Воровский Вацлав Вацлавович
В кривом зеркале

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

В. В. Воровский

  

В кривом зеркале

  
   В. В. Воровский. Фельетоны
   Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960
  
   Злополучная судьба преследует журнал "Образование"1 с тех пор, как он перешел в руки "понедельничных" людей.
   Сначала из этого журнала ушли все марксисты -- почти все, осталось человека два-три полумарксиста, переданных, по-видимому, старой редакцией новой вместе со столами, стульями, чернильницами и прочим инвентарем.
   Затем на новое "Образование" обрушился гнев кадетов, поспешивших огородить себя от сего "образовательного" предприятия.
   И вот теперь опять появились в "Слове"2 два письма, подписанные -- одно господами Богучарским, Прокоповичем и Философовым, другое -- господами Гиппиус, Мережковским и опять тем же Философовым. (Почему г. Философов подписался два раза -- неизвестно. Вероятно, это надо поставить на счет его раздвоенной души.)
   В этих письмах подписавшиеся заявляют, что выходят из "Утра" ("Понедельник" -- тож) и из "Образования" и уводят оттуда приглашенных ими лиц.
   Что за комиссия? По какой причине бегут из злополучного журнала сотрудники столь различного направления?
   Очевидно, имеется какая-то общая причина, препятствующая работать совместно со "стаей славных" г. Василевского и марксистам, и либералам, и демократам, и "богоискателям".
   И причина эта, по-видимому не личного, а принципиального свойства.
   В момент упадка и апатии, охвативших нашу интеллигенцию после "несбывшихся желаний", образовалось особое течение, частью непосредственно отражавшее возникшую в обществе реакцию, часть подладившееся к ней3.
   Это течение ухитрилось соединить радикальную, ультраоппозиционную фразеологию с чисто реакционным дискредитированием недалекого прошлого, стоившего нашим "дядям Ваням" горьких разочарований.
   Задорная, хлесткая болтовня, за которой легко было заметить полное отсутствие какого-либо политического или этического багажа, издевательство над всем, на чем можно было хоть сколько-нибудь упражнять свое зубоскальство, сластолюбивое смакование "проблем" пола, а поверх всего отчаянная и беззастенчивая реклама своей компании -- вот содержание и средства воздействия этого нового типа журналистики.
   И как бы символизируя свою роль похмелья после тяжелого пира" это течение приурочило свою деятельность к понедельнику, ко дню, когда "полощут зубы", очищаются от угара предыдущего дня.
   Разухабистая, крикливая, наглая, с синяком под глазом, в заломленном на затылок, помятом цилиндре, шла "понедельничная" пресса, разрешая развязным жестом вопросы политики, социального быта, этики, литературы, искусства,-- и все это с кондачка, и все с апломбом, не допускающим возражений.
   "Понедельничным" героям стало тесно в газете. Они нашли, что уже достаточно "реформировали" прессу и решили обзавестись толстым журналом для "реформы" и этого дела.
   Случай толкнул им в руки "Образование" и, купив его, "понедельничники" выразили полную готовность вместить в свои понедельничные традиции марксистские традиции журнала.
   Он рад, но мы не рады.
   Люди, имевшие хоть какие-нибудь политические, философские или религиозные убеждения, постепенно отталкивались от участия в нелепом винегрете "Чего изволите-с?", где, по замыслу руководителей, лев должен был почивать с ягненком, но не в силу вечного мира, а в силу собственной внутренней импотенции.
   Этот разрыв знаменует, на наш взгляд, отрадный поворот (тьфу, тьфу, не сглазить!). Как будто в среде интеллигенции, так еще недавно действительно одержимой политической импотенцией, позволявшей ей якшаться с кем попало, начинается некое возрождение: притекают новые силы, организм крепнет, а вместе с тем в нем пробуждается интерес и вкус к жизни.
   Он уже не хочет довольствоваться чем попало, он предъявляет свои личные запросы и начинает их отстаивать.
   Среди лиц и направлений, отвернувшихся от "понедельничной" компании, есть и такие, с которыми, конечно, солидироваться не приходится. Но одно дело иметь перед собой противника с определенной физиономией и определенным мировоззрением, а другое дело -- попасть в какое-то свалочное место, куда всякий несет отбросы своего "гения".

Фавн

   "Одесское обозрение",
   28 сентября 1908 г.
  
   1 "Образование" (1892--1909) -- ежемесячный литературный, научно-педагогический и общественно-политический журнал, выходивший в Петербурге. В 1902--1908 гг. в нем сотрудничали марксисты. В февральской книжке "Образования" за 1906 г. были опубликованы V--IX главы работы В. И. Ленина "Аграрный" вопрос и "критики" Маркса". В годы реакции журнал изменил направление. С июня 1908 г. издателем "Образования" стал беспринципный журналист И. Василевский (Не-Буква). Здесь стали печататься декаденты Мережковский, Гиппиус, Философов и др. В связи с этим литераторы-марксисты покинули журнал. В "Современном мире" (сентябрь 1908 г.) за подписями В. И. Ленина, А. В. Луначарского, В. В. Воровского, В. Д. Бонч-Бруевича и др. было напечатано заявление о невозможности дальнейшего сотрудничества социал-демократов в "Образовании". Однако в журнале продолжали некоторое время сотрудничать литераторы меньшевистско-ликвидаторского толка Л. Клейнборт, П. Берлин, В. Львов, Н. Кадмин, называвшие себя марксистами. На них и намекает в фельетоне Воровский.
   Фельетон Воровского приурочен к моменту получения в Одессе сентябрьской книжки "Современного мира", в которой было опубликовано заявление В. И. Ленина и других марксистов о выходе из "Образования".
   2 "Слово" -- см. прим. к фельетону "Надоедливый квартирант" (No 24).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru