Вагнер Николай Петрович
Вагнер Н. П.

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья из Литературной энциклопедии (1929 г.)


 []
   Источник: Л. Ч. Вагнер Н. П. // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 68--69.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le2/le2-0682.htm.
  
   ВАГНЕР Н. П. [1829--1907] -- беллетрист и зоолог. Автор романа "Темный путь". Известен гл. обр. как писатель для детей. В 1872 вышли его популярные "Сказки Кота-мурлыки", к-рые потом неоднократно переиздавались. В книгу вошло двадцать пять сказок, из которых "Телепень", "Любовь великая", "Царевна Мелина" и др. выходили отдельными изданиями вплоть до революции. Последнее издание Гиза вышло в 1923 под редакцией Тумской. Характерными особенностями сказок В. являются своеобразный мистицизм ("Мила и Нолли", "Макс и Волчок", "Песенка земли"), символизм и аллегория ("Курилка", "Царевна Мелина" или "Чудный мальчик"), сочетающиеся часто с суровым реализмом ("Без света", "Телепень"). Основная тема их -- неизбежность горя, страдания и неустройства человеческого общества. Выходом из непрекращающейся борьбы добра со злом для автора является мистицизм и расплывчатая вера в лучшее будущее. Так Макс, умирая, говорит Волчку: "Верь, что когда-нибудь всем будет лучше жить; верь и борись во имя этой веры" ("Макс и Волчок"). Но этот призыв к борьбе звучит неубедительно, т. к. он основан на идее личного самоусовершенствования и самопожертвования. Иногда же автор находит выход и примирение по ту сторону жизни ("Пимперле"). Сказки проникнуты любовью к страдающему и униженному человеку. Вагнер беспощадно высмеивает ханжество и фарисейство бар, занимающихся филантропией. Сказки В. вызвали в свое время горячую полемику в педагогической среде; часть педагогов считала их далекими и чуждыми для детей, слишком психологичными. У массового юного читателя сказки не встречали большого сочувствия, но на отдельных детей, особенно в восьмидесятых и девяностых годах, производили иногда исключительное впечатление.
  

Библиография:

  

I.

   Собр. соч., 7 тт., СПБ., 1890--1904;
   Сказки Кота-мурлыки, СПБ., 1881;
   Телепень, Рождественский рассказ, М., 1886;
   Сказка о царевиче Гайдаре, М., 1896;
   Царевна Мелина, М., 1905;
   Без света, Новый год, СПБ., 1906;
   Любовь великая, Счастье, СПБ., 1906;
   Сказки Кота-мурлыки с рис. Микешина, Клодта, Якобия, Васнецова В., Зичи, Шишкина и Куинджи, СПБ., 1910;
   Сказки Кота-мурлыки, М., 1923.
  

II.

   Федоров-Давыдов А., Кто за детей, М., 1906;
   Елачич Е., Сборник статей по вопросам детского чтения, Ст. "Сказки Кота-мурлыки как материал для детского чтения", СПБ., 1914.
   Отзывы об отдельных книгах: Журн. "Педагогический листок", кв. 2, 1872;
   Журн. "Женское образование", Ст. "Сказки как материал для детского чтения", N 6--7, 1885;
   Журн. "Воспитание и обучение", кн. 11, 1896;
   Что читать детям, СПБ., 1898.
  

Л. Ч.

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru