(Wedekind) -- современный немецкий драматург, уроженец Швейцарии. Род. в 1864 г., он вел жизнь богемы в Мюнхене, был актером, играл в собственных пьесах; главным образом выступал и до сих пор выступает в литературных кафе-шантанах (так наз. Ueberbrette), где читает, аккомпанируя себе на гитаре, свои трагикомические песни и баллады. За дерзкий тон своих писаний он подвергался несколько раз преследованию, был присужден за оскорбление величества к заключению в крепость, спасся бегством и жил в Швейцарии до амнистии. Творчество В. воплощает его мятежный дух, который во имя стихийной полноты жизни, во имя оргиазма восстает против общественных принципов и с циническим хохотом, в котором звучит глубоко трагическая нота, рисует уродливые гримасы жизни, выводя на фоне общей карикатурности своих героев -- полубезумных чудаков-разрушителей или болезненно нежных юношей, не выносящих грубых прикосновений действительности. В. писал рассказы и стихи. Сборник "Die FЭrstin Russalka" заключает в себе его лирику -- очень дерзкую, откровенную до цинизма, напоминающую отчасти Гейне или Ришпена в его "Blasphemes", вперемежку с балладами о горе "униженных и оскорбленных". Трагизм впечатления усугубляется иногда спокойной выдержанностью повествования; самое возмутительное рассказывается как нечто вполне естественное и обыденное (напр. в "Бригитта Б."). В рассказах В. цинизм насмешек над всеми "предрассудками морали" сливается со скорбными нотами острого до боли сострадания к людям. Наиболее ярко и самобытно талант В. проявляется в его драмах или, вернее, трагикомедиях. Самые известные из них: "Der Erdgeist". "Die Büchse der Pandora", "Marquis von Keith". "So ist das Leben", "Kindertragödie", "Hidalla". В самой характерной его драме: "Дух земли" (пер. по-русски под заглавием "Женщина") Лулу, искусительница рода людского, губит одного за другим всех, кто поддается ее соблазну. Она в одно и то же время и демон, топчущий в грязь все кумиры людей, и прекраснейшее явление, потому что она возвышает пафос жизни, заставляет каждого изжить до конца все, что в него заложено. Таким же "возбудителем душ" является другой герой В., маркиз Кейт -- авантюрист, жаждущий побороть пошлость пафосом самоутверждения во зле; он гибнет, сраженный "практической добродетелью" средних людей. Жажда разбивать рамки общественности и людских законов составляет основное настроение и других драм В., в особенности "Детской трагедии", где "весенние души" юношей и юных девушек погибают в борьбе между полнотой просыпающегося инстинкта жизни и сокрушающим их игом уродливых жизненных требований и осложнений. Все носители пафоса жизни гибнут в драмах В., -- гибнет и Лулу в драме, составляющей продолжение "Духа земли": "Ящик Пандоры". Как разрушитель кумиров, В. стоит очень высоко; он дает сильный отпор равнодушной морали большинства. В художественном отношении манера В. отличается выразительностью и сжатостью. Особенно хорош диалог драм, полный движения и передающий в ракурсах всю сложность психологического процесса, включенного в быструю речь. Манера В. имеет и много недостатков. Чтобы передать кошмарность жизни, он нагромождает хаос неправдоподобных событий; юмор его заключается в том, чтобы изобразить их как нечто вполне возможное и само собой разумеющееся. Это придает его драмам фантастичность, разбивающую иногда peaлизм и психологическую ценность замысла. Особенно грешит в этом отношении "Любовный напиток", где изображается какая-то невообразимо кошмарная русская обстановка. Из комедий В. наиболее жизненная -- "Der Kammersänger".
Источник текста: [Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона]