I. Каждый из нас, чтобы внести в общество свою долю труда, должен обладать профессиональной подготовкой, но в то же время мы и люди и граждане и поэтому наряду с профессиональным образованием, получаемым в технической и профессиональной школе, должны получать общее образование в общеобразовательной школе.
II. Бюрократия запрещала принимать в гимназии "кухаркина сына". Мы не должны стремиться к тому, чтобы все дети без исключения и без различия состояния, веры, национальности и пола прошли равную для всех общеобразовательную школу до самых высших ее ступеней. Если при современном и всеразвивающемся состоянии техники, юриспруденции, медицины и пр. мы не можем мечтать сделать для всех одинаковым профессиональное образование, зато вполне мыслим и крайне желателен такой порядок, когда через общеобразовательную школу на всех ее ступенях будут проходить все без исключения нормальные дети. И это будет возможно, когда рациональная педагогика получит все свои права в школьном деле, когда будет обращено должное внимание на новые методы преподавания, когда из школы будет выброшен весь старый хлам, которым она завалена из корыстных побуждений правящих классов, когда в нее будут введены одни существенные общечеловеческие элементы знания, для всех равно необходимые, когда будут подготовлены кадры соответствующих учителей. Правда, это задача будущего, и на первых порах, в переходное время, придется ограничиться сравнительно меньшими требованиями, придется допустить, что многие дети по экономическим и другим обстоятельствам не в состоянии будут пройти всех ступеней общеобразовательной школы, а остановятся на второй или даже на первой с тем, чтобы перейти в какую-нибудь профессиональную школу и вообще к профессиональной подготовке. Но и в ближайшем будущем общеобразовательная школа всех ступеней должна быть общедоступной и бесплатной, а обучение на первых ее ступенях и всеобщим.
III. Общеобразовательная школа делится на три ступени: 4 года -- в первой, заменяющей прежнюю начальную школу, 4 года -- во второй, заменяющей прежние четырехклассные прогимназии, городские классные училища 1772 г. и уездные 1828 г., и, наконец, 3 года -- в третьей ступени, заменяющей старшие классы гимназии.
IV. Между всеми ступенями обучения должна быть органическая связь, выражающаяся в беспрепятственном переходе из школы низшего типа в школу следующей, высшей ступени.
V. Должна существовать еще связь между общеобразовательными и профессиональными школами, выражающаяся для данного момента в том, чтобы ученики начальной школы могли беспрепятственно поступать в низшие профессиональные школы, из школы второй ступени -- в средние профессиональные школы и из школы третьей ступени -- в высшие профессиональные и специальные учебные заведения. Но казалось бы справедливым установить еще связь между профессиональными школами в таком виде, чтобы ученики низшей профессиональной школы могли поступать в соответствующую среднюю, а из средней -- в высшую школу того же типа.
VI. Желательно совместное обучение детей обоего пола на всех ступенях общеобразовательной школы.
VII. Образование должно быть светским; оно должно быть основано на началах свободы совести и веротерпимости и не должно стоять в зависимости от духовенства той или другой церкви.
VIII. По педагогическим соображениям и в соответствии с современными общественно-политическими идеалами все преподавание в школе должно вестись на родном языке для каждой национальности, что не исключает и преподавания русского языка как средства для взаимного общения между разноязычными племенами, населяющими страну.
IX. Старая школа руководилась министерскими инструкциями, преследующими полицейские цели; новая школа должна руководиться требованиями рациональной педагогики и современными демократическими общественными идеалами. Министерство народного просвещения посредством экзаменов и программ заставляло старую школу из всех способностей упражнять по преимуществу словесную память, игнорировать методы, возбуждающие самодеятельность и творческие силы учащихся, и широко практиковать схоластические приемы обучения. Новая школа должна обеспечить широкое применение так называемого эвристического метода преподавания, когда учащийся становится в положение исследователя и изобретателя, когда учитель дает ему только задачи и материалы, а все наблюдения, опыты и выводы из данных материалов делает сам ученик.
X. Старая школа, занятая преимущественно натаскиванием к экзаменам, где требовались почти исключительно словесные ответы, не имела времени пользоваться в достаточной мере наглядностью. Новая школа должна будет пользоваться этим средством на всех ступенях, и особенно на первой ступени -- в начальной школе.
XI. Полицейский строй стремился к тому, чтобы старая школа в своих воззрениях сообразовалась не с природой и интересами учащихся, а с своекорыстными стремлениями правящих классов; новая школа должна поставить во главу угла природу детей, психические свойства их возраста и должна воспитывать детей для них самих и для народа. Она должна дать возможный простор индивидуальным склонностям детей. В этих видах она должна будет предоставлять учащимся известный простор и свободу в выборе самостоятельных работ, в чтении книг и допускать переводы способных учеников в высший класс и в середине учебного года как по всем предметам, так и по отдельным предметам преподавания, причем ученики самостоятельно или при помощи учителя могут догнать опередивших их товарищей. Придется индивидуализировать и меры воспитательного характера сообразно с особенностями детей. Когда возможно, то в многолюдных школах следовало бы выделять отстающих детей в особое отделение, поручая его наиболее опытному учителю.
В многокомплектных школах желательно дробление годичного курса на 2 или более семестра с переводами всех успевающих учеников по окончании каждого семестра в соответствующее отделение. При обучении ручному труду и элементам искусства (рисованию, лепке, пению) желательно групповое обучение, когда класс делится на несколько групп и каждый учащийся переводится в следующую группу в зависимости от успехов в любое время учебного года.
XII. Старый строй в своих корыстных видах фальсифицировал науку. Новая школа должна сообщать учащимся лишь то, что признается современной наукой.
XIII. Старой школе была навязана свыше цель поддерживать в умах народа те предрассудки, на которых зиждился старый порядок; новая школа должна ставить своей целью только благо ученика, развитие его духовных сил, любознательности и стремления к самообразованию, его самодеятельности и общественных чувств.
XIV. Старый порядок, покоившийся на суеверии народных масс, принуждал школу охранять эти заблуждения и воспрещал, например, всякие попытки ввести в школу элементы современного естествознания и обществоведения. Если же он и допускал в школах преподавание естествоведения, то строжайше преследовал самые намеки на те принципы, на которых зиждется современная наука о природе. Новая школа должна будет отвести широкое место наиболее доступным и особенно ценным в смысле развития элементам естествоведения. Причем элементы естествоведения, доступные наблюдению и опыту и передаваемые путем наглядного обучения и существенно важные для развития и в смысле подготовки к дальнейшему самообразованию, могут быть введены в школу, начиная с первой ступени, с начальной школы.
Преподавание элементов из естествоведения кроме необходимых сведений ставит своей задачей приучить учащихся к наблюдениям, опытам и рассуждению, возбудить в них интерес к этой области знаний. Опыт показывает, что интерес детей к этой отрасли знаний значительно увеличивается, когда тот или другой факт связывается с любопытной биографией ученого, впервые открывшего изучаемое явление.
XV. Одной из важнейших целей сообщения географических и исторических сведений является развитие любви к чтению географических и исторических книг и к соответствующим наблюдениям в природе и жизни, окружающей ученика. При этом из истории сообщается лишь то, на чем нет следов той фальсификации, какой этот предмет чуть ли не более всех других подвергался в старой школе в интересах правящих классов.
Из истории большую ценность имеют сведения, какие легко и наглядно можно передавать детям при помощи картин, моделей о доисторическом человеке, об его орудиях, его жилище, одежде, пище, занятиях, образе жизни, сопоставляя все это с современным положением человека: ничто не дает детям такого понятия о прогрессе, о том, что мир теперь не таков, каким он был прежде и каким он станет в будущем. Та же самая идея может быть наглядно представлена детям посредством изучения в родной местности размывов, окаменелостей, ледниковых отложений и других доступных пониманию фактов о влиянии природы на человека, на его знания, трудоспособность, выносливость, образ жизни, на его питание, одежду, жилище, на его богатство и на его характер. Быть может, еще более ценны факты, свидетельствующие о всевозрастающей власти человека над природой.
XVI. Важное значение придаем мы в школе преподаванию элементов обществоведения, которые как требующие привычки к отвлеченному мышлению должны быть отнесены ко второй ступени; но и в начальной школе могут и должны быть сообщены сведения из этой области, доступные для данного возраста: рассказы из географии и истории, иллюстрируемые картинами, рисунками; чтение в классе и дома путешествий, былин, народных песен, стихотворений и беллетристических стихотворений. Но и практически проведение в сознание детей элементов общественности может быть осуществляемо путем организации игр, товарищеских кружков, обществ покровительства животным, древонасаждения, товарищеских судов, привлечения учащихся к ведению библиотек и т. п.
XVII. Старая школа, подавленная учебной администрацией, не имела возможности заботиться о том, чтобы связывать логическими, соответствующими природе и жизни связями отдельные предметы преподавания; новая школа должна будет поставить это требование на главное место, потому что умственное развитие сводится не столько к количеству знаний, сколько в доброкачественности связей между ними. В этих видах статьи для объяснительного чтения должны быть сгруппированы и связаны между собой определенной идеей: например, в течение определенного времени читают статьи литературного характера о жизни в школе, затем статьи, посвященные человеческому труду, затем о жизни общества и далее о жизни в семье и т. д.
Эти связи должны быть по возможности установлены и между всеми школьными занятиями. И в этих видах можно было бы в течение определенного времени классные занятия связывать с определенным центром, чего требует и гигиена умственного труда. Так, на первоначальных уроках в течение нескольких недель таким центром будет обучение грамоте. Весною и осенью таким центром могли бы быть сведения из физиологии растений, биологии, геологии. Предметы обучения также следовало бы связывать друг с другом. Так, географические сведения, с одной стороны, могли бы быть связаны с тем, что дети знают из физики, химии, природоведения, а с другой -- с историей, а то и другое -- с природой, памятниками и жизнью в родной местности. Но нужен еще общий центр, с которым должны быть связаны все предметы преподавания, и таким центром должен быть человек. И притом не только в глазах учителя, но и в глазах детей. Так, в литературных произведениях изображаются отношения человека к школе, к просвещению, к семье, к обществу; исторические рассказы изображают жизнь человека в прошлом, география и природоведение -- обстановку, в которой живет человек, влияние ее на человека и, обратно -- власть самого человека над природой.
XVIII. Каждая школа должна быть снабжена приборами, картинами и учебными пособиями, необходимыми для изучения входящих в курс школы элементов из физики, химии, физиологии растений и человека, биологии, геологии, географии и истории.
XIX. Начальная школа должна довести детей, оканчивающих школу до чтения беглого, сознательного и до известной степени выразительного. Ученики должны получить привычку и любовь к чтению книг, для чего ггри каждой школе должна быть устроена библиотека для бесплатного пользования книгами, доступными по изложению и ценными по своему содержанию.
XX. Изучение грамматики на этой стадии признается излишним. Те немногие правила правописания, какие необходимо усвоить детям, передаются без грамматики {Ввиду экономии времени и сил на изучение орфографии Лига образования должна поддержать движение в пользу упрощения русского правописания.}.
XXI. Славянский язык исключается из программы начальной школы. Такие сокращения ныне действующей программы дадут возможность более продуктивно использовать остающееся время в интересах общего развития учеников.
XXII. Ученики, окончившие курс начальной школы, должны уметь рассказать своими словами устно и письменно виденное, слышанное или прочитанное, не представляющее каких-либо затруднений для понимания и передачи.
XXIII. По арифметике учащиеся в начальной школе должны усвоить четыре действия с целыми числами, иметь понятия об общеупотребительных дробях, о метрической системе, измерении площадей и объемов в применении к обыденной жизни и к тем элементам физики, химии, естествоведения и географии, какие входят в курс начальной школы. Из ныне принятых программ должны быть исключены все определения правил, задачи сложные или с неестественными условиями или требующие особенной изобретательности для данного возраста.
XXIV. Признавая бесспорное значение введения в начальную школу элементарных искусств: рисования, лепки, пения, а также ручного труда, в настоящее время, при недостаточном числе учащих, подготовленных к преподаванию этих предметов, нельзя настаивать, чтобы введение этих предметов в курс начальной школы стало всеобщим.
XXV. Полицейский порядок требовал, чтобы школа готовила исполнительных чиновников и послушных обывателей и в полном соответствии со своими целями действовала на детей посредством наград, наказаний, баллов и экзаменов; новая школа должна готовить свободных граждан и, руководствуясь требованием рациональной педагогики, должна упразднить все переходные и выпускные экзамены, все баллы, награды и наказания, а должна воспитывать учащихся путем нравственного внушения, примером учителей, пользующихся доверием и любовью детей, возбуждением любознательности и стремления к самообразованию. При этом особое внимание должно быть обращено на развитие чувства собственного достоинства, атрофируемого в старой школе, и на пробуждение общественных инстинктов.
Комментарии
Впервые опубликовано в журнале "Народный учитель" (1906. No 13. С. 3--6). Печатается по данной публикации.
Статья "Новая школа" была включена автором в коллективную "Записку об организации начальной школы на новых началах, соответствующих новому, демократическому строю" (М., 1906), изданную Московской Лигой образования.
В статье выражены взгляды В. П. Вахтерова на цели, задачи, способы организации начальной школы, содержание образования, методы обучения и воспитания в школе, руководимой принципами "рациональной" педагогики.
1 Имеется в виду циркуляр министра народного просвещения И. Д. Делянова от 18 июня 1887 г., направленный на резкое сокращение в средних учебных заведениях учащихся -- выходцев из "низших" слоев населения.