Волконский Сергей Михайлович
Волконский С. М.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ВОЛКОНСКИЙ Сергей Михайлович, князь [4(16).5.1860, имение Фаль под Ревелем Эстлянд. губ.-- 25.10.1937, г. Ричмонд, штат Виргиния, США], театр. деятель, худож. критик, прозаик, мемуарист. Внук С. Г. Волконского. Получил дом. образование. Окончил в Петербурге 4-ю (Ларинскую) г-зию (1880) и ист.-филол. ф-т ун-та (1884).
   В 80--90-е гг. предводитель дворянства в Борисоглеб. у. Тамбов, губ. (Волконская Е. Г., Род кн. Волконских, СПб., 1900, с. 767). В 1893 комиссар от Мин-ва нар. просвещения на Чикагской всемирной выставке (очерки: "Гаваи", РО, 1894, No 7; "Конгресс религий в Чикаго", ВЕ, 1895, No 3).
   В ряде статей, опубл. в 90-е гг., предпринимает попытку построения "чистой" эстетики, осн. на эмпирич. конкретности худож. впечатлений: "Худож. наслаждение и худож. творчество" (ВЕ, 1892, No 6; отд. изд.-- СПб., 1892), "Искусство и нравственность" (ВЕ, 1893, No 4), "Искусство" (МИ, 1899, No 3--5). Выступления В. вызвали полемику острой постановкой вопроса о действит. критериях художественности (А. Волынский -- СВ, 1892, No 7; П. Д. Боборыкин -- "Вопросы философии и психологии", 1893, No 1--2; М. Протопопов -- РМ, 1893, No 5; Вл. Соловьёв -- ВЕ, 1894, No 1; и др.).
   Лит. известность принесла В. кн. "Очерки рус. истории и рус. лит-ры" (СПб., 1896, 1897; на англ. яз.-- Boston -- L., 1897; на нем. яз.-- Basel, 1898, 1904)-- цикл публичных лекций, прочитанных В. в 1896 по приглашению Лоуэллского ун-та (Бостон) в ряде городов США. Пропагандируя достижения рус. культуры, В. прослеживает этапы ее становления, рост нац. самосознания в их связях с общеевроп. умств. движением. Лекции вызвали в США широкий интерес (ближайшим их практич. следствием стало основание кафедры славяноведения в Гарвардском ун-те в 1896); по единодушному признанию рус. критики, в книге, увлекательной и для рус. читателя, В. блестяще справился со сложной задачей -- показать иностранцам "человеческое лицо" России (Вл. Соловьёв -- ВЕ, 1897, No 2, с. 861; и мн. др.).
   Первый беллетристич. опыт В.-- рассказ "Старый медальон" (ВЕ, 1894, No 12). Более близкий В. эссеистич. жанр был впервые опробован им в кн. "Разговоры" (СПб., 1912) -- диалогах с "равным" собеседником, наполненных царадоксальными суждениями (о корнях интеллигенции, искажениях рус. речи, о смысле музыки, событиях семейной хроники и пр.), остротами и словесной игрой (рец.: А. Левин-сон -- СМ, 1912, No 4; ТиИ, 1912, No 10). Попытка осмысления жизненного опыта была предпринята в кн. "Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного" (Б., 1924; посв. М. И. Цветаевой) -- сб-ке философич. эссе, объединенных стремлением утвердить ценность преходящего в его пронизанности вечным. В книге звучит благодарность красоте разнообразных жизненных проявлений, однако задуманное примирение быта и бытия не состоялось (М. Осоргин -- СЗ, 1924, No 20).
   Особое место у В. занимает декабрист, тема. Начиная с 80-х гг. В. создает в своем имении Павловка "музей декабриста"; В.-- автор предисл. и издатель подготовленной им к публ. (совм. с Б. Л. Модзалевским) части семейного архива "Архив декабриста С. Г. Волконского" (т. 1, ч. 1, П., 1918). Кн. "О декабристах. По семейным восп." (Париж, [1921]) -- семейное бытописание, рисующее бытовые и психологич. детали взаимоотношений ближайшего родств. окружения декабриста С. Г. Волконского.
   В 1896 получил звание камергера, в 1899 назначен директором имп. театров. В. стремился к обновлению репертуара, повышению культуры рус. сцены, привлекал к театр, делу художников группы "Мир искусства", боролся с закулисными интригами и протекционизмом. В 1901 подал в отставку из-за конфликта с балериной М. Ф. Кшесинской, находившейся под интимным покровительством членов царской фамилии.
   Многочисл. статьи В. 1910-х гг., выходя за рамки собств. театр, критики, насыщены общеэстетич. проблематикой, находящейся в русле худож. исканий времени, связанных с судьбами театра и иск-ва. В. публиковался в разл. периодич. изд.: ж. "Аполлон" (ближайший сотр. в 1911 --14), "Студия" (1911), "Ежегодник имп. театров" (1911 --12), "Рус. худож. летопись" (1911 --12), "Рус. мысль" (1914), "Муз. совр." (1915--17), газ. "Речь" (1912-- 1914), где защищал новаторские поиски в иск-ве (реалистич. иск-во МХТ, "фокинское" направление в балете, дягилевские Рус. сезоны в Париже), полемизировал со сторонниками возрождения театра как "соборного действа" (ст. "Древний хор на совр. сцене", "Аполлон", 1913, No 5).
   В это время В. захвачен идеей, с к-рой он связывает иск-во будущего,-- системой ритмич. гимнастики швейц. педагога Э. Жак-Далькроза. Придавая ритмич. воспитанию универс. смысл в иск-ве и жизни (форма, воспитанность формы для В. не только эстетич., но и нравств. категория, средство внутр. раскрепощения человека), В. строит своеобразную "ритмич. утопию" (ст. "Человек и ритм", "Аполлон", 1911, No 6; "Ритм в истории человечества", ЕИТ, 1912, в. 3; "Ритм в сценич. иск-вах", "Аполлон", 1912, No 3--4); В.-- адепт и страстный проповедник системы, выступающий с многочисл. лекциями, организатор и директор Курсов ритмич. гимнастики в Петербурге, издатель-редактор ж. "Листки Курсов ритмич. гимнастики" (1913-- 14).
   В 1918--21 В. работает в Москве театр, педагогом в разл. кружках и студиях (Пролеткульт, Красноармейский клуб в Кремле, 2-я Студия МХТ, Ин-т Слова, Ин-т Муз. Драмы, Ритмич. ин-т), чл. дирекции Большого театра (1918--19).
   Мемуары В. "Мои воспоминания" (т. 1--2, Б., 1923--24) -- широкая галерея портретов: от колоритных представителей помещичьего угла до коронованных особ; лучшие страницы -- о людях театра. М. И. Цветаева, посвятившая В. в 1921 стихотв. цикл "Ученик" (об ее "ученическом" преклонении перед личностью В. см.: M. Cvetaeva. Studien und Materialen, W., 1981, S. 187--88), опубликовала по поводу воспоминаний В. (переписанных ею для него от руки) очерк-рецензию "Кедр. Апология", где отсутствие исповедальности объясняет "героической самоотверженностью автора" и, как бы восполняя этот пробел, выстраивает собственную версию личности В. ("Записки наблюдателя", Прага, 1924, кн. 1, с. 156).
   С кон. 1921 В.-- в эмиграции. В 20-е гг. работает газетным театр, рецензентом. В 30-е гг. директор рус. консерватории в Париже.
   Др. произв. Книги: "Выразительное слово" (СПб., 1913; рец.: Н. В. Недоброво -- РМ, 1915, No 10), "Выразительный человек" (СПб., 1913); статьи: "К характеристике обществ, мнений по вопросу о свободе совести" (НП, 1903, No 3), "Васильевский остров" (восп.; СЗ, 1926, No 29).
   Изд.: Человек на сцене, СПб., 1912; Худож. отклики, СПб., 1912; Отклики театра, П., 1914.
   Лит.: Философов Д. В., Пустяки.-- "Речь", 1911, 13 сент.; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, М.-- Л., 1945 (ук.); Ходотов H. H., Близкое-далекое, 2-е изд., Л.-- М., 1962 (ук.); Маковский С., На Парнасе "Серебряного века", Мюнхен, 1962, с. 251--72; Теляковский В. А., Восп., М.-- Л., 1965 (ук.); Театр и драматургия, Л., 1967, с. 405, 412; Шихматов Л., От студии к театру, М., 1970, с. 80--81; Карсавина Т. П., Театр, улица, Л., 1971 (ук.); К. Коровин вспоминает, М., 1971, с. 765--66; В. Серов в восп., дневниках и переписке современников, т. 2, Л., 1971, с. 507--08; Боровой Л., Путь слова, М., 1974, с. 16; Малый театр, т. 1, М., 1978 (ук.); Миндлин Э., Необыкновенные собеседники, 2-е изд., М., 1979, с. 64--69; Бенуа А. Н., Мои восп., [т. 1--2], М., 1980 (ЛП; ук.); Цветаева А. И., Восп., "Москва", 1981, No 4, с. 151--52; С. Дягилев и рус. иск-во, т. 1 -- 2, М., 1982 (ук.); Лит. процесс и журналистика (2, ук.). + Некрологи: "Жизнь иск-ва", 1919, No 118 и "Записки Передвижного Общедоступного театра", 1919, No 20 (появились в результате ложной информации); ПН, 1937, 28 окт., 1 нояб., 18 дек. (Ю. Сазонова); "Илл. Россия", Париж, 1937, No 47. НЭС; Венгеров. Источ.; БСЭ-1; ТЭ (доп.); Муз. энц., т. 1, М., 1973; Балет. Энц., М., 1981; Фостер.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 377; ГПБ (ук., в. II--IV); ЦГАЛИ, ф. 938, оп. 2 (восп. А. Н. Бенуа); ф. 191, оп. 1 (газетные вырезки с рец. и др. мат-лами); ЦГИА, ф. 497, оп. 5, д. 601 (ф. с. 1901 г.).

Н. И. Осьмакова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru