-- псевдоним талантливого драматурга Сергея Александровича Алексеева. Род. в 1869 г. (?) в московской купеческой семье. Обратил на себя всеобщее внимание в 1901 г. пьесой "Дети Ванюшина". Из позднейших пьес пользуются известностью "Богатый человек" и "Авдотьина жизнь" (напеч. в IV сборнике "Знания", 1905). Первый том "Пьес" Н. издан "Знанием" в 1904 г. Н. -- почти исключительно бытописатель купеческой жизни. Он изображает ее прежде всего в тех остатках и пережитках "темного царства", которые заметно исчезают, но не исчезли еще окончательно. Сюда относится весь антураж "Детей Ванюшина" и в значительной мере "Авдотьиной жизни". Затем автор распознает старые черты и в новейшем Кит Китыче -- "культурном дикаре" Купоросове ("Богатый человек"). Он умеет подняться над простым изображением быта, который у него является только фоном для разрешения более общих проблем. Охотнее всего творческое обобщение Н. останавливается на двух темах -- разложении семьи и чувстве одиночества. Яркая картина разложения семьи старого уклада составляет главный интерес "Детей Ванюшина". Положение здесь тем более трагическое, что источник разлада -- вовсе не в эгоистически-грубом самодурстве, служившем основой полускотской психологии Кит Китычей комедий Островского. Старый купец Ванюшин -- по-своему добрый человек, искренно заботящийся о благе семьи и столь же искренно убежденный, что ведет ее по правильному пути. Поэтому сознание разлада, когда он окончательно выяснился, его совершенно подкашивает: он не выносит своего одиночества и лишает себя жизни. Анализ разнообразных форм одиночества проходит и через все остальные пьесы Н. Как отражение общественной психологии, пьесы Н. еще в значительной степени примыкают к "Чеховской" ноющей, тоскующей, безвольной и бесхарактерной России. В этом отношении особенно характерна "Авдотьина жизнь", где стремящаяся к свету и осмысленной жизни героиня быстро капитулирует перед силой обыденщины. Но в первой и лучшей пьесе Н. определенно чувствуется прилив бодрости. В "Детях Ванюшина" старый уклад осужден жизнью безусловно и смерть Ванюшина является символом того, что старое окончательно идет насмарку. Ярче всего вера в новую жизнь высказана в словах самого молодого из членов семьи -- гимназиста Алеши. Слова юноши банальны и наивны, но они произносятся с такой свежестью и такой молодой верой, что и читателю верится в близость чего-то нового и хорошего, которое устроит жизнь разумно и гармонично.
Источник текст: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.