Памяти Константина Дмитріевича Ушинскаго. Спб., 1896 г. Цѣна 50 коп. Настоящая книга, изданная семьей Ушинскаго, представляетъ изъ себя сборникъ рѣчей и докладовъ, прочитанныхъ на двухъ засѣданіяхъ -- 20 и 22 декабря 1895 года,-- состоявшихся въ С.-Петербургѣ, съ цѣлью чествованія памяти знаменитаго педагога, по случаю исполнившагося (21 декабря) двадцатипятилѣтія со дня его смерти. По желанію издателей, а также и авторовъ статей, помѣщенныхъ въ сборникѣ, вся выручка какъ отъ настоящаго, такъ и послѣдующихъ его изданій будетъ обращена на сельскія библіотеки и читальни. Большой интересъ содержанія книги, дающей въ общемъ обстоятельную и всестороннюю характеристику покойнаго педагога, изящная внѣшность изданія, украшеннаго портретомъ Ушинскаго, снимкомъ съ его намогильнаго памятника и факсимильнымъ письмомъ (въ извлеченіи) къ барону Н. А. Корфу, а также доступность по цѣнѣ, вмѣстѣ съ прекрасною цѣлью изданія,-- все это даетъ основаніе пожелать этой книгѣ широкаго распространенія. Что касается до самыхъ статей, то большинство ихъ принадлежитъ извѣстнымъ педагогамъ и писателямъ. Такъ, общій обзоръ и оцѣнку замѣчательной дѣятельности Ушинскаго находимъ въ статьѣ г. М. Л. Лесковскаго, озаглавленной: Значеніе чествованія К. Д. Ушинскаго, его заслуги и труды. Авторъ ея справедливо думаетъ, что "такое чествованіе обязательно даже не столько ради памяти заслуженныхъ дѣятелей, сколько -- для самого же общества, какъ одно изъ главнѣйшихъ средствъ для воспитанія и его самого, и тѣмъ болѣе подрастающихъ его поколѣній". П. Ф. Каптеревъ въ статьѣ Ушинскій объ общественныхъ и антропологическихъ основахъ воспитанія называетъ покойнаго "духовнымъ вождемъ педагоговъ", который былъ необходимъ потому, что "нужно было связать, объединить педагогическое движеніе, выяснить его отношеніе къ потребностямъ времени, дать ему научное основаніе". Высоко цѣня общественный починъ и самодѣятельность въ дѣлѣ образованія, народную школу "Ушинскій считалъ чисто-семейнымъ дѣломъ самого народа, которое всецѣло должно оставаться въ его рукахъ". Поэтому мысль объ охранѣ въ народѣ и его школѣ религіозныхъ и государственныхъ убѣжденій сверху и какимъ бы то ни было административнымъ путемъ казалась Ушинскому, по меньшей мѣрѣ, странною, несоображенною ни съ характеромъ русскаго народа, ни съ его исторіей. Надеженъ только тотъ охранитель, который имѣетъ собственный интересъ въ охраненіи". Голосъ изъ семьи г-жи Е. Я. Корсаковой свидѣтельствуетъ о томъ, какую великую услугу оказалъ покойный дѣтямъ и родителямъ своими извѣстными руководствами. Особенный интересъ представляютъ затѣмъ статьи извѣстнаго педагога Д. Д. Семенова, работавшаго совмѣстно съ Ушинскимъ въ Смольномъ институтѣ. Въ первой изъ этихъ статей -- Дѣятельность К. Д. Ушинскаго въ Смольномъ институтѣ (По личнымъ воспоминаніямъ автора), находимъ, между прочимъ, очень интересныя свѣдѣнія о происхожденіи нашихъ женскихъ институтовъ. "Первообразомъ для Смольнаго института послужилъ,-- говоритъ Д. Д. Семеновъ,-- женскій французскій институтъ Сенъ-Сиръ. Онъ былъ основанъ въ 1668 году, по внушенію де-Ментенонъ, Людовикомъ XIV, близъ Версаля, для воспитанія дочерей французскаго дворянства, разореннаго безпрерывными войнами. Въ началѣ это заведеніе было чѣмъ-то вродѣ поэтической забавы для короля. Онъ являлся туда среди избранной толпы пышныхъ царедворцевъ, любовался искусствомъ и граціей, съ которыми воспитанницы разыгрывали трагедіи Расина, съ наслажденіемъ прислушивался къ чистымъ звукамъ дѣтской любви, выражавшейся въ пѣніи гимновъ, музыки Люлли, окружалъ воспитанницъ роскошью, приставилъ къ нимъ прислугу въ королевской ливреѣ, далъ заведенію великолѣпный гербъ, усѣянный царственными лиліями, даже велѣлъ выбить въ честь Сенъ-Сира медаль". Разсказавши затѣмъ дальнѣйшую судьбу этого заведенія, г. Семеновъ замѣчаетъ, что "первою начальницей нашего Смольнаго была француженка, Софія де-Лафонъ, которая, по преданію, сама воспитывалась въ Сенъ-Сирѣ и очень естественно старалась дать Смольному направленіе, полученное ею въ Сенъ-Сирѣ". Смольный былъ основанъ при императрицѣ Екатеринѣ II, въ 1764 году. Почтенный авторъ подробно описываетъ то состояніе этого учебнаго заведенія, которое засталъ Ушинскій, явившійся его преобразователемъ на раціональныхъ педагогическихъ основахъ, при сотрудничествѣ такихъ силъ, какъ Д. Д. Семеновъ, баронъ Косинскій, М. И. Семевскій, Я. П. Пугачевскій, В. И. Лядовъ, А. И. Павловскій, О. Ѳ. Миллеръ, В. И. Водовозовъ, проф. Дестунисъ, священникъ-академистъ Головинъ, Л. Н. Модзалевскій, Н. И. Раевскій, Буссе и др. Ушинскій пробылъ въ Смольномъ всего три года, съ 1859 по 1862 г. "Но реформа его не умерла,-- говоритъ авторъ цитируемой статьи,-- Она продолжалась и продолжается до сихъ поръ въ духѣ идей К. Д. Ушинскаго во всѣхъ институтахъ имперіи. Благодаря именно этому, институтка не является уже какимъ-то анахронизмомъ на общемъ фонѣ современнаго русскаго общества". Во второй статьѣ: Педагогическія идеи К. Д. Ушинскаго тотъ же авторъ дѣлаетъ оцѣнку сочиненій и педагогическихъ идей покойнаго борца за женское образованіе и въ особомъ приложеніи даетъ полный текстъ Программы педагогики для спеціальныхъ классовъ женскихъ учебныхъ заведеній, составленной К. Д. Ушинскимъ. Л. Н. Модзалевскій, другой сотрудникъ покойнаго по Смольному, даетъ статью О народности въ воспитаніи по Ушинскому; Ю. Ю. Цвѣтковскій останавливается на мысляхъ Ушинскаго о воспитательно-образовательномъ значеніи родной природы и родного слова, а В. Я. Аврамовъ -- на значеніи его для народныхъ учителей и школъ. Рядъ статей заканчиваетъ Я. Г. Гуревичъ характеристикой Ушинскаго какъ редактора журнала Мин. Народнаго Просвѣщенія. Уже изъ приведеннаго нами перечня статей видно богатство содержанія отмѣченнаго нами изданія, заслуживающаго полнаго вниманія образованныхъ читателей.