Русская исторія профессора А. Трачевскаго. Второе исправленное и расширенное изданіе. Съ указателями именъ, годовъ и предметовъ, съ 96 рисунками, 6 картами, 6 планами и 3 раскрашенными картинами. Изданіе К. Л. Риккера. Спб., 1895 г. Ц. 8 руб. Плачевное состояніе нашей учебной и популярной исторической литературы побудило въ послѣднее время нѣкоторыхъ русскихъ профессоровъ обратиться къ составленію учебныхъ историческихъ книгъ для школьнаго употребленія и для домашняго чтенія. Для домашняго чтенія приспособлены Очерки по исторіи русской культуры {Недавно вышла въ свѣтъ въ изданіи редакціи журнала Міръ Божій первая часть Очерковъ (Спб., 1896 г. 8о. Стр. VIII+224:+8 картъ, картограммъ и діаграммъ. Ц. 1 р.): "населеніе, экономическій, государственный и сословный строй". Вторая часть, уже начатая печатаніемъ, заключаетъ въ себѣ характеристики исторической роли церкви и школы въ Россіи; третья посвящена формулировкѣ историческаго значенія русской общественной жизни.} П. Н. Милюкова, бывшаго профессора Московскаго университета и перваго предсѣдателя московской "коммиссіи по организаціи домашняго чтенія", и шесть выпусковъ учебниковъ исторіи (1 -- по древней исторіи, 1 -- по средней, 2 -- по новой и 2 -- по русской исторіи)'А. С. Трачевскаго, бывшаго профессора Новороссійскаго университета. Для школьнаго употребленія составлены учебники всеобщей исторіи (въ 3 частяхъ) профессора Московскаго университета П. Г. Виноградова, подъ редакціей котораго печатается составленная кружкомъ московскихъ преподавателей хрестоматія по средневѣковой исторіи. Каждое изъ названныхъ сейчасъ предпріятій русскихъ профессоровъ удовлетворяетъ спеціальной цѣли, имъ намѣченной. "Учебникъ всеобщей исторіи" г. Виноградова долженъ устранить изъ нашей средней школы устарѣлые и грубо тенденціозные учебники Иловайскаго, возбуждающіе въ наше время одно негодованіе, а въ лучшемъ случаѣ смѣхъ; авторъ имѣетъ въ виду "противодѣйствовать одному особенно существенному недостатку современнаго преподаванія -- его отрывочности и безсвязности" и дѣлаетъ попытку "провести въ умы учениковъ сознаніе тѣсной причинной связи между историческими явленіями, органическаго роста государства, взаимодѣйствія между стремленіями людей и условіями, при которыхъ эти стремленія осуществляются".-- "Очерки по исторіи русской культуры" г. Милюкова, являющагося въ роли посредника между спеціальною наукой и обширнымъ кругомъ образованной русской публики, имѣютъ въ виду сообщить читателямъ тѣ основные процессы и явленія, которые характеризуютъ русскую общественную эволюцію; оставляя въ сторонѣ хронологическія рамки, авторъ характеризуетъ разныя стороны историческаго процесса въ систематическомъ порядкѣ. Если гимназическій учебникъ г. Виноградова ведетъ борьбу противъ отрывочности и безсвязности въ ознакомленіи съ общимъ историческимъ процессомъ, то названный сейчасъ университетскій курсъ г. Милюкова, чуждый какой-нибудь тенденціозности или партійной окраски, направленъ противъ крѣпкихъ еще архаическихъ взглядовъ на русскій историческій процессъ и способствуетъ у насъ созданію новой русской культурной традиціи, соотвѣтствующей современнымъ общественнымъ идеаламъ. Этимъ именно и объясняется то обстоятельство, что Очерки г. Милюкова особенно рекомендуются какъ "программами чтенія для самообразованія", изданными въ Петербургѣ "особымъ отдѣломъ комитета педагогическаго музея военно-учебныхъ заведеній", такъ и "программами домашняго чтенія на 2-й годъ систематическаго курса", изданными московской "коммиссіей по организаціи домашняго чтенія". Послѣдняя получаетъ массу запросовъ на энциклопедическую программу для чтенія, составленіе которой затягивается особенно въ виду отсутствія въ русской литературѣ подходящихъ пособій: "Очерки" -- одно изъ такихъ превосходныхъ пособій -- явились какъ разъ во время. Читатели, плохо знакомые съ фактической стороной русскаго историческаго процесса, не найдутъ въ нихъ изложенія фактовъ русской исторіи, даже самыхъ элементарныхъ. Помощь въ этомъ отношеніи и окажетъ книга г. Трачевскаго, заголовокъ которой выписанъ выше. "Настоящее изданіе Русской Исторіи, говоритъ авторъ, не можетъ быть названо учебникомъ -- какъ понимается это слово у насъ -- ни по своимъ размѣрамъ, ни по своему изложенію: оно предназначается для взрослой молодежи, для учителей и для самообразованія и должно занять мѣсто между тщедушными "руководствами" и многотомными Левіаѳанами, посвященными преимущественно внѣшней исторіи". Читатель, прочитавшій книгу А. Трачевскаго, смѣло можетъ приниматься за "Очерки" П. Милюкова: результатъ можетъ быть только блестящимъ, къ тому же именно такимъ, какого тщетно ищутъ многіе корреспонденты московской "коммиссіи по организаціи домашняго чтенія". Многимъ, очень многимъ у насъ необходимо по возможности быстро и въ то же время вполнѣ сознательно вдвинуться въ пониманіе современной русской дѣйствительности и, руководясь этимъ пониманіемъ, стать въ то или другое отношеніе къ фактамъ послѣдней. Нѣкоторая часть нашей печати, которая поспѣшила дать отзывы о книгѣ А. Трачевскаго прежде, нежели ея сотрудники успѣли прочитать десятокъ, другой страницъ изъ семидесяти пяти печатныхъ листовъ слишкомъ, ее составляющихъ, отнеслась къ ней съ враждебностью, смахивающею на тонъ "рапортичекъ" тѣхъ "добровольцевъ", которые не такъ давно заклеймлены были авторитетнымъ словомъ Вѣстника Европы. Среди этихъ отзывовъ, блещущихъ пустотою содержанія, пышностью громкихъ, но не имѣющихъ смысла фразъ, и претензіями, которыя по обычному кодексу нравственности должны быть чужды литературѣ, значительно лучше стоитъ статья П. Н. Полевого Русская исторія fin de siècle въ декабрьской книжкѣ Историческаго Вѣстника за прошлый годъ (стр. 918--930). Авторъ нашелъ у г. Трачевскаго неловкости и ошибки, отъ которыхъ не свободна ни одна работа, и, оставивъ въ сторонѣ условія, при которыхъ книга вышла въ свѣтъ, напалъ на нее съ ожесточеніемъ, достойнымъ лучшаго примѣненія; въ то же время г. Полевой открыто конфузится того, что въ книгѣ г. Трачевскаго нѣтъ предписаннаго циркулярами "русскаго духа", нѣтъ апоѳеоза екатерининскихъ потѣхъ и т. п. Пусть такъ, что у г. Трачевскаго много ошибокъ, но, вѣдь, это не обязываетъ критика травить книгу, обвиняя автора именно за отсутствіе какого-то "русскаго духа".
Не будемъ вдаваться въ анализъ многихъ неточностей и крупныхъ ошибокъ въ книгѣ г. Трачевскаго, признаемъ заранѣе, что онъ далеко не сказалъ послѣдняго слова при современномъ состояніи нашихъ знаній по русской исторіи, согласимся, что у него есть неловкости и въ смыслѣ просто внѣшняго изложенія; словомъ, признаемъ, что книга его -- далеко не совершенство. Если же принять во вниманіе условія, при которыхъ выпущена въ свѣтъ Русская Исторія А. Трачевскаго,-- отсутствіе въ нашей литературѣ подходящей книги для ознакомленія съ общимъ ходомъ русской исторіи, если, наконецъ, припомнить, что авторъ -- не спеціалистъ по русской исторіи, то невольно признаешь, что при данныхъ подобнаго рода остается лишь быть благодарнымъ автору за то, что онъ могъ дать,-- за то, что онъ рѣзко и настойчиво подчеркнулъ насущную потребность въ учебникѣ осмысленномъ и свѣжемъ, чуждомъ архаическихъ фантазій націонализма и вспышекъ брюзжащей ортодоксальности. "У насъ, справедливо заявляетъ профессоръ Трачевскій,-- замѣчается возрожденіе интереса къ положительному, историческому знанію вообще и къ болѣе осмысленному ознакомленію съ судьбами родной страны въ частности: понятно всеобщее желаніе выйти изъ смуты противорѣчивыхъ воззрѣній, наставшей съ ослабленіемъ такихъ отчетливыхъ направленій, какъ славянофильство и западничество. Въ то же время задачи отечественной исторической науки становятся все шире и сложнѣе, перерастая даже развитіе ея средствъ: въ ней, кажется, нѣтъ ни одного основного вопроса, который былъ бы рѣшенъ окончательно. Это замѣтно даже съ внѣшней, прагматической стороны, которую естественно наиболѣе разрабатывали до сихъ поръ, и настала очередь углубиться въ бытовое развитіе нашего народа, перейти къ соціологическому объясненію нашего прошлаго". Съ указанной точки зрѣнія, авторъ и дѣлаетъ очеркъ русской исторіи "съ ея сумеречныхъ зачатковъ" до эпохи Александра Второго включительно. Изложеніе, доступное для очень неподготовленнаго читателя, сопровождается рядомъ иллюстрацій, количество которыхъ можно было бы и увеличить; за то безъ особеннаго вреда можно было бы сжать изложеніе исторіи допетровской Россіи. Отъ традиціонной рубрикаціи періодовъ русской исторіи авторъ, къ ужасу "словенствующихъ" рецензентовъ, отступилъ очень рѣшительно.-- Намъ остается выразить пожеланіе, чтобы при новомъ изданіи авторъ тщательно пересмотрѣлъ свою книгу, дабы не давать оружія въ руки людей, которымъ до русской исторіи такъ же много дѣла, какъ самому г. Трачевскому до тонкостей въ анализѣ скиѳскихъ одеждъ. А добрый починъ во всякомъ случаѣ нельзя не привѣтствовать, памятуя, что каждая книга есть дѣло рукъ человѣческихъ и что не всякое лыко въ строку, когда для вполнѣ научнаго изученія русской исторіи еще не настало время.