Тур Евгения
Евгения Тур: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:


  
   ТУР, Евгения, псевдоним, настоящее имя Салиас-де-Турнемир Елизавета Васильевна, урожденная Сухово-Кобылина [12(24).VIII.1815, Москва -- 15(27).III.1892, Варшава] -- прозаик, критик. Сестра драматурга А. В. Сухово-Кобылина и мать исторического романиста Е. А. Салиаса. Родилась в старинной дворянской семье. Отец -- генерал, участник Отечественной войны 1812 г., уездный предводитель дворянства в Подольске. Получила хорошее домашнее образование, среди ее учителей были С. Е. Раич, М. П. Погодин, Н. И. Надеждин. С Надеждиным Т. хотела связать свою жизнь, однако семья резко воспротивилась браку с "поповичем". Разрыв с Надеждиным Т. переживала тяжело, и ее увезли за границу. Впоследствии она вышла замуж за французского гр. А. Салиаса-де-Турнемира. По возвращении на родину Т. живет в Москве. Увлекаясь с юности литературой, она устраивает салон, который в разное время посещают А. И. Тургенев, Н. П. Огарев, Т. Н. Грановский, Н. X. Кетчер, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, А. И. Левитов, В. А. Слепцов, Н, С. Лесков. По свидетельству современников, Лесков воплотил некоторые черты хозяйки салона в образе маркизы де Бараль в романе "Некуда" (Феоктистов Е. М.-- С. 362--367). Замужество Т. оказалось неудачным. Гр. Салиас-де-Турнемир вскоре покидает Россию (из-за банкротства и участия в дуэли), и Т. остается одна с тремя детьми почти без средств к существованию. Тогда и приходит к ней мысль обеспечить семью литературным трудом (ранее она занималась переводами с французского языка).
   Как вспоминает ее сын, "ради заработка явилась в русской литературе Евгения Тур и неустанно затем работала, не выпуская пера в продолжение 43 лет" (Салиас Е. А. -- С. 90).
   Первая повесть Т. "Ошибка" (Современник.-- 1849.-- No 10) получила положительные отзывы литераторов, в т. ч. А. Н. Островского, приветствовавшего рождение "нового самобытного таланта" (Островский А. Н. -- С. 143). Он признал, что "повесть написана живо и чистым русским языком", что "характеры большею частию мастерски нарисованы и верны действительности"; указал и на "единственный недостаток" -- избыточность длинных описаний и рассуждений (Там же).
   Старый сюжет о разрушенной любви юноши из богатого дворянского рода и простой девушки позволил Т., по мнению драматурга, дать глубокий и точный социально-психологический портрет главного героя (Елагин -- прямое порождение своего круга, оттого по-своему несчастный человек, не умеющий любить никого и ничего, кроме себя). Последующие произведения Т. также рисовали хорошо знакомую ей среду; возрастала склонность автора к рассуждениям, подменяющим живые образы. В историю русской литературы повести и романы Т. вошли в значительной мере благодаря критическим статьям о них, принадлежащим крупнейшим писателям и критикам, ставившим на материале ее творчества общие проблемы.
   На роман "Племянница" (1850) отозвались А. А. Григорьев и Тургенев. По Григорьеву, писательница как "мыслящая и живо чувствующая женская натура" сумела ярко и темпераментно дать картину "запутанных в блестящих и холодных рамках большого света человеческих отношений" (Григорьев А. А.-- С. 1.32). Вместе с тем критик отметил неубедительность положительного героя Ильменева -- "ходячей абстракции" и задался вопросом, "способен ли автор подняться до сознания идеалов более широких и живых" (Там же.-- С. 138). С. отдельной, внешне благожелательной, но по сути ироничной рецензией выступил Тургенев. Он определил талант Т. как "лирический, от нее нераздельный, столько же способный передавать малейшие движения души автора, ее собственный жизненный опыт, сколько неспособный создавать самостоятельные характеры и типы" (Тургенев И. С.-- С. 135); кроме того, отметил эстетические просчеты.
   В 1854 г. выходит роман "Три поры жизни", в котором повторяются излюбленные Т. сюжетные интриги, любовные коллизии. При этом усиливается доля назидательности и морализаторства, звучат мотивы необходимости отказа от земного счастья. О романе резко отозвался Н. Г. Чернышевский, увидев в нем "избитость сюжета", "ложную аффектацию", "чрезмерные длинноты" и главное -- "неизмеримую пустоту содержания". Критик пояснил, что "Три поры жизни" привлекли его внимание как произведение, "число которых размножилось в последнее время очень заметно", именно оттого оно должно "подвергнуться рассмотрению" (Чернышевский Н. Г.-- С. 231, 258). Последующие сочинения Т.-- "Старушка" (1856), "На рубеже" (1857) и др.-- успеха практически не имели.
   В нач. 60 гг. в жизни Т. происходят значительные перемены. В студенческих волнениях 1861 г. принял участие ее сын Е. А. Салиас. Сама Т., хотя и придерживалась умеренно-либеральных позиций, не скрывала своего сочувствия молодежи. Глубоко волновал ее "польский вопрос", поскольку в это время она находилась под сильным воздействием идей польского профессора Г. Вызинского, часто бывавшего в ее салоне. За Т. был установлен негласный полицейский надзор. В ноябре 1861 г. она вынуждена была уехать во Францию, где жила в течение десяти лет. Здесь она сближается с представителями польской аристократии, интересуется вопросами религии, главным образом католицизма, что во многом определило эволюцию ее творчества. Она обращается к истории религии и пишет на эти темы многочисленные повести и романы для детей и юношества: "Катакомбы" (1866), "Последние дни Помпеи" (1882), "Священная история Ветхого завета" (1888), "Сергей Бор-Раменский" (1888) и др. Книги эти пользовались огромной популярностью и многократно переиздавались.
   Т. занималась и литературной критикой, сотрудничала в "Отечественных записках", "Русском вестнике" и др. органах. Ей принадлежат статьи о Ж. Санд, Е. Фрей, Тургеневе, Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, в них сказывается характерная для Т. оценка общественных и литературных явлений в духе идей христианского гуманизма. В 1861--1862 гг. Т. издавала газету "Русская речь".
  
   Соч.: Повести и рассказы: В 4 т.-- М., 1859; Семейство Шалонских. Из семейной хроники.-- Пб., 1880; Мученики Колизея.-- Калуга, 1884; Священная история Ветхого завета.-- М., 1888; Сергей Бор-Раменский.-- М., 1888; Княжна Дубровина.-- М., 1898, и др.
   Лит.: Островский А. Н. "Ошибка", повесть г-жи Тур // Полн. собр. соч.-- М., 1952.-- Т. 13; Григорьев А. А. Русская литература в 1851 г. // Полн. собр. соч. и писем.-- Пг., 1918.-- Т. 1; Тургенев И. С. "Племянница". Роман. Сочинение Е. Тур. Чч. I--IV.-- М., 1851 // Собр. соч.-- М., 1956.-- Т. 11; Чернышевский Н. Г. "Три поры жизни". Роман Е. Тур. Чч. I--III.-- М., 1854.-- Об искренности в критике // Полн. собр. соч.-- М., 1949.-- Т. 2; Салиас Е. А. Семь арестов // Исторический вестник.-- 1898.-- No 3; Белецкий А. И. Тургенев и русские писательницы 30--60-х годов // Творческий путь Тургенева. Сб. ст.-- Пг., 1923; Феоктистов Е. М. За кулисами политики и литературы. 1848--1896. Воспоминания.-- Л., 1929.

О. В. Николаева

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru