Воронский Александр Константинович
Николай Архипов. "Темные воды". Роман

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Издание третье. "Костры". Москва, 1923 г., стр. 140.


А. Воронский.

Николай Архипов. "Темные воды". Роман. Издание третье. "Костры". Москва 1923 г., стр. 140.

  
   Роман Н. Архипова, выходящий из печати третьим изданием, действительно, читается с интересом. Он с несомненными художественными достоинствами, но, думается, автор сказал им совсем не то, что ему хотелось. Вышло "совсем даже наоборот".
   Темные воды... это -- что "тихо плещутся в Неве, скованной гранитом... темные воды, таинственные, и нельзя знать, -- что они таят в себе"... Автор попытался показать читателю их тайны. Главное лицо в его романе Вороненко, бывший студент, потом школьный учитель в станице, окруженной горами, влюбляется в случайно приехавшую на летние каникулы артистку Клавдию, бросает ради нее учительство и нежно любящую его Надюшу, и окунается в темные воды петербургской жизни. Тут и циник, развратник и атеист Штерн, и фабрикант Зряхов, и хлыщ Касторский, и преданная Маленький Чичероне, и нелепая Катя Радина и, прежде всего, сама Клавдия, окруженная подозрительного сорта поклонниками, требующая денег, ресторанов, кутежей и вынужденная торговать собой. Простодушный, наивный, доверчивый, скромный (по автору) Вороненко, вначале восхищенный столицей, мало-по-малу доходит до циничного вымогательства денег у дядюшки генерала в отставке, опускается до угарной и бестолковой кафе-шантанной жизни, терзается поведением Клавдии, доходит, наконец, до мысли о самоубийстве. Однако во-время Вороненко приходит в себя. Конец благополучный: Вороненко решает возвратиться к Надюше.
   В романе противопоставляется несложная, однообразная, но здоровая жизнь среди гор, полей, станичных людей, "темным водам" Петербурга. Правда, в станице "глупая болтовня атамана Ситника", но тут, в столице, нечто худшее во сто крат -- непонятное, злое, коверкающее человека.
   Разный, конечно, был и есть Петербург. Есть темные воды каналов Фонтанки, есть и темные корпуса фабрик. Когда-то, лет семь назад до описанных в романе событий, Вороненко, по его признанию, участвовал в революционном движении, затем ушел от него, покинув город. Возвратился он в город с Клавдией. Да и время другое переживали тогда города -- было это накануне войны. Вот старый приятель Тосик Белявский. Он тоже "принимал участие" и даже однажды две пули "нежно поцеловали" его, был под расстрелом. Теперь он проводит время в ресторациях, где его прекрасно знают солидные лакеи, с аппетитом прожевывает рокфор, запивает чем полагается и, между прочим, делится своими мнениями о программах "maximum" и "minimum": "не верь женщинам, бери их просто" и т. д. А Вороненко слушает все это, волнуется и серьезно обсуждает истины, открытые "Тосиком". Стоило для этого в революциях участвовать! Или "писатель" Штерн. Циник, атеист, лихач, кутила. А вот же стоит он на коленях и "ежеминутно кладет поклоны, надолго припадая к полу, или, воздевая очи горе, молитвенно смотрит на темные лики святых". Это с ним в церкви встретился Вороненко, тоже искавший там "некоторого успокоения" (радуйтесь, г.г. Бердяевы!). Само собой понятно, что воздевания очей горе ничуть не мешают Штернам рассказывать о себе: "Я -- гнуснейший сладострастник... я взял, как женщину, няню моих детей, рыхлую шестидесятилетнюю старуху" и пр. Неудивительно, что Вороненко, участник революции и жадно читавший в станице журналы с писателями, "страдающими своими идеями", дошел в обществе Штернов и Клавдий до канальства и даже в церковь побежал. И напрасно с ним автор так долго возился и возбуждал симпатии читателя: вот, мол, хороший человек, только воды в Питере темные, таинственные. Не стоит он симпатий здорового читателя. Очень хорошо известны годы с 1905 по 1914-й. И Штерны с Тосиками, и Вороненко тоже -- старые знакомцы. Их было много этих "участников революции", вышедших засим в тираж, -- атеистов, встосковавших потом о барах и ресторациях, боге и спиритизме со столокручением, искателей праведной земли у дядюшек-генералов в отставке. Кончили они тем, что околачиваются в наше время в парижских кабачках, громят большевиков, запаковывают и распаковывают чемоданы, между прочим занимаясь возведением очес горе "для дезинфекции души". И лучше бы, и правдоподобней бы поступил автор, если бы закончил свой роман не возвращением своего героя на лоно природы, а несколько по иному.
   Жаль -- нельзя. В недавнее "доброе старое время" хорошие концы придумывали многие братья-писатели. Некуда деть таких граждан, как Вороненко, Тосик, Штерн -- посылали на войну. Там "накатывало" духовное возрождение (родина-мать, бей немцев, "ажно" до Берлина, верность Антанте и пр., и пр.). Умилительно выходило, -- и благодарность от начальства (дядюшка -- генерал). Жаль только, войну проиграли маленько, пришли большевики ("хамы"), некоторое время "возрождались" у Деникина, Колчака, Пилсудского, но и за всем тем... -- получилась одна дрянь неестественная и пакость. В результате результатов в этой распроклятой "Совдепии" совсем стало нельзя хороших концов в романах сочинять. Вот разве травоядный конец приделать, да заодно и в церковку отправить. Модно и современно: теперь склонны к звериному, физиологическому. Нашкодили в городах и взалкали по муравушке и епархиалочкам.
   Не темные воды Петербурга дал автор, а гиблую топь интеллигентского маразма и распада. С этой точки зрения роман Архипова любопытен.
   Как художник Н. Архипов занимает далеко не последнее место в русской современной литературе. Очень удались автору дед Апанас, отец Афанасий, Маленький Чичероне, генерал с генеральшей. Вообще, первая часть лучше второй. Да и остальное обработано не плохо, только освещение, фон совершенно ложный. Живость повествованию придает, помимо прочего, то, что роман ведется как бы в настоящем времени. Хороший прием.
   Очень жаль, если Н. Архипов весьма близок по своему писательскому складу Вороненко. Дальше паточных концов и церковок от Вороненок ходу нет, и художественные данные тут не помогут.
  
   Источник текста: журнал "Красная новь". 1922. N 6. С.345-347.
   Оригинал здесь: http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/416.html
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru