Тренёв Константин Андреевич
Из принципа

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Константин Андреевич Тренев.
Из принципа

   На входной двери в парикмахерской Дыркина изображен процесс стрижки: парикмахер тащит клиента за волосы прочь со стула и замахнулся на него ножницами. Синее лицо клиента с красными пятнами на щеках, с лезущими на лоб глазами, искаженное выражением адских мук, производит потрясающее впечатление. Вся группа сильно напоминает сцену из практики святой инквизиции.
   Но внизу под сценой успокаивающая надпись: "стрижка и бритье".
   В окне цирюльни выставлено двое часов: одни идут и показывают иногда 6, а иногда 7 часов. Другие без внутренностей и из года в год показывают четверть одиннадцатого. Сверху над часами написано: "часовой мастер", а внизу: "пьявки".
   Был канун пасхи, и Дыркин, единственный парикмахер в городе, без отдыха стриг и брил с утра до поздней ночи.
   Правда, против его мастерской помещалась еще одна парикмахерская, но так как мастер ее накануне больших праздников бывал всегда пьян, то фактически на весь город оставался опять-таки один парикмахер.
   Было уже около 11 часов ночи, через час должны были ударить к заутрене, а небритых и нестриженых посетителей было столько, что мастерская Дыркина оказывалась положительно тесной.
   Старик Дыркин сосредоточенно переходил от ножниц к мылу, от мыла к бритве, сдергивал с "оконченного" посетителя покрывало и, таинственно произнеся следующему: "пожалуйте", принимался за то же самое.
   Пот ручьями струился по глубоким морщинам его маленького, похожего на сжатый кулак лба и крупными каплями повисал на седой щетине подбородка. Но Дыркин не обращал на это внимания и священнодействовал.
   Дверь с привешенным к ней через блок полупудовым камнем запела в четыре голоса и впустила нового посетителя, на коротеньких ножках, с черепаховым пенсне на пуговицеобразном носу.
   -- Постричься и побриться,-- произнес он, поправляя белый галстучек.
   Дыркин, не поднимая головы, промычал:
   -- Пожалуйте-с.
   Новый посетитель уселся на стул и, постукивая палочкой, произнес:
   -- Газет не имеется почитать?
   -- Нет, не имеется,-- произнес Дыркин,-- крестный календарь Гатцука, может, пожелаете?
   Молодой человек с презрением отвернулся и стал ждать очереди.
   Его очередь наступила, когда ударили к заутрене и в парикмахерской нестриженых и небритых уже не было.
   Дыркин благочестиво вздохнул, поправил лампадку, и стал брить молодого человека.
   Он сбрил пух с румяных щек посетителя и взялся было за ножницы, чтобы приступить к стрижке.
   -- И усы тоже,-- произнес посетитель.
   -- Сбрить? -- удивленно переспросил Дыркин.
   -- Сбрить.
   Дыркин покрыл мылом чуть сереющую верхнюю губу и, взявши молодого человека двумя пальцами за кончик носа, стал действовать бритвой.
   -- Зачем это вы, извиняйте за беспокойство, усы сбриваете?-- спросил он, когда бритье было окончено и окутанный белой простыней молодой человек стал похож на вылупливающегося из яйца цыпленка.
   -- Действительно что,-- продолжал Дыркин, принимаясь за стрижку,-- в относительности касательно деликатности, оно требуется, ну, а только со стороны...
   -- А что же со стороны?
   -- А, извиняйте, сходство неприличное выходит.
   -- Какое сходство?
   -- Ну, вроде как бы, извиняйте, с обезьяной. То есть это я не с умыслом каким говорю, а так вообще, не желая обидеть.
   -- Я нисколько не обижаюсь,-- произнес молодой человек,-- потому что каждый человек натурально имеет сходство с обезьяной.
   -- Именно что! Уж и морды попадаются...
   -- Потому человек похож на обезьяну, что сам он от обезьяны произошел. Ты знаешь? Ведь все люди от обезьяны произошли.
   -- Потеха!-- усмехнулся Дыркин.
   -- Нет, я не шучу. Я совершенно серьезно: и ты и я -- все от обезьяны.
   -- То есть как же это?
   -- Очень просто. Наука признает, что была сначала клеточка, а из клеточки маленькие животные, а из маленьких животных обезьяна, а из обезьяны человек.
   -- Нет, это вы шутейно или всурьез?
   -- Конечно, серьезно. И ты и я -- все от обезьяны.
   -- Н-ну, не знаю! Может, вы и от обезьяны, а только у меня, слава тебе господи, родители были.
   -- Так и родители ж от обезьяны.
   Дыркин перестал стричь и посмотрел на голову собеседника. Бока ее уже были выстрижены. На макушке же оставался невыстриженный клок бурых волос, производящий впечатление распластавшейся на голове дохлой крысы.
   -- Нет, вы, господин, покорно прошу, родителей моих не касайтесь,-- проговорил Дыркин, снова принимаясь за ножницы,-- потому -- я за упоминание родителей моих могу...
   -- Ты как же можешь против науки идти, ежели Дарвин доказал?
   -- Ну хорошо. Вот вы носитесь с обезьяной. А как же вы, например, в рассуждении Адама и Евы?
   -- Никакого Адама и Евы не было.
   -- Не было?
   -- Не было.
   -- Значит, весь народ через обезьяну?
   -- Через обезьяну.
   -- И православные?
   -- И православные.
   -- То есть ежели бы завтра не такой день, я бы тебе, жулику, показал обезьяну!
   -- Что ж ты, невежа, ругаешься! С тобой образованный человек говорит, а ты споришь. Как ты смеешь!
   Дыркин положил ножницы на стол. У крысы на голове молодого человека он успел обрезать только одну сторону.
   -- Уходи прочь! -- произнес он, трясясь всем телом.
   -- Как это?!
   -- Уходи, говорят тебе, пока цел!
   -- Послушай, как же так это? Ты же не достриг меня!
   -- Не стану я поганить ножницы об такую голову! Уходи!
   Молодой человек побагровел, крыса на его макушке ощетинилась.
   -- Ты должен меня достричь! -- завизжал он, ерзая на стуле.
   -- Я, брат, знаю, что я должен с этакими махометами делать, которые обезьяну да разную там математику проповедуют! Денег я с тебя уж не возьму,-- продолжал он, укладывая свои инструменты,-- пущай мой труд пропадет.
   Молодой человек вскочил на ноги.
   -- Я полицию позову! -- закричал он, хватаясь за шляпу.
   -- Позови, позови! -- ворчал Дыркин.-- Я, брат, знаю, что полиция с такими мазуриками делает!
   -- То есть ты это все за то, что человек от обезьяны?
   -- А ты поговори у меня про обезьяну, поговори!
   -- И буду говорить, потому что наука доказывает, что человек от обезьяны, а ты, невежа, не поним...
   Дыркин схватил его за шиворот, сделал движение коленкой, и не успел посетитель вскрикнуть, как дверь парикмахерской захлопнулась за ним.
   -- Чертов обезьянщик, прости господи! -- проворчал Дыркин, запирая дверь изнутри на крючок.
   Молодой человек поднялся на ноги, пощупал невыстриженное место на голове и стал стучаться в дверь.
   -- Можешь,-- отвечал Дыркин, подметая комнату.
   -- Эй, послушай,-- кричал молодой человек,-- ведь это же черт знает что! Как же я теперь на праздниках буду?
   -- Для обезьянщиков светлого праздника не полагается,-- отвечал Дыркин.
   -- Но ведь у меня визиты, неловко...
   -- Ловок будешь.
   -- Нет, ты скажи, ты серьезно не намерен достричь?.. Серьезно, да? Но, голубчик, я ведь пошутил,-- взмолился он наконец,-- человек из земли сотворен.
   -- Знаем мы вас,-- отвечал ему Дыркин.
   -- Ну, ей-богу,-- из земли!.. Я пошутил.
   -- Врешь, врешь...
   -- Да верно же, голубчик, достриги.
   -- А перекрестись, когда не врешь,-- произнес Дыркин, подходя к двери.
   Молодой человек принялся креститься.
   -- Нет, ты с поклонами, до земли и чтобы на церковь.
   Молодой человек быстро осмотрелся по сторонам и начал бить поклоны.
   Дыркин молча впустил его и молча достриг. Злополучный дарвинист расплатился и направился к выходу.
   -- Так знай же,-- закричал он, останавливаясь на пороге,-- знай, подлец, что человек от обезьяны произошел!
   Дыркин побледнел и бросился за ним, но дарвинист был уже далеко. В темноте слышно было только частое шлепанье ног убегающего.
   
   <1902>

---------------------------------------------------------

   Источник текста: Повести и рассказы / К. Тренев; Сост. и предисл. М. О. Чудаковой. -- Москва: Сов. Россия, 1977. -- 350 с.; 20 см.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru