ВИЛЬДРАК Шарль [Charles Vildrac, 1882--] -- современный французский поэт, один из основателей лит-ого содружества "Аббатство" (см.). Вместе с другими членами "Аббатства" -- Р.Аркосом(см.) и Ж.Дюамелем(см.), не примкнувшими к унанимизму(см.), В. должен быть отнесен к числу пионеров возрождения социальной поэзии и реакции против эстетизма во французской лит-ре последних двух десятилетий прошлого века. Творчество В. насыщено эмоциональным содержанием и проникнуто общественными тенденциями. Поэзия В., как и творчество Дюамеля, -- возврат к подлинной простоте повседневности в противоположность искусственности предшествовавшего поколения, позднее снова возродившейся в предвоенные годы. Социальная обстановка этих лет, когда наряду с копившим свои силы империализмом началось усиленное развитие социалистического (или казавшегося таким) движения в легальных формах (синдикализм, кооперация и т. п.), -- как нельзя более соответствовала тематике поэтов типа Коппэ(см.), к-рые учли и технический опыт модернизма. Наряду с этим особое значение приобрело знакомство французских поэтов с творчеством Уота Уитмена(см.). В фокусе пересечения всех этих влияний, к которым надо еще присоединить Достоевского(см.), и возникает "поэзия будней"; одним из лучших и типических образцов ее является ранняя книга Вильдрака "Livre d'amour". Стремление избежать какого бы то ни было намека на искусственность неизбежно влекло за собою не только отказ от канонических форм стихосложения и рифм, но также и отказ от традиционных стилистических приемов. Если в области "свободного стиха" можно было многое почерпнуть у символистов, то для нового содержания приходилось, исходя из Уитмена и Гиля(см.), создавать новую "поэтику прозаизмов". В. более других пытался стереть грань между обыденным яз. разговорной речи и яз. поэтическим. В годы войны 1914--1918 В., как и вся группа, к к-рой он принадлежал, примкнул к антиимпериалистическому пацифизму ("Chants du désesperé"). Однако преодолеть пассивность интеллигента-мещанина В. не мог. Его песни в эти годы -- "песни отчаявшегося". В плане своего раннего творчества В. написал драму "Le paquebot Tenacity", мотивы которой продолжал развивать в стихах и небольших драматических произведениях.
Версальскому разгулу империализма В. и писатели его круга (так наз. "ролландисты") не способны были противопоставить ничего действенного. Не решаясь подняться до поэзии настоящего гражданского пафоса, они ограничиваются тем, что время от времени подписывают всякого рода либеральные декларации и протесты. В. участвовал в группе Барбюса(см.) "Clarté" в первый период ее существования [1919], но отошел от нее, когда ее деятельность стала принимать явно революционный коммунистический характер. В 1928 Вильдрак посетил Москву.
Библиография:
Le verslibrisme, P., 1902;
Сб. стихов "Poèmes", P., 1905;
Images et mirages, P., 1907;
Написанные совместно с Ж. Дюамелем "Notes sur la technique poétique", P., 1910, русск. перев. Шершеневича, M., 1920;
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 231--232.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-2311.htm
II.
ВИЛЬДРАК (Vildrac), Шарль [псевд.; наст. имя -- Шарль Мессаже (Messager); р. 22.XI.1882, Париж] -- франц. поэт, драматург и прозаик. Сын коммунара, книгоиздателя Анри Мессаже. Под именем Вильдрака, одного из героев романа В. Скотта "Вудсток", он выступил впервые в 1901 с брошюрой "Свободный стих" ("Le verlibrisme"). Подвергая сомнению формальные новшества Р. Гиля и Г. Кана, В. разделял их программу "научной поэзии". В сб. "Поэмы" ("Poèmes", 1905) В., чуждый символистского эстетства, воплотил свой идеал человеческого содружества (стих. "Аббатство"), веру в торжество разума над невежеством и эгоизмом (стих. "Шествие идей"). Крах объединения "Аббатство" вызвал у поэта жалобы на жестокое время (стих. "Ожидание" из сборника "Образы и видения" -- "Images et mirages", 1907), разочарование в наивной мечте о возрождении телемского фаланстера. Освобождаясь от иллюзий, В. обращается к мятежной стихии верхарновских поэм и скорбному лиризму Верлена, утверждая в поэзии гуманистич. видение мира. В цикле стихов "Книга любви" ("Livre d'amour", 1914) В., прибегая впервые к поэтике "свободного стиха", создает образы цельных и добрых людей, олицетворяющих духовное здоровье народа (стих. "Народ"). В творчестве В. постепенно исчезают интонации унанимистского (см. Унанимизм) культа "единодушия" (сб. стихотворений в прозе "Открытия" -- "Découvertes", 1912, рус. пер. 1927); на смену им приходит реалистич. проникновение в духовный мир человека, к-рому враждебна атмосфера меркантильного расчета (стих. "Быть человеком", из сб. "Книга любви"). Демократич. природа поэзии В., ее песенно-нар. характер всеобъемлюще раскрываются в антивоенном цикле "Песни отчаявшегося" ("Chants du désespéré", 1920). В стихах этого сборника -- то гневно протестующих, то полных гуманности и жалости, В. создал обобщенный портрет народа, обманутого демагогами ("Народ мой", рус. пер. 1930), и образы жертв империалистической бойни ("Деревенская элегия", рус. пер. 1930).
Обложка к книге Ж. Буке иП. Менанто "Шарль Вильдрак"(Париж, 1959).
Война и порожденная ею эгоистич. погоня за "кусочком" счастья (лирич. драма "Пароход Тинэсити" -- "Le paquebot Tenacity", 1919, рус. пер. 1936), утопичность унанимистского прожектерства (пьеса "Мишель Оклэр" -- "Michel Auclair", 1921), изображение "блудных сынов" буржуазии (лирич. комедия "Странник" -- "Le pélerin", 1923), пацифистское осуждение войны ("Рассказы" -- "Récits", 1926, рус. пер. 1934), утверждение идеала солидарности в борьбе простого человека за социальную справедливость (повесть "Демобилизованный" -- "Le démobilisé", рус. пер. 1929) -- вот осн. темы реалистич. прозы и театра В. 20-х гг.
Член группы "Кларте", близко стоявший к Р. Роллану, В. в 1929 впервые посетил СССР; с симпатией рассказал о сов. действительности в очерках "Новая Россия" ("Russie neuve", 1937), в статьях о М. Горьком, о третьей пятилетке, в речи "СССР и детство" (1945). Резко усилившаяся в творчестве В. 30-х гг. критика бурж. миропорядка особенно ощутима в его драмах: "Три месяца тюрьмы" ("Trois mois de prison", 1938, изд. 1942), где выведен образ рабочего, одерживающего моральную победу над злобными и коварными торговцами паразитич. "счастьем", а также "Дух времени" ("L'air du temps", 1938), посвященной трагедии талантливого художника, опутанного паутиной своекорыстных интересов. Участник Движения Сопротивления в годы 2-й мировой войны, В. пишет антифашистские стихи ("Париж, 1943", опубл. в подпольном сб. "Честь поэтов", 1943) и рассказы (аллегорич. новелла о пробуждающейся Франции "Лазарь" -- "Lazare", 1943, опубл. 1945). В послевоен. годы В. выступает против "холодной войны". Он -- автор популярных во Франции романов для юношества: "Розовый остров" ("L'île rose", 1929) и "Колония" ("La colonie", 1930), а также сказок для детей ("Львиные очки" -- "Les lunettes du lion", 1932, и др.).
Сочинения:
Madame Béliard, P., 1925;
Gorki et la littérature prolétarienne, "Europe", 1936, v. 41, No 164;
Le sept novembre, там же, 1936, v. 42, No 165;
Romain Rolland. L'homme, l'écrivain, "L'Humanité", 1936, 26.I, No 13554;
Théâtre, v. 1--2, P., 1943--48;
D'après l'écho, P., [1949];
в рус. пер. -- Теория свободного стиха, [М.], 1920, в кн.: Совр. революц. поэзия Запада, М., 1930, с. 65--68;
Новая Россия, "Знамя", 1937, No 11;
Писатели мира против фашистской агрессии... Анкета, "Интерн. лит-ра", 1938, No 12.
Литература:
История французской лит-ры, т. 3, М., 1959;
Bouquet G. etMenanteau P., Charles Vildrac, P., 1959;
LacТte R., Ch. Vildrac, "Les Lettres françaises", 1960, 14--20.I, No 807;
Rolland R., Vildrac, "L'Art Libre", 1921, mars (No посвящен Ch. V.).
В. П. Балашов.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 971--973.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-9712.htm