Вахтеров Василий Порфирьевич
В. П. Вахтеров. 1) Всеобщее начальное обучение (реферат, читанный в Московском комитете грамотности). 2) Книжные склады в провинции. Москва. 1894 г
В. П. Вахтеровъ. 1) Всеобщее начальное обученіе (рефератъ, читанный въ Московскомъ комитетѣ грамотности). 2) Книжные склады въ провинціи. Москва. 1894 г.
Авторъ -- видный дѣятель по народному образованію -- въ своемъ рефератѣ проводить мысль, что всеобщее начальное обученіе не только необходимо, но и вполнѣ осуществимо въ Россіи. Г. Вахтеровъ даетъ весьма интересныя историческія справки о положеніи этого вопроса въ различные періоды русской жизни. Еще Петръ Великій мечталъ достигнуть всеобщей грамотности, его указы 1716 и 1719 годовъ обязывали людей всѣхъ званій, кромѣ дворянъ, посѣщать такъ-называемыя "цифирныя школы", дворяне должны были посѣщать другія учебныя заведенія. "Но это распоряженіе,-- говоритъ авторъ,-- не привилось къ жизни по двумъ причинамъ: во-первыхъ, оно не соотвѣтствовало взглядамъ населенія на обученіе; во-вторыхъ, количество открытыхъ цифирныхъ школъ далеко не. соотвѣтствовало ни пространству, ни числу жителей".
Не мудрено, конечно, что правительство уступало, и дѣтямъ "посадскихъ людей" была предоставлена свобода учиться или не учиться, чѣмъ они и воспользовались вполнѣ: "въ 1744 году во всѣхъ цифирныхъ школахъ не осталось ни одного ученика изъ дѣтей посадскихъ".
Реформа 19 февраля 1861 года снова выдвигаетъ вопросъ о всеобщемъ обученіи. Къ 1864 г. въ Россіи числилось 30.000 начальныхъ училишъ и "большая часть этихъ училищъ, по словамъ автора, была вызвана къ жизни освободительнымъ движеніемъ 1861 года". Но появился законъ 14 іюня 1864 г., который отринулъ всякую, какъ личную, такъ и общинную обязательность обученія, -- и различныя вѣдомства, содержавшія прежде свои школы, стали закрывать ихъ, такъ что къ 1872 году школъ осталось въ Россіи всего 17.064, не смотря на все увеличивающійся притокъ учащихся и на энергичную дѣятельность земства, открывавшаго все новыя и новыя школы. Затѣмъ идетъ постепенное увеличеніе числа школъ: въ 1874 г. ихъ 19.174, въ 1880 г.-- 20.488 и въ 1885 г.-- 27.989. Въ 1876 и 1884 гг. снова возбуждается вопросъ о всеобщемъ обученіи, но также безплодно, такъ какъ вычисленія показали правительству, что для проведенія этой мѣры необходимы сотни милліоновъ; послѣдній такой разсчетъ сдѣланъ г. Страннолюбскимъ, который вычислилъ, что для Россіи нужно 250 тысячъ школъ и 125 милліоновъ рублей ежегоднаго расхода. Г. Вахтеровъ утверждаетъ, что въ основѣ всѣхъ этихъ вычисленій лежитъ громадная основная ошибка: они принимаютъ срокъ обученія въ низшихъ школахъ въ 7 лѣтъ, между тѣмъ, какъ нужно брать три года. Самъ авторъ дѣлаетъ свой разсчетъ на основаніи слѣдующихъ соображеній: законъ объ обязательности обученія мальчиковъ не встрѣтитъ въ настоящее время никакого противодѣйствія, относительно же всеобщаго обученія дѣвочекъ можно ручаться за это только въ городскомъ населеніи, въ селахъ же до сихъ поръ дѣвочекъ учится въ 3 1/2 раза меньше, чѣмъ мальчиковъ,--поэтому, г. Вахтеровъ говоритъ только объ обязательномъ повсемѣстномъ обученіи въ Европейской Россіи всѣхъ мальчиковъ школьнаго возраста, живущихъ и въ городахъ, и въ уѣздахъ, и всѣхъ дѣвочекъ, живущихъ въ городахъ, дѣвочки же сельскихъ жителей приняты въ разсчетъ только тѣ, которыя добровольно поступятъ въ школу. На основаніи различныхъ данныхъ авторъ выводить, что для обученія всѣхъ ихъ нужно устроить 25 тысячъ новыхъ школъ въ селахъ и 6 тысячъ въ городахъ и затратить на это 11 милліоновъ; эта сумма составляетъ менѣе 1% нашихъ расходовъ -- государственныхъ, земскихъ, городскихъ и мірскихъ. Городскія школы г. Вахтеровъ считаетъ справедливымъ отнести на обязанность городовъ, такъ какъ они тратятъ теперь на школы всего 7,7% своего бюджета, тогда какъ земство -- 16,6%. 8.400.000 рублей, нужные для новыхъ сельскихъ школъ, могли бы быть получены при новомъ расходѣ: 1) земскихъ суммъ менѣе 5 коп. на 1 жителя 34 земскихъ губерній, 2) мірскихъ -- менѣе 3 коп. на 1 десятину мірской земли и 3) казны -- менѣе 1 1/3 на 1 человѣка въ годъ.
Если тотъ же разсчетъ примѣнить къ Сибири и къ нашимъ среднеазіатскимъ владѣніямъ, то къ существующимъ тамъ 2 1/2 тысячамъ школъ нужно прибавить еще 4 1/2 тысячи новыхъ.
Мы не станемъ вдаваться въ разборъ вычисленій г. Вахтерова -- пусть его разсчетъ слишкомъ оптимистическій, пусть расходы будутъ вдвое, втрое больше, Россія все же должна ихъ сдѣлать -- этого требуетъ не только справедливость, не только національная честь, въ высшемъ смыслѣ этого слова {По даннымъ, приводимымъ г. Вахтеровымъ, въ Японіи болѣе 7% учащихся, въ Россіи 2,39%.}, къ этому побуждаетъ насъ именно то, что на первый взглядъ препятствуетъ введенію всеобщаго обученія,-- наша бѣдность, экономическая необезпеченность нашего крестьянства: чтобы бороться съ неурожаями и съ кулаками, чтобы удобрять поля, вводить интензивную культуру, упорядочить переселенія -- нужны школы, школы и школы, конечно, не однѣ только школы, но прежде всего школы.
Но грамотности одной мало и "характеристической чертой въ народно-просвѣтительной дѣятельности настоящаго времени,-- говоритъ г. Вахтеровъ во второй своей брошюрѣ {"Книжные склады въ провинціи".},-- служатъ заботы о распространеніи хорошихъ книгъ въ народѣ". Авторъ останавливается на дѣятельности книжныхъ складовъ въ провинціи и свѣдѣнія, приводимыя имъ, поразительны для нашей, въ общемъ вялой, общественной иниціативы. Тверской и харьковскій склады, начавъ торговлю съ небольшихъ суммъ, отпускаютъ теперь книгъ каждый на 20.000 руб., а нижегородскій складъ уже приступилъ къ организаціи филіальныхъ отдѣленій своего склада при сельскихъ училищахъ губерніи и въ 1889 г. такихъ отдѣленій было 53, въ 1890 г.-- 72, въ 1891 г.-- 84 и въ 1894 г.-- 2011
Все это говорить не только о быстромъ усиленіи въ народѣ потребности чтенія, но также и о ростѣ нашей общественной работы, если, къ сожалѣнію, не въ глубь, то, по крайней мѣрѣ, въ ширь.