил образовать при каждом учебном заведении родительские совещания и родительские комитеты, с предоставлением их председателям прав почетных попечителей. В целях успокоения школы было разрешено временно освобождать нервно возбужденных учеников от посещения классов; ради охранения учащихся от уличной толпы отменена обязательность верхней форменной одежды. Вследствие происходивших во многих местах перерывов в занятиях педагогическим советам предоставлено ходатайствовать о продлении учебного года за счет каникулярного времени и производить поверочные испытания из пройденного в течение учебного года. Отменено распоряжение о представлении выписок из кондуитов при прошениях о зачислении в студенты. Экстернам разрешено самим избирать учебное заведение, при котором они желали бы держать окончательные испытания. Из числа обязательных для экзаменов зрелости предметов, с весны 1906 года, исключен греческий язык в тех учебных заведениях, где он преподавался в качестве необязательного предмета. Окончившим курс гимназий или реальных училищ, желающим повысить свои отметки для поступления в высшие специальные учебные заведения, прием в которые производится по конкурсу аттестатов, разрешено подвергаться повторным испытаниям по всем, но не по отдельным предметам курса. На основании Высочайшего повеления от 18 марта 1906 г. (см.) окончившим курс реальных училищ разрешено поступать в университет по выдержании экзамена только по латинскому языку. П. М. фон Кауфман, заняв пост министра народного просвещения в апреле 1906 года, не изменил начал, которым следовал в отношении средней школы его предшественник. Первым его распоряжением было введение в действие установленной ученым комитетом новой таблицы учебных часов для реальных училищ, сообщающей учению более общеобразовательный характер (усиливается преподавание русского языка, истории и французского языка, вводится преподавание законоведения и т. д.). Изменены учебные планы и программы реальных училищ (уничтожено изучение церковно-славянского языка и приложений алгебры к геометрии, введено изучение русских классиков новейшего периода, сведений из аналитической геометрии и оснований анализа бесконечно малых). Лицам женского пола, получившим высшее образование, предоставлено право преподавать в четырех младших классах мужских средних учебных заведений; знающим иностранные языки дано право преподавать и в старших классах эти предметы. В течение года с небольшим частью открыто, частью разрешено к открытию 160 полных средних учебных заведений и 117 неполных. Признавая дальнейшее объединение усилий правительства и общества залогом успеха в развитии средней школы, П. М. Кауфман поставил министерству задачей облегчение способов создания разнообразных типов учебных заведений, в соответствии с изменяющимися требованиями жизни, а также с национальными и вероисповедными особенностями учащихся, но с обязательным для всех типов минимумом общего образования, требуемого государством. В то же время он включил в свою программу установление непрерывной связи средней школы как с низшей, так и с высшей, и усиление воспитательного значения школы отделением в ней младшего возраста от старшего.
С. Степанов.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.