Внѣшкольное образованіе народа. В. П. Вахтерова. Изданіе т-ва И. Д. Сытина. Москва, 1893 г. Цѣна 1 р. Въ книгѣ собраны статьи автора, печатавшіяся ранѣе въ журналахъ и сборникахъ. Статьи эти въ настоящемъ изданіи являются значительно переработанными и дополненными. Книга содержитъ массу руководящихъ указаній къ наиболѣе практичной и цѣлесообразной постановкѣ во всѣхъ его видахъ дѣла внѣшкольнаго образованія народа, причемъ громадной важности этого вопроса дано самое широкое и всестороннее освѣщеніе. В. И. Вахтеровъ положилъ въ основу всѣхъ работъ, заключающихся въ книгѣ, тѣ опросы и изслѣдованія, которые были произведены въ свое время соотвѣтствующими коммиссіями бывшаго комитета грамотности. Но, не ограничиваясь богатыми и цѣнными матеріалами упомянутыхъ коммиссій, онъ съ замѣчательнымъ трудолюбіемъ и вниманіемъ присоединяетъ къ нимъ, кромѣ наблюденій изъ собственной практики, всевозможные факты и цифры, заимствованные также изъ земскихъ сборниковъ, отчетовъ и докладовъ по народному образованію, не забывая и частныя работы по тому же вопросу, гдѣ-либо напечатанныя, а также и данныя, рисующія положеніе дѣла въ иностранныхъ государствахъ. Сквозящая на каждомъ шагу искренняя и горячая убѣжденность автора, а также и нерѣдкія отступленія его въ область теоретическаго освѣщенія вопроса, въ значительной мѣрѣ облегчаютъ чтеніе этихъ строго-дѣловыхъ статей, могущихъ принести огромную практическую пользу всѣмъ лицамъ, работающимъ надъ организаціей сельскихъ библіотекъ, книжныхъ складовъ, воскресныхъ чтеній и повторительныхъ классовъ, или только приступающихъ къ организаціи этихъ учрежденій. Въ статьяхъ книги эти лица не только найдутъ подробно мотивированные и компетентные совѣты, какъ слѣдуетъ и какъ не слѣдуетъ вести дѣло, но и тѣ перспективы его дальнѣйшаго развитія, которыя логически, такъ сказать, вытекаютъ изъ самой практики упомянутыхъ учрежденій и ждутъ только добраго желанія и иниціативы дѣятелей на почвѣ народнаго образованія. Какъ на лучшій образецъ работъ автора, укажемъ на статью Воскресныя школы и повторительные классы, занимающую больше половины всей книги (226 страницъ изъ 372) и написанную съ особымъ одушевленіемъ и обстоятельностью. Здѣсь мы находимъ прекрасный историческій очеркъ русскихъ воскресныхъ школъ, возникшихъ на Руси 14 октября 1858 г. (когда была открыта Н. И. Пироговымъ въ Кіевѣ первая воскресная школа), и относящагося къ нимъ законодательства, создавшаго постепенно нѣсколько "типовъ" подобныхъ школъ; далѣе идетъ характеристика выдающихся учредителей и дѣятелей на этой почвѣ. Установивши затѣмъ главный отличительный признакъ воскресной школы за границей и у насъ (контингентъ учащихся -- люди занятые трудомъ, поэтому это -- школа для рабочихъ въ обширномъ смыслѣ слова), авторъ касается положенія этого дѣла въ Шотландіи, гдѣ оно получило широкое развитіе, благодаря энергіи наборщика Ранке, и въ Англіи, гдѣ сапожникъ Поундсонъ впервые учредилъ школы для "оборвышей" (нищихъ), въ Даніи, Финляндіи, Норвегіи и Соединенныхъ Штатахъ и т. д. Эта экскурсія приводитъ автора къ заключенію, что "если принять въ разсчетъ только количество воскресныхъ школъ, существующихъ въ разныхъ странахъ, безъ всякаго отношенія къ ихъ качеству, то намъ, при нашемъ стомилліонномъ населеніи, чтобы не отставать отъ Даніи, надо имѣть 16 тысячъ воскресныхъ школъ, чтобы не отставать отъ Норвегіи и Швеціи -- 90 тысячъ, а чтобы сравняться съ Финляндіей -- 200 тысячъ воскресныхъ и вечернихъ школъ. Мы же имѣемъ ихъ въ настоящее время никакъ не болѣе 1% тыс., считая здѣсь и вечернія, и воскресныя, и сельскія, и городскія" (190 стр.). Но на Западѣ вѣнцомъ вечерне-воскресной школы являются университетскіе курсы, крестьянскіе и народные университеты. "Происходитъ или, вѣрнѣе сказать, начинается,-- говоритъ авторъ,-- міровой процессъ, о которомъ едва ли мечтали наши предки"; "такъ какъ занятые добываніемъ куска насущнаго хлѣба не могутъ прійти въ университетъ, то люди науки сами идутъ къ ищущимъ знанія". Обрисовавъ затѣмъ сущность этого движенія, уважаемый педагогъ говоритъ: "По этому поводу рисуется въ моемъ воображеніи такая картина. Пройдетъ пять-десять лѣтъ. Въ Россіи станетъ совершившимся фактомъ всеобщее обученіе. Библіотеки будутъ учреждены всюду. Но между начальною школой и высшими источниками знаній останется пространство, которое надо наполнить. Эту работу мы не задумываясь поручили бы нынѣшнимъ руководителямъ воскресныхъ школъ. Пусть они руководятъ чтеніемъ вчерашнихъ школьниковъ до тѣхъ поръ, пока эти послѣдніе не будутъ въ силахъ сами пріобщить себя къ источникамъ высшаго знанія. Воскресная школа тогда возьметъ на себя роль свободной средней школы, а гдѣ условія благопріятствуютъ, гдѣ есть подготовленные учителя и высокія требованія читателей, то и university extension". "Но что мѣшаетъ,-- говорится далѣе въ статьѣ,-- учителямъ воскресныхъ школъ не ограничивать свои сношенія только учащимися, почему не распространить ихъ и вообще на читателей и посѣтителей библіотекъ въ городѣ, въ волости, въ уѣздѣ? Почему нельзя примкнуть къ нимъ и всѣмъ другимъ интеллигентнымъ людямъ, желающимъ послужить образованію народа? Почему въ каждомъ городѣ, гдѣ есть какое-нибудь общество грамотности, общество трезвости, комитетъ народныхъ чтеній или просто общественная библіотека, не образовали при этихъ учрежденіяхъ маленькой коммиссіи домашняго чтенія? Почему лицамъ, входящимъ въ составъ такой коммиссіи, не взять на, себя составленія программы чтенія для лицъ, прошедшихъ курсъ начальной школы, но еще не достигшихъ умственной зрѣлости, а тамъ, гдѣ возможно, и для этихъ послѣднихъ, почему не высылать имъ книгъ, не отвѣчать на ихъ запросы, не давать имъ темъ для письменныхъ и иныхъ работъ, не просматривать этихъ работъ и не дѣлать имъ критической оцѣнки? Чѣмъ это не университетъ, если программы чтенія будутъ носить университетскій характеръ, и чѣмъ это не средняя школа, если по составу читателей придется понизить уровень чтеній до пониманія гимназиста средней руки?" Полагая, что мы достаточно познакомили читателя съ превосходною перспективной мыслью автора, воздерживаемся отъ продолженія цитаты и отсылаемъ интересующихся болѣе подробною разработкой ея на страницу 197-ю и слѣдующія книги. Переходя отъ роскошной постановки дѣла вечерне-воскресныхъ школъ за границей къ русской скромной дѣйствительности, авторъ тщательно анализируетъ затѣмъ ту "свѣтлую струю", которую уже успѣла внести наша воскресная школа въ дѣло просвѣщенія народа, причемъ оказывается, что популярность ея настолько велика, что приходится ежегодно отказывать весьма многимъ въ пріемѣ за недостаткомъ помѣщенія и число такихъ отказовъ почти равняется числу принимаемыхъ въ школу учащихся. Учащіеся же въ такихъ школахъ, по словамъ одного учителя, "брали съ собою въ поле книги и тамъ же производили уроки письма, причемъ письменными принадлежностями служили "встыкъ" (палка для очистки плуга отъ налипшей земли) и мать сыра-земля, о чемъ свидѣтельствовали исписанныя дороги съ тщательно разглаженною пылью". Отношеніе населенія къ школамъ, способы ихъ организаціи, стоимость ея, вознагражденіе учителей, время преподаванія, характеръ пріемовъ преподаванія, "независящія обстоятельства", программа школы, законоположенія, участіе земскихъ агрономовъ, врачей и фельдшерицъ въ преподаваніи, типы школъ, подробное изслѣдованіе предметовъ ученія и т. д.-- все это служитъ дальнѣйшимъ содержаніемъ статьи и разсмотрѣно со свойственной этому автору добросовѣстностью и знаніемъ дѣла. Къ концу книги приложены, кромѣ того, особыя "разъясненія" о порядкѣ открытія воскресныхъ школъ и положенія о преподавательскомъ персоналѣ, а также и форма прошенія на открытіе книжной лавки, магазина, библіотеки и проч. "Если настоящая работа хотя до нѣкоторой степени освѣтитъ только первые шаги того пути, на который должна вступить деревенская воскресная школа, то мы будемъ считать себя счастливыми", скромно замѣчаетъ г. Вахтеровъ въ заключительной части статьи. Уже изъ всего сказаннаго выше видно, что сомнѣваться въ этомъ нѣтъ никакого основанія.