Воскресенский Григорий Александрович
Из церковной жизни православных славян

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Болгария.


   
   Воскресенский Г. А. Из церковной жизни православных славян: Болгария // Богословский вестник 1899. Т. 3. No 11. С. 460-489 (3-я пагин.).
   

ИЗЪ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ПРАВОСЛАВНЫХЪ СЛАВЯНЪ.

Болгарія.-- Статистическія свѣдѣнія относительно епархій и духовенства и о бракоразводныхъ дѣлахъ въ княжествѣ болгарскомъ.-- Біографическія свѣдѣнія о болгарскомъ экзархѣ, блаженномъ Іосифѣ I.-- Высокопреосвященный Григорій, митрополитъ доростольско-червенскій (ум. 16 дек 1898 г.).-- Новоназначенные предсѣдательствующій и членъ болгарскаго Св. Синода.-- Избраніе и хиротонія митрополита въ доростольско-червенскую епархію Біографическія свѣдѣнія о новорукоположенномъ митрополитѣ.-- Опредѣленія болгарскаго Св. Синода, касающіяся духовнаго просвѣщенія.-- Свѣдѣнія объ условіяхъ полученія русскихъ стипендій болгарскими уроженцами.-- Благіе результаты мѣропріятій Св. Синода относительно благоустройства болгарскихъ монастырей.-- Прискорбный случай съ сливенскимъ митрополитомъ Гервасіемъ.-- Окружное посланіе сливенской митрополіи.-- Самоковское духовное училище и константинопольская духовная семинарія въ 1898--1899 учебномъ году.-- Художественныя изданія болгарскаго Благотворительнаго Братства "Іосифъ I".-- Къ вопросу объ основаніи богословской библіотеки и синодальной типографіи въ Болгаріи.-- Упадокъ религіозности и нравственности въ болгарскомъ обществѣ по свидѣтельству окружнаго циркуляра министра народнаго просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ и по отзывамъ болгарскихъ журналовъ и газетъ.-- Отрадныя явленія въ церковной жизни болгаръ.-- Празднованіе 19 февраля и 11 мая.-- Къ сооруженію въ г Софіи храма во имя см Александра Невскаго и православнаго храма у подножія Балканъ въ южной Болгаріи.-- Церковное торжество 11 августа, въ годовщину боя на Шипкѣ.-- Проэктъ памятника Императору Александру II въ г Софіи.-- Современное положеніе болгарской церкви въ Македоніи

   Въ концѣ 1898 года канцелярія болгарскаго Св. Синода обнародовала "статистическія свѣдѣнія относительно епархій и духовенства, равно и о бракоразводныхъ дѣлахъ въ княжествѣ болгарскомъ". Свѣдѣнія эти относятся къ 1890--1897 г.г., отчасти къ 1884--1890 г.г. Вотъ эти свѣдѣнія. Княжество болгарское раздѣлено на 11 епархій, изъ коихъ три въ южной и восемь въ сѣверной Болгаріи. Епархіи суть слѣдующія: пловдивская или филиппопольская, старозагорская и сливенская (въ южной Болгаріи или Pjateain), варненская, доростольская или рущукская, терновская, ловчанская, врачанская, виддинская, софійская и самоковская (въ сѣверной или собственно въ княжествѣ). Эти епархіи состоятъ изъ 60 намѣстничествъ и 2106 приходовъ. Во всѣхъ епархіяхъ въ 1890 г. было 377,358 домовъ, считая въ каждомъ домѣ среднимъ числомъ по 8 душъ. Въ 1897 г. число приходовъ возросло до 2128, а домовъ до 519,918. Составъ духовенства слѣдующій: И митрополитовъ, 1 епископъ, 11 архимандритовъ, 1902 приходскихъ священника, 1373 священника до рукоположенія своего состояли учителями, и 19 діаконовъ. Всѣхъ церквей 1767, кромѣ того 274 параклиса, 175 мужскихъ монастырей съ 215 монашествующихъ и 19 женскихъ монастырей съ 306 сестрами.-- Въ теченіе 1884--1891 г.г. было разведено браковъ всего 1809, по отдѣльнымъ епархіямъ -- въ филишюпбльской 345, софійской 310, терновской 254, доростольской 173, виддинской 151, врачаиской 174, ловчан'ской 101, самоковской 98, варненской 88, сливенской 77 и старозагорской 38. Горожане и селяне разводятся почти въ равной пропорціи. Большая часть бракоразводныхъ дѣлъ (615) -- по прелюбодѣянію; затѣмъ 383 случая по причинѣ буйства и пьянства, 343 случая по причинѣ отсутствія одного изъ супруговъ, 113 случаевъ по причинѣ психическаго разстройства и пр. Число случаевъ расторженія браковъ съ годами все возрастаетъ: между тѣмъ какъ въ 1884 году всѣхъ браковъ расторгнуто 15), въ 1891 году ихъ 281. Увеличивается ежегодно и количество браковъ, хотя далеко не въ такой пропорціи, какъ ихъ расторженіе. Такъ, въ 1887 г. всѣхъ браковъ было заключено 23,445, а въ 1896 году -- 24,799, т. е. за 9 лѣтъ число браковъ увеличилось только на 5%, тогда какъ число разводовъ увеличилось почти на 90% {Съвѣтникъ, 1898, No 46}.
   Во главѣ управленія болгарскою церковію стоитъ съ 1877 года блаженный экзархъ Іосифъ I. Въ газетѣ "Съвѣтникъ" (1899, No 16) помѣщены краткія біографическія свѣдѣнія о немъ, которыя и приводимъ. Болгарскій экзархъ Іосифъ I родился 1840 г. въ г. Калоферѣ, гдѣ получилъ и первоначальное образованіе. Въ 1861 г. Лазарь Іовчевъ (мірское имя экзарха) прибылъ въ Константинополь, и, не успѣвъ поступить, какъ того желалъ, въ одну изъ русскихъ семинарій, принятъ былъ въ французское училище на Бебекѣ въ Константинополѣ, гдѣ состоялъ въ тоже время и учителемъ болгарскаго языка. Богатыя природныя дарованія и прилежаніе молодого Іовчева обратили на него вниманіе нѣкоторыхъ константинопольскихъ болгаръ, которые предложили ему отправиться въ Парижъ для поступленія на филологическій факультетъ университета. Въ сентябрѣ 1864 г. онъ прибылъ въ Парижъ, гдѣ слушалъ въ теченіе трехъ лѣтъ курсъ наукъ филологическихъ, а потомъ также въ три года окончилъ курсъ наукъ юридическаго факультета. Въ 1870 г. вернулся въ Константинополь, тогдашній центръ болгарскаго церковнаго движенія и принялъ живое участіе въ церковномъ вопросѣ. Прежде всего онъ поступилъ въ одно изъ судебныхъ установленій и занимался изученіемъ турецкаго языка, и въ тоже время писалъ, большею частію безыменно, въ болгарскія газеты; кромѣ того, одинъ годъ состоялъ редакторомъ тогдашняго періодическаго изданія "Читалище". Ему была предложена должность главнаго секретаря при смѣшенномъ совѣтѣ и Св. Синодѣ, которую онъ и принялъ. Въ бытность его секретаремъ вступилъ въ силу извѣстный султанскій фирманъ, избранъ былъ первый болгарскій экзархъ и назначены митрополиты въ болгарскія епархіи. Имѣя отъ природы склонность къ монашеской жизни и уступая желаніямъ блаженнаго экзарха Анѳима, другихъ болгарскихъ архіереевъ и наиболѣе видныхъ болгаръ-мірянъ, Лазарь Іовчевъ рѣшилъ вступить въ духовное званіе и въ сентябрѣ 1872 г. когда въ патріархіи провозглашалась схизма на болгарскую экзархію, онъ былъ рукоположенъ въ болгарской на Фанарѣ церкви въ діаконскій санъ, вскорѣ возведенъ былъ въ санъ архимандрита и назначенъ протосангеломъ экзарха, которому въ самую тяжкую пору былъ вѣрнымъ и усерднымъ помощникомъ въ борьбѣ съ патріархіей, добивавшейся утвержденія схизмы и уничтоженія фирмана. Весною 1873 г. архимандритъ Іосифъ былъ отправленъ съ порученіями въ епархіи дунайскаго и адріанопольскаго округовъ. Въ теченіе года онъ управлялъ виддинскою епархіей, а въ февралѣ 1876 г. рукоположенъ въ Константинополѣ митрополитомъ въ ловчанскую епархію, гдѣ и оставался до 1877 г., когда, но низложеніи Анѳима, онъ былъ избранъ экзархомъ и прибылъ въ Константинополь. Какъ экзархъ, Іосифъ I съ великою душевною скорбію былъ очевидцемъ ужасовъ русско-турецкой войны 1877--1878 годовъ, не будучи въ состояніи остановить ходъ событій. Послѣ войны и заключенія берлинскаго договора, опредѣлившаго новое положеніе, Порта была крайне нерасположена къ болгарскому церковному дѣлу и слышать не хотѣла о существованіи болгарской экзархіи. Тогда Іосифъ I удалился въ Восточную Румелію, въ Филиппополь, устроилъ здѣсь церковныя дѣла, обезпечилъ свои церковныя права органическимъ уставомъ этой области и въ качествѣ зкзарха Румеліи вернулся въ Константинополь, чтобы выжидать и дѣйствовать для расширенія своего вѣдомства въ Македоніи и Фракіи. Многія и сложныя причины парализовали усилія экзарха подвинуть церковный вопросъ въ Македоніи. При всемъ томъ ему удалось заручиться личнымъ благоволеніемъ султана и Порты и чрезъ то до извѣстной степени парализоватъ преслѣдованія со стороны греческой церкви и эллинизма, равно и дѣйствія другихъ иновѣрныхъ пропагандъ въ Македоніи и адріанопольскомъ округѣ и даже открыть здѣсь нѣсколько болгарскихъ училищъ. Подъ его предсѣдательствомъ выработанъ былъ уставъ, по коему и нынѣ управляется Болгарія въ церковномъ отношеніи. Православный болгарскій народъ -- въ княжествѣ, въ восточной Румеліи, въ Македоніи и Фракіи, имѣетъ одни и тѣже духовныя связи и, въ разной степени политической самостоятельности, составляетъ одно тѣло. Экзархъ -- представитель народа въ племенномъ и религіозномъ отношеніи. Настоящая его миссія -- приведеніе въ дѣйствіе султанскаго фирмана о болгарской экзархіи и защищеніе болгарской народности я языка въ турецкихъ владѣніяхъ, особенно въ Македоніи. Экзархъ Іосифъ I много сдѣлалъ для учебнаго дѣла болгаръ турецкихъ. Подъ его высшимъ надзоромъ и покровительстомъ состоятъ нынѣ свыше 490 болгарскихъ школъ, въ коихъ обучаются 23810 учениковъ и ученицъ при 640 учителяхъ и учительницахъ. Экзархъ Іосифъ I между другими орденами имѣетъ русскій орденъ Св. Анны 1 степени {Въ газ. "Сьвѣтникъ" (No 16, 1899) помѣщенъ также портретъ болгарскаго экзарха Іосифа I.}.
   16 декабря 1898 года въ г. Софія скончался на 71 году жизни предсѣдательствующій Св. Синода болгарскаго высокопреосвященный Григорій, митрополитъ доростольскій и червенскій. Покойный митрополитъ родился въ 1828 г. въ г. Сорока въ Бессарабіи отъ православныхъ родителей Григорія и Екатерины Нѣмцовыхъ. Первоначальное образованіе получилъ въ родномъ своемъ городѣ. Въ 1846 г. отправился на богомолье на Аѳонъ и такъ увлекся тамошнею природой и жизнію монашеской, что пожелалъ навсегда остаться въ хиландарскомъ монастырѣ. Здѣсь Григорій прошелъ хорошую школу подъ руководствомъ іеромонаха Кларіона Стояновича (впослѣдствіи макаріопольскаго, а за тѣмъ терновскаго митрополита) и архимандрита Неофита Возвели. И тотъ и другой -- извѣстные болгарскіе патріоты и церковные дѣятели -- содержались въ монастырѣ по суду константинопольскаго патріарха. живя въ обществѣ этихъ заточниковъ и будучи послушникомъ при Кларіонѣ, Григорій какъ бы спеціально подготовлялся къ тому, чтобы стать однимъ изъ служителей тому народно-церковному дѣлу, которымъ были одушевлены его наставники. Скоро молодой послушникъ сталъ инокомъ и въ отсутствіи своего старца, Кларіона, исполнялъ его писарскую должность въ монастырѣ. Въ 1850 г. Григорій поступилъ въ греческую школу въ Кареѣ, но не могъ оставаться здѣсь долго. Скоро ему пришлось сопровождать въ Константинополь своего старца, получившаго прощеніе отъ патріархіи. Константинопольскіе болгары избрали Кларіона настоятелемъ своей церкви въ Фанарѣ. Здѣсь же остался служить и рукоположенный въ діакона Григорій, исполняя вмѣстѣ съ этимъ должность учителя въ болгарскомъ училищѣ при той же церкви Годъ спустя онъ поступилъ въ греческое училище въ Фанарѣ и здѣсь занялся изученіемъ греческаго языка. Въ 1855 г. діаконъ Григорій участвовалъ въ коммиссіи, разбиравшей споръ хиландарскаго монастыря съ иверскимъ. Затѣмъ отправился въ Болгарію вмѣстѣ съ Кларіономъ, командированнымъ для разбора монастырскихъ дѣлъ въ Шумлу, Терновъ, Врачу, Ловечъ и Сливенъ. Кребываніе Григорія въ послѣднемъ городѣ совпало со временемъ, когда особенно обострился вопросъ о славянскомъ языкѣ при богослуженіи въ болгарскихъ церквахъ. Тутъ-же Григорію пришлось видѣть и разрѣшеніе этого вопроса. Но возвращеніи Григорія изъ хиландарскаго монастыря, куда былъ посылаемъ Иларіономъ, протосингеломъ терновской митрополіи, онъ поступилъ въ халкниское богословское училище, въ которомъ и окончилъ курсъ въ 1863 г. До 1869 г. состоялъ главнымъ учителемъ въ болгарскомъ училищѣ въ Фанарѣ и проповѣдникомъ при тамошней болгарской церкви. Бывъ еще разъ посланъ на Аѳонъ по поводу введенія общежитія въ хиландарскомъ монастырѣ, Григорій рукоположенъ былъ тамъ во священника и немного спустя патріархомъ Софроніемъ произведеніе въ архимандрита. Прослуживши послѣ этого нѣкоторое время настоятелемъ при болгарской церкви въ Фанарѣ, архимандритъ Григорій отправился въ Берковицу въ качествѣ намѣстника софійскаго митрополита. Посѣщая самолично и вмѣстѣ съ митрополитомъ епархію и окрестныя мѣста, онъ имѣлъ удобный случай изучить большую часть дунайскаго округа, близко познакомиться съ духомъ и стремленіями народа, равно какъ и съ турецкимъ управленіемъ. Затѣмъ по причинѣ болѣзни возвратился въ Константинополь и оставался тамъ до рѣшенія болгарскаго церковнаго вопроса. Избранный въ 1872 г. кандидатомъ на епископскія каѳедры: охридскаго идоростольскую, архимандритъ Григорій принялъ послѣднюю и, въ томъ же году рукоположенный въ митрополита, отправился въ свою епархію. Вскорѣ же былъ командированъ въ Нишъ и Пирогъ для разрѣшенія возникшихъ между мѣстнымъ архіереемъ и паствою недоразумѣній и былъ избранъ въ члены Синода. Въ 1875 г. по смерти терновскаго митрополита Иларіона былъ назначенъ управляющимъ терновскою епархіей, и управлялъ ею до конца 1878 г. Со времени освобожденія Болгаріи митрополитъ Григорій былъ делегатомъ болгарскаго экзарха при болгарскомъ правительствѣ и два раза управлялъ софійскою епархіей Много лѣтъ онъ былъ предсѣдательствующимъ въ болгарскомъ Синодѣ . Между различными знаками отличій митрополитъ Григорій имѣлъ русскіе ордена Св. Анны 1 стеи. и Св. Владиміра 2 степени.. Покойный митрополитъ Григорій занимаетъ видное мѣсто въ болгарской литературѣ. Въ самую горячую пору борьбы съ греками за независимость болгарской церкви онъ написалъ немало статей журнальныхъ и газетныхъ, въ которыхъ горячо отстаивалъ свободу національной церкви. Статьи его, исполненныя патріотизма и глубокаго пониманія дѣла, высоко цѣнились современниками. Въ теченіе своей почти полувѣковой дѣятельности митрополитъ Григорій принималъ самое живое участіе во всѣхъ важныхъ болгарскихъ народно-церковныхъ дѣлахъ и всюду отличался своею живостію и необычайною энергіей, своею рѣдкою добротою и великодушіемъ, и благодаря этимъ качествамъ пользовался самою широкою популярностію, какая едва-ли выпадала на долю другихъ болгарскихъ тружениковъ.. Съ самаго начала болѣзни его, продолжавшейся 9 дней, болгарскій князь и княгиня проявили живое участіе къ положенію болящаго, неоднократно лично навѣщали его, приглашенъ былъ нарочитый докторъ изъ Вѣны. Въ присутствіи князя, княгини и членовъ Св. Синода послѣдовала и самая кончина его. Все населеніе болгарской столицы съ нетерпѣніемъ слѣдило за теченіемъ болѣзни и съ глубокою скорбію встрѣтило извѣстіе о его кончинѣ. Народное болгарское собраніе приняло похороны его на государственный счетъ и закрыло засѣданіе 19 декабря, въ день похоронъ, въ знакъ народнаго траура. Народная скорбь и любовь къ почившему особенно сказались при торжественныхъ проводахъ его въ г. Рущукъ, каѳедральный городъ доростольско-червенской епархіи, которою митрополитъ Григорій управлялъ въ теченіе 26 лѣтъ. Душеприкащиками его были назначены: митрополитъ врачанскій Константинъ, архимандритъ Василій, духовный наставникъ княжича Бориса и одинъ рущукскій гражданинъ (И. Симеоновъ). Все свое движимое и недвижимое имущество покойный завѣщалъ на благотворительныя цѣли {Болѣе или менѣе подробныя свѣдѣнія о почившемъ митроп. Григоріи даютъ различные болгарскіе журналы и газеты: Православенъ Проповѣдникъ, 1898, ноябрь -- декабрь (съ изображеніемъ его на смертномъ одрѣ); Съвѣтникъ, 1898, No 50 и 1899, No 1; Христіански Учитель, 1899, январь; Бесѣда, 1899, No 2; Вѣсти, No 19 (отъ 1 января 1899 г). Ср. Церк Вѣсти 1899, No 1.}.
   Предсѣдательствующимъ Св. Синода болгарскаго блаженный экзархъ Іосифъ I назначилъ высокопреосвященнаго Досиѳея, митрополита самоковскаго. Это -- первый болгарскій митрополитъ, рукоположенный для возрожденной болгарской церкви болгарскими іерархами, такъ какъ до него всѣ болгарскіе архіереи рукополагаемы были греческимъ патріархомъ съ членами греческаго Св. Синода. Митрополитъ Досиѳей нѣсколько разъ былъ избираемъ членомъ Св. Синода болгарскаго, неоднажды и ранѣе былъ его предсѣдателемъ {Біографическія свѣдѣнія о новоназначенночъ предсѣдателѣ болгарскаго Св. Синода -- въ Богосл. Вѣстникѣ 1898, янв., стр. 85--87, по поводу двадцатипятилѣтія служенія его въ архіерейскомъ санѣ.}. На мѣсто Досиѳея членомъ Св. Синода избранъ въ началѣ апрѣля терновскій митрополитъ высокопреосвященный Климентъ, на котораго возложено было временное управленіе доростольско-червенскою митрополіей и который долженъ былъ произвести выборы новаго митрополита на означенную епархію. Кандидатами были архимандритъ Насилій, воспитатель княжича Бориса и преосвященный Анѳимъ, епископъ брѣгальницкій, викарій филиппопольской митрополіи. 11 апрѣля произведены были въ Рущукѣ выборы каноническаго архіерея на доростольско-червенскую митрополію и большинствомъ голосовъ избранъ архимандритъ Василій, каковой выборъ утвержденъ Св. Синодомъ {Выбранный на доростольскую каѳедру, архимандритъ Василій конечно не могъ оставаться воспитателемъ болгарскаго престолонаслѣдника, который, послѣ смерти матери, княгини Маріи Луизы, остался дѣйствительнымъ сиротою въ религіозномъ отношеніи, такъ какъ и доселѣ въ духовные воспитатели къ нему никто еще не назначенъ Здѣсь кстати отмѣтить, что въ нынѣшнемъ году день присоединенія къ православію княжича Бориса (2 февраля) ничѣмъ не ознаменовался въ пазахъ болгарскаго народа Но за то болгарскія газеты съ особеннымъ удовольствіемъ отмѣчаютъ, что княжичъ Борисъ 17 апрѣля, въ великую субботу, причастился Св. Таинъ въ рыльскомъ монастырѣ, "сердцѣ" религіозной болгарской жизни, въ присутствіи князя Фердинанда съ свитой и множества богомольцевъ съ разныхъ краевъ Болгаріи Въ теченіи всей страстной недѣли княжичъ Борисъ выдерживалъ строгій постъ, питался только медомъ и хлѣбомъ, выслушивалъ всѣ молитвословія, читавшіяся для него его воспитателемъ архим. Василіемъ и неопустительно присутствовалъ при церковныхъ богослуженіяхъ Князь съ своими дѣтьми пасху встрѣтилъ также въ рыльскомъ монастырѣ (Сьвѣтникъ, No 16).}. 18 іюля въ константинопольской экзархійской церкви послѣ совершенія божественной литургіи, въ присутствіи экзархійскихъ чиновниковъ и народа, блаженный экзархъ и присланные отъ Св. Синода болгарской церкви высокопреосвященные Симсонъ, митрополитъ варненскій и Константинъ, митрополитъ врачанскій, провозгласили каноническимъ митрополитомъ вдовствующей доростольско-червенской епархіи архимандрита Василія. 25 іюля въ болгарской церкви Св. Стефана божественную литургію совершалъ экзархъ въ сослуженіи съ вышеозначенными членами Св. Синода, а также съ пелагонійскимъ митрополитомъ Григоріемъ, экзархійскимъ протосингеломъ архимандритомъ Неоѳитомъ и остальнымъ столичнымъ духовенствомъ. За литургіей совершена хиротонія архимандрита Василія въ епископство, въ присутствіи княжескаго агента г. Готова и всего персонала агенства, экзархійскихъ чиновниковъ, учителей семинаріи съ ректоромъ Кандиларовымъ во главѣ, видныхъ болгарскихъ торговцевъ и множества народа. Послѣ литургіи благословеніе народу преподавалъ новый митрополитъ достольско-червенскій. По случаю возведенія въ санъ митрополита, высокопреосвященный Василій принималъ поздравленія отъ всѣхъ присутствующихъ, а равно получилъ множество поздравительныхъ телеграммъ, изъ коихъ отмѣтимъ телеграммы отъ князя Фердинанда, отъ престолонаслѣдника княжича Бориса и княжича Кирилла, отъ лицъ гражданской и военной свиты, отъ высокопреосвященнаго митрополита Максима, управляющаго ловчанской епархіей {Вѣсти, No 76.}. 10 августа новорукоположенный митрополитъ Василій отправился изъ Константинополя чрезъ г. Софію въ свой каѳедральный городъ Рущукъ, гдѣ ему была приготовлена блестящая встрѣча {Вѣсти, No 84; Съвѣтникъ, No 33.}.
   Новорукоположенный мигрополитъ Василій родился въ 1848 г. въ Константинополѣ. Родители его православные болгары были родомъ изъ Малаго Чифлика близъ Тернова. Первоначальное образованіе получилъ въ болгарскомъ училищѣ при церкви Св. Стефана въ Фанарѣ, подъ руководствомъ Иларіона макаріопольскаго, тогдашняго настоятеля церкви и учителя. Послѣ заточенія митрополита Иларіона, Василія принялъ подъ свое покровительство высокопреосвященный Григорій, митрополитъ доростольскій и червенскій. Вмѣстѣ съ другими тремя болгарами -- юношами, Василій былъ отправленъ, при содѣйствіи сербскаго дипломатическаго агенства, въ Бѣлградъ, гдѣ поступилъ въ гимназію въ 1861 г. и окончилъ курсъ въ 1865 г. Въ 1866 г. поступилъ въ халкинское богословское училище, въ которомъ окончилъ богословскія науки въ 1872 г. какъ пансіонеръ митрополита Григорія. Именно въ то время первые болгарскіе архіереи только что вступали въ свои епархіи. Молодой богословъ былъ рукоположенъ въ діакона 27 іюля 1872 г. и отправился съ Иларіономъ макаріопольскимъ въ качествѣ архидіакона при терновской митрополіи. Послѣ смерти старца Иларіона, онъ отправился къ своему благодѣтелю, рущукскому митрополиту. Въ 1879 г. митрополитъ Григорій отправилъ Василія въ Германію для продолженія богословскаго и философскаго образованія. Съ 1879 до 1884 г. Василій пробылъ въ Мюнхенѣ, Лейпцигѣ и Гейдельбергѣ. Въ гельдельбергскомъ университетѣ выдержалъ съ отличіемъ докторскій экзаменъ по философіи и получилъ дипломъ доктора философіи. Но возвращеніи въ Болгарію, онъ былъ назначенъ, съ согласія Св. Синода, протосингеломъ доростольско-червенской митрополіи, въ каковомъ санѣ и оставался до рукоположенія своего митрополитомъ той же епархіи. Послѣ присоединенія къ православію болгарскаго престолонаслѣдника, архимандритъ Василій былъ назначенъ духовнымъ воспитателемъ молодаго православнаго князя. Нужно замѣтить, что архимандритъ Василій былъ избранъ еще въ 1891 г. въ митрополита софійской епархіи, но онъ не принялъ этого назначенія по чисто внутреннимъ причинамъ: онъ не хотѣлъ жить отдѣльно отъ своего благодѣтеля, которому обязанъ своимъ воспитаніемъ и образованіемъ и которому вмѣстѣ съ личною преданностію хотѣлъ засвидѣтельствовать свою безграничную признательность {Вѣсти, 76.}.
   10 іюля 1899 г. Св. Синодъ болгарскій закрылъ свои лѣтнія засѣданія. Члены Синода высокопреосвященные митрополиты Симеонъ варненскій и Константинъ врачанскій прямо изъ г. Софіи отправились въ Константинополь для рукоположенія архимадрита Василія въ архіерейскій санъ, а прочіе отбыли въ свои епархіи. Изъ распоряженій Св. Синода отмѣтимъ слѣдующія два, касающіяся духовнаго просвѣщеніе. Во-первыхъ, Св. Синодъ учредилъ премію въ 4 тыс. левовъ (франковъ) за лучшее сочиненіе по исторіи болгарской церкви отъ ея начала до настоящаго времени. Срокъ конкурса 4 года. Во-вторыхъ, для того, чтобы доставить возможность болгарскимъ уроженцамъ получить богословское образованіе въ Россіи, Св. Синодъ назначилъ изъ своихъ суммъ 19 .полныхъ стипендій и 18 воспитанникамъ временныя пособія; кромѣ того учредилъ двѣ полныхъ стипендіи для изученія церковной живописи въ Россіи {Съвѣтникъ, No 29. Нѣсколько раньше Св. Синодъ пріобрѣлъ на сумму около 4 тыс. левовъ различныхъ книгъ религіозно-нравственнаго содержанія и разослалъ ихъ въ епархіальныя библіотеки, больницы, тюрьмы и т. д.}.
   Не мало болгаръ воспитывается въ Россіи на средства русскаго правительства. Газета, "Прѣпорецъ" сообщаюсь слѣдующія свѣдѣнія объ условіяхъ полученія стипендій, отпускаемыхъ русскимъ правительствомъ болгарамъ, желающимъ поступить въ высшія учебныя заведенія въ Россіи. Замѣтивъ, что ежегодно въ русскія консульства въ Болгаріи, Фракіи и Македоніи поступаетъ масса прошеній о стипендіяхъ для полученія образованія въ Россіи и что, по незнакомству просителей съ правилами распредѣленія стипендій, прошенія часто по той или другой причинѣ не достигаютъ своей цѣли, "Прѣпорецъ" даетъ слѣдующія указанія по этой части. Прежде всего прошенія о стипендіяхъ изъ Болгаріи сосредоточиваются въ дипломатическомъ агенствѣ въ г. Софіи, но могутъ подаваться и чрезъ рущукское консульство, или варненское, бургасское и филпппопольское вице-консульства. Прошенія изъ Македоніи сосредоточиваются въ солунскомъ генеральномъ консульствѣ, но могутъ подаваться и чрезъ скопійское консульство и битольское вцце-консульство. Прошенія изъ адріанопольскаго и константинопольскаго округовъ сосредоточиваются въ константинопольскомъ посольствѣ, но могутъ подаваться и чрезъ адріанопольское консульство. Всѣ прошенія о стипендіяхъ должны подаваться не позднѣе половины марта, такъ какъ къ 1 апрѣля посольства, агенства и консульства должны препроводить ихъ въ существующую для этой цѣли коммиссію въ Россіи. Всѣ прошенія, поступившія послѣ 1 апрѣля, остаются на мѣстѣ. Къ прошеніямъ должны быть приложены слѣдующіе документы: 1) обозначеніе того учебнаго заведенія, куда желаетъ поступить кандидатъ; 2) метрическое свидѣтельство и аттестатъ изъ того училища, гдѣ обучался, съ обозначеніемъ предметовъ, которые изучалъ, и 3) свидѣтельство о бѣдности родителей. Кандидаты ни въ какомъ случаѣ не должны являться въ Россію безъ разрѣшенія подлежащихъ агенствъ: явившіеся самовольно лишаются права на полученіе стипендій {Эти свѣдѣнія перепечатаны въ Съвѣтнкѣ, No 11.}.
   Въ обозрѣніи церковной жизни болгаръ за 1898 годъ мы упоминали о мѣропріятіяхъ Св. Синода, относящихся къ благоустройству болгарскихъ ставропигіальныхъ монастырей {Богосл. Вѣстникъ 1899. янв., стр 103.}. "Съвѣтникъ" отъ 26 января 1899 г. (No 3) съ удовольствіемъ отмѣчаетъ достигнутые благіе результаты этихъ мѣропріятій. Труды Св. Синода уже начали давать плодъ. Такъ, игумены троянскаго и банковскаго монастырей, Кириллъ и Парѳеній, люди способные и дѣятельные, ревностно заботятся объ устройствѣ ввѣренныхъ имъ монастырей согласно распоряженіямъ Св. Синода, о поднятіи монашеской жизни на высоту, требуемую монастырскими уставами, а равно и о хозяйственномъ преуспѣяніи своихъ монастырей. При троянскомъ монастырѣ построена обширная гостинница на 60 номеровъ, согласно плану и смѣтамъ, утвержденнымъ отъ Св. Синода... Благопріятныя вѣсти идутъ также о терновскомъ Преображенскомъ монастырѣ. О благоустройствѣ этого монастыря, какъ и другихъ въ терновской митрополіи, особенныя заботы прилагаетъ высокопреосвященный Климентъ. Преображенскій монастырь -- единственный въ Болгаріи, сохранившій уставъ общежительной монашеской жизни. Не мало потрудился этотъ монастырь для просвѣщенія народнаго и подъема религіозно-нравственной жизни. Игуменомъ назначенъ въ маѣ 1899 г. іеромонахъ Никодимъ, человѣкъ примѣрной монашеской жизни {Съвѣтникъ. No 20.}. Въ рыльскій монастырь назначенъ въ іюлѣ также новый игуменъ архимандритъ Іоанникій, бывшій преподаватель болгарской духовной семинаріи въ Константинополѣ. Прежній же игуменъ посланъ въ братство троянскаго монастыря {Съвѣтникъ. No 27.}.
   Болгарскія газеты сообщаютъ о прискорбномъ случаѣ съ сливенскимъ митрополитомъ Гервасіемъ, подвергшимся въ мартѣ 1899 г. публичному оскорбленію отъ водворившейся въ Болгаріи, съ паденіемъ кабинета Стоилова, стамбуловской партіи. Именно, въ г. Сливнѣ шайка стамбулистовъ взобралась безъ всякаго разрѣшенія на колокольню мѣстнаго собора и, съ криками, начала звонить во всѣ колокола съ цѣлью собрать митингъ. Но просьбѣ митрополита Гервасія, полиція разогнала шайку, и, для удовлетворенія возмущенныхъ гражданъ, арестовала предводителя шайки, нѣкоего Тополова. Но чрезъ нѣсколько часовъ въ участокъ явился окружный управитель, Нейновъ, разогналъ жандармовъ и, послѣ продолжительнаго собесѣдованія съ Тополовымъ, вмѣстѣ съ нимъ вышелъ изъ участка и отпустилъ его на всѣ четыре стороны. Вслѣдъ за тѣмъ чрезъ нѣсколько дней, митрополитъ Гервасій служилъ въ сливенскомъ соборѣ паннихиду по покойной княгинѣ Маріи Луизѣ. Послѣ паннихиды, когда митрополитъ Гервасій выходилъ изъ ограды собора, на него напала пьяная шайка и, въ присутствіи полиціи, среди бѣлаго дня, подняла ужасную площадную брань. Бывшій при этомъ околійскій начальникъ оказался такимъ же простымъ зрителемъ этого возмутительнаго факта, какъ и прочіе свидѣтели.. По поводу этого безчинія "Совѣтникъ" пишетъ: Высокопреосвященный митрополитъ Гервасій съ ранняго дѣтства служитъ церкви и отечеству и въ 1876 г., во время турецкихъ звѣрствъ, былъ единственнымъ неустрашимымъ защитникомъ нашего народа предъ турками. Такого вандализма къ своему духовному отцу не проявляется и между дикими племенами. Тяжело дѣяніе, учиненное сливенскими гражданами надъ митрополитомъ Гервасіемъ, и сердце обливается кровью при мысли, что существуютъ у насъ такіе звѣрскіе инстинкты. Газета "Миръ" по этому поводу говоритъ, что митрополитъ Гервасій въ данномъ случаѣ былъ жертвой не общественнаго инстинкта сливсискихъ гражданъ, а исключительно своихъ убѣжденій. За педѣлю до этого печальнаго событія -- пишетъ газета -- правительственный органъ "Новъ Отзывъ" написалъ статью, выведшую старые грѣхи митрополита наружу: Стамбуловъ перехватилъ его письмо къ русскому консулу, которому высокопреосвященный Гервасій писалъ, что онъ ежедневно возноситъ молитвы ко Всевышнему о долгоденствіи Русскаго Царя. Не надо забывать,-- продолжаетъ газета,-- что нынѣшній министръ-президентъ во время Стамбулова былъ министромъ внѣшней и церковной политики Болгаріи. Тоже правительство насильно изгнало высокопреосвященнаго Климента терновскаго изъ митрополіи. Тоже правительство въ одну ночь распустило Ов. Синодъ и разсѣяло членовъ его по Болгаріи.-- Особенно прискорбно, что высокопреосвященный Гервасій оскорбленъ былъ не только простыми гражданами-мірянами, но и кромѣ того двумя священниками. Подробности о семъ позорномъ для духовенства фактѣ, равно и о послѣдствіяхъ онаго для виновныхъ сообщаетъ нарочитое окружное посланіе сливенской митрополіи отъ 21 августа 1899 г. за No 2379, которое мы приведемъ въ дословномъ переводѣ.
   "Для того чтобы св. таинства не совершались лицами недостойными, боговдохновенные Св. Отцы нашей Св. Православной церкви установили, чтобы въ священный санъ поступали лица подготовленныя, испытанныя и признанныя достойными этого сана. Священникъ, какъ руководитель паствы въ дѣлѣ спасенія, какъ ходатай между Богомъ и человѣкомъ, долженъ во всѣхъ отношеніяхъ стоять выше другихъ, а для этого высокаго назначенія, для этого святаго призванія требуются лица подготовленныя, которыя бы вполнѣ сознавали свой долгъ, чтобы быть полезными служителями Богу и церкви. Въ этомъ направленіи и начальство прилагаетъ всѣ заботы и старанія по мѣрѣ возможности, чтобы призываемые къ священству соотвѣтствовали святому назначенію. Находятся однако лица, которыя своимъ притворствомъ обманываютъ духовное начальство и прибѣгая ко лжи прежде всего предъ своимъ духовнымъ отцемъ, добиваются священства, въ коемъ ищутъ только средствъ къ обогащенію. Для такихъ священниковъ нѣтъ ничего святаго. Страха Божія у таковыхъ нѣтъ. Предъ личнымъ ихъ благосостояніемъ не имѣютъ никакой важности интересы вѣры и церкви. Они способны продать все святое, лишь бы получить личное благо.-- Таковъ случай съ бывшими священниками Димитріемъ Пановымъ и Иваномъ Тодоровымъ, на коихъ св. таинство священства пало также, какъ сѣмя сѣятеля на камень Эти бывшіе священники въ своемъ забвеніи дошли до совершенной утраты сознанія того, что они священники и христіане. Съ одной стороны они въ качествѣ служителей церкви совершали различныя безчинія, съ другой -- объявили себя независимыми и непризнающими никакого начальства. Наконецъ они возмнили, что они избудутъ отъ своихъ грѣховъ, если похулятъ своего архіерея, и безъ всякого стыда, безъ всякаго человѣческаго достоинства, начали направо и налѣво хулить свое начальство; не довольствуясь и этимъ, написали брошюру, исполненную такихъ гнусныхъ вымысловъ, какіе можетъ придумать только совершенно падшій нравственно. Но наша Св. церковь не терпитъ никакого пятна. Высшая наша духовная власть, Св. Синодъ болгарской церкви, признавъ, что поведеніе тѣхъ священниковъ преступно, что они -- вредные члены клира церковнаго, опредѣленіями отъ 1 я 3 іюля сего года за No 57 и 58, осудило ихъ на низверженіе. Это синодальное опредѣленіе уже приведено въ исполненіе. Съ Димитрія Панова и Ивана Тодорова снятъ санъ и они болѣе не имѣютъ ничего общаго съ священствомъ. Сообщаемъ сіе къ свѣдѣнію вашему благоговѣинству. Да послужитъ вамъ примѣръ тѣхъ бывшихъ священниковъ въ назиданіе, да неотклонитесь отъ пути своего призванія и да будете истинными служителями Богу и церкви и полезными наставниками ввѣренной вамъ паствы.-- Вашъ во Христѣ молитствователь Сливенскій Митрополитъ Гервасій" {Съвѣтникъ, No 35 Ср. и No 14--15.}.
   Высокопреосвященный Гервасій проявляетъ усиленную архипастырскую заботливость о благосостояніи своей епархіи. Ежегодно онъ лично объѣзжаетъ части своей обширной епархіи, и въ нынѣшнемъ году посѣтилъ бургасскій округъ {Съвѣтникъ. No 24.}. Отмѣтимъ одно распоряженіе высокопреосвященнаго Гервасія. Незадолго до указаннаго прискорбнаго случая, именно въ мартѣ 1899 г. онъ раздѣлилъ свою епархію на нѣсколько благочинническихъ участковъ и назначилъ благочинными примѣрныхъ и ревностныхъ священниковъ. Каждый благочинный долженъ по крайней мѣрѣ три раза въ годъ навѣщать свой участокъ, что можетъ быть не безъ значенія для удовлетворенія многихъ болѣе или менѣе насущныхъ нуждъ въ мѣстныхъ приходахъ {Съвѣтникъ, No 11.-- Отмѣтимъ избраніе пелагонійскаго болгарскаго митрополита Григорія (Зафирова), кандидата московской духовной академіи выпуска 1889 года, почетнымъ членомъ Русскаго Археологическаго Института въ Константинополѣ. Въ маѣ 1899 г. русскій консулъ въ г. Битолѣ Ал. Ростовскій, въ сопровожденіи новоназначеннаго секретаря своего, Аничкова посѣтилъ высокопреосвященнаго Григорія и вручилъ ему почетный дипломъ вмѣстѣ съ оффиціальнымъ письмомъ отъ дирекціи института (Вѣсти, No 56).}.
   8 мая 1899 г. князь Фердинандъ, въ пріѣздъ свой въ г. Самоковъ, посѣтилъ богословское училище и училище "Фотиново". По сему случаю князь подарилъ 1000 левовъ училищу "Фотинову", 500 левовъ на церкви и 500 левовъ для раздачи бѣднымъ {Съвѣтникъ, No 19.}.-- Въ началѣ іюня командированы были въ г. Самоковъ отъ Св. Синода бывшій скопійскій митрополитъ и управляющій ловченской епархіей Максимъ и брѣгальницкій епископъ, управляющій филиппопольской епархіей Аненмъ для производства выпускныхъ экзаменовъ окончившимъ богословское училище ученикамъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ вышеназваннымъ архипастырямъ поручено было отъ Св. Синода всесторонне изучить условія, въ кои поставлено училище (и пансіонъ при немъ) въ Самоковѣ. 27 іюня въ воскресенье происходила торжественная, въ присутствіи множества народа, раздача училищныхъ свидѣтельствъ окончившимъ въ этомъ году ученикамъ. Послѣ молитвословія, митрополитъ Максимъ произнесъ высоконазидательную рѣчь къ ученикамъ, послѣ чего роздалъ свидѣтельства, а ученики произнесли нѣсколько декламацій. Всего выдержали выпускной экзаменъ 80 учениковъ {Тамъ же, No No 22 и 25.}. Пріемные и дополнительные экзамены въ самоковскомъ училищѣ начались съ 25 августа. Въ первый классъ предположено было принять 35 человѣкъ, изъ нихъ 30 стипендіатовъ и 5 своекошныхъ съ платою по 480 левовъ въ годъ. Стипендіаты обязаны поступать -- по достиженіи опредѣленнаго закономъ возраста -- въ духовное званіе или возвратить потраченную на нихъ сумму. Всѣ ученики должны носить однообразную священническую одежду. Вновь поступающіе должны имѣть не болѣе 18 лѣтъ отъ роду {Съвѣтникъ, No 29.-- Управлявшій пансіономъ училища архимандритъ Ѳеофилактъ въ маѣ назначенъ намѣстникомъ экзарха въ Солуни (Съвѣтникъ, No 20).}.
   27 іюня 1899 года по случаю окончанія учебнаго года происходилъ торжественный актъ въ константинопольской духовной семинаріи подъ предсѣдательствомъ болгарскаго экзарха Іосифа I, въ присутствіи высшихъ чиновниковъ зкзархіи. болгарскаго дипломатическаго агенства и многочисленной публики. Изъ прочитаннаго ректоромъ г. Кандиларовылгь извлеченія изъ годичнаго отчета видно, что 1898--1899 учебный годъ былъ шестымъ со времени открытія семинаріи (открыта 25 сент. 1892 г.), такъ что нынѣ семинарія даетъ первый свой выпускъ -- изъ 7 семинаристовъ. Учебныя занятія начались 16 сентября 1898 года съ 88 семинаристовъ (21 въ I кл., 17 въ II, 20 въ III, 14 въ IV, 9 въ V и 7 въ VI). Учителями были: 4 духовныхъ лица (архим. Іоанникій {Архимандритъ Іоанникій въ концѣ іюля 1899 года назначенъ игуменомъ рыльскаго монастыря (Вѣсти, No 74).}, о. Кириллъ, о. Протасій и русскій діаконъ Николай Махровъ, который безплатно преподавалъ нотное пѣніе), и г.г. Кандшіаровъ, Самарджіевъ, Градинаровъ, Зафировъ, Бочваровъ, Тилковъ, Ихчевъ и Георгіевъ. Въ теченіи года были произведены двѣ репетиціи: въ концѣ ноября и въ февралѣ. Съ 15 мая начались испытанія зрѣлости, выдержанныя удовлетворительно всѣми окончившими VI классъ; съ 31 мая начались остальные экзамены. На экзаменахъ много разъ лично присутствовалъ блаженный экзархъ Іосифъ I: на нѣкоторыхъ экзаменахъ присутствовали экзархійскій инспекторъ г. Юрдановъ и экзархійскій чиновникъ г. Начовъ. Учителя въ теченіи года имѣли 20 учительскихъ засѣданій. Семинарія часто посѣщалась посторонними лицами (особенно въ 1898 году по случаю освященія церкви), изъ нихъ одинъ сдѣлалъ пожертвованіе въ пользу ссминарекой библіотеки. По мѣсторожденію ученики были изъ 73 различныхъ мѣстъ и изъ 6 различныхъ округовъ, именно: 3 изъ Константинополя, 34 изъ солунскаго округа, 17 изъ битольскаго, 9 изъ екопшскаго, 11 изъ адріанопольскаго, 14 изъ Болгарскаго княжества. Окончили курсъ: 3 изъ Солунскаго округа и по 1 изъ битольскаго, адріанопольскаго и княжества Болгарскаго.-- Всѣ ученики семинаріи -- стипендіаты пансіонеры. Въ свободные часы семинаристы занимаются садоводствомъ. Пища въ посты -- постная, съ прибавленіемъ третьей порціи. Успѣхи учениковъ на экзаменахъ оказались удовлетворительными, и всѣ переведены въ соотвѣтствующіе высшіе классы.-- Послѣ прочтенія отчета согласно программѣ торжества имѣли мѣсто рѣчи, декламаціи, привѣтствія и пѣніе. Особенно трогательны были выраженія признательности учениковъ къ блаженному экзарху за его неусыпныя заботы и отеческую любовь къ семинаріи. Въ заключеніе всѣмъ окончившимъ курсъ экзархомъ выданы были дипломы и по экземпляру Библіи {Вѣсти, 1899, No 67.}.-- На 1899--1900 учебный годъ экзархія постановила принять въ I классъ семинаріи только 21 ученика и распредѣлила, изъ какихъ епархій и по скольку учениковъ должно быть принято. О присылкѣ подготовленныхъ кандидатовъ сообщено митрополитамъ и предсѣдателямъ общинъ. Кандидаты должны удовлетворять слѣдующимъ условіямъ: 1) должны имѣть не болѣе 16 лѣтъ, 2) должны имѣть свидѣтельство объ окончаніи III класса гимназій съ очень хорошимъ успѣхомъ и имѣть отличное поведеніе, 3) должны представить свидѣтельства о крещеніи и о бѣдности, 4) принимаются дѣти добрыхъ священниковъ или благочестивыхъ семействъ и 5) должны быть физически хорошо развиты и безъ тѣлесныхъ недостатковъ (въ семинаріи поступающіе подвергаются предварительному медицинскому осмотру). Поступающіе должны дать обязательство -- по окончаніи семинарскаго курса поступить въ духовное званіе не позднѣе 27 лѣтняго возраста, въ противномъ случаѣ должны возвратить деньги израсходованныя экзархіей за время обученія ихъ. Обязательства подписываются самими кандидатами на семинарію и ихъ родителями или заступающими мѣсто родителей. Изъ назначеннаго количества учениковъ 18 падаетъ на епархіи, и только 3 на экзархію собственно {Вѣсти, No 60.}. По случаю ремонта въ семинарскихъ зданіяхъ, учебныя занятія начались въ семъ году 15 сентября вмѣсто 1-го, какъ предполагалось раньше.
   Болгарское Благотворительное Братство "Іосифъ I" въ Константинополѣ, съ цѣлію ознаменовать событіе 8 сентября 1898 г.-- день освященія болгарской церкви въ Фанарѣ -- и вмѣстѣ съ тѣмъ для приращенія своихъ матеріальныхъ средствъ предприняло въ апрѣлѣ 1899 года изданіе двухъ альбомовъ. Одинъ подъ заглавіемъ "Споменъ отъ Цариградъ -- 8 сент. 1898" содержитъ 18 различныхъ видовъ Константинополя, особенно важныхъ для болгаръ (видъ церкви Св. Стефана, новой и старой, экзархійскаго дома, зданія семинаріи, больницы "Евлогій Георгіевъ" и др.). Другой альбомъ подъ заглавіемъ "Бѣлгарски Нерарси" содержитъ портреты всѣхъ болгарскихъ архипастырей, нынѣ здравствующихъ и умершихъ, всего 36 лицъ, а именно: экзархъ болгарскій Іосифъ, бывшій экзархъ Анѳимъ ум., митрополиты: Иларіонъ ум. терновскій, Авксентій ум. велесскій, Паисій ум. филиппопольскій, Панаретъ ум. филиппопольскій, Иларіонъ ум. кюстендильскій, Геннадій ум. велесскій. Доротей ум. скопійскій, Досиѳей самоковскій, Викторъ ум. нишскій, Григорій ум. доростольскій и червенскій, Симеонъ варненскій и прѣславскій, Евстаѳій пелагонійскій, Наѳанаилъ охридскій (нынѣ филиппопольскій), Мелетій ум. софійскій, Дамаскинъ ум. велесско-струмицкій, Серафимъ ум. сливенскій, Діонисій ум. ловченскій, Кириллъ скопійскій (нынѣ виддняскій), Климентъ терновскій, Константинъ врачанскій, Синесій охридскій (нынѣ скопійскій), Ѳеодосій скопійскій, Григорій охридскій (нынѣ пелагонійскій), Парѳеній софійскій, Максимъ скопійскій, Авксентій велесскій, Гервасій сливенскій, Козьма дебрскій, Герасимъ струмицкій, Меѳодій охридскій, Анѳимъ епископъ брѣгальницкій (недостаетъ, за ненахожденіемъ, портрета Аверкія митрополита врачанскаго) {Подробности и о цѣнѣ обоихъ альбомовъ, а равно объ изданныхъ тѣмъ же Благотворительнымъ Братствомъ фотографическихъ группахъ. "Освящеиието на Бѣлг Църква Св. Стефанъ, въ Фенеръ, Цариградъ" и "Първий Бѣлгарский Съборъ въ Цариградъ, 23 Февруарий 1871" -- въ газ. "Вѣсти", 1899, No 47.}.
   Корреспондентъ "Съвѣтника" указываетъ какъ на насущную потребность времени -- 1) основаніе богословской библіотеки, въ коей интересующіеся могли бы находить не только необходимыя пособія для изученія православной догматики, нравственнаго богословія, пастырскаго богословія и церковнаго права, но и тѣ предметы, коими поднимается религіозность народа, какъ то: иконы, богослужебныя книги, сосуды, церковныя облаченія и т. д. и 2) основаніе синодальной типографіи, для печатанія книгъ церковныхъ и вообще религіозно-нравственнаго содержанія, по образцу русскихъ синодальныхъ типографій.. По поводу этой корреспонденціи, редакція "Съвѣтника" замѣчаетъ, что вопросъ о богословской библіотекѣ и синодальной типографіи -- не новый и не въ первый разъ поднимается. Онъ одинъ изъ старыхъ вопросовъ, которымъ занималась болгарская церковь еще во время возстановленія своей независимости, но и въ настоящее время онъ едва-ли разрѣшимъ по отсутствію необходимыхъ матеріальныхъ средствъ (для иллюстраціи денежныхъ затрудненій указывается на то, что для постройки духовнаго училища пришлось обратиться къ добровольной помощи и безъ того бѣднаго духовенства, каковая помощь все таки оказалась недостаточною).. Устройство синодальной типографіи -- очень сложное дѣло и при томъ очень дорогое, требующее для перваго обзаведенія по крайней мѣрѣ 100 тыс. левовъ. Болгарская же церковь совсѣмъ не имѣетъ денегъ,-- даже по предмету содержанія канцеляріи Св. Синода она принуждена смотрѣть изъ рукъ другихъ, какъ еще угодно будетъ отпустить средства тѣмъ, между коими имѣются не только ея враги, но и ея чада и изъ среды коихъ она исключена вопреки ея праву. Но при всемъ томъ редакція надѣется, что болгарская церковь съумѣетъ устранить и эти препятствія и современемъ будетъ имѣть и собственную типографію и богословскую библіотеку. А пока что потребность въ богословской библіотекѣ восполняется библіотекой софійскаго священническаго общества, состоящей подъ вѣдѣніемъ софійскаго митрополита, годъ отъ году все больше развивающей свою дѣятельность и между прочимъ вѣдающей дѣло продажи книгъ богословскаго содержанія {Съвѣтникъ, 1898, No 48--49.}.-- Въ этомъ отношеніи любопытно постановленіе священническаго съѣзда старозагорской епархіи отъ 2 мая 1899 г. объ основаніи священническихъ библіотекъ -- центральной въ Старой Тагорѣ и отдѣленій въ благочинническихъ округахъ епархіи, и объ однообразномъ управленіи этихъ библіотекъ, которое должно быть утверждено съѣздомъ, а также о введеніи однообразнаго исполненія церковныхъ чинопослѣдованій, службъ и церковныхъ требъ, о предоставленіи священникамъ права заявлять на съѣздѣ о всѣхъ недоумѣнныхъ вопросахъ, встрѣчающихся въ церковной практикѣ {Вѣсти, 1899, No 53.}.
   Упадокъ религіозности и нравственности въ современномъ болгарскомъ обществѣ констатируется въ оффиціальномъ документѣ -- окружномъ циркулярѣ министра народнаго просвѣщенія и церковныхъ дѣлъ Т. Иванчова отъ 8 марта 1899 г. Отмѣтивъ въ началѣ циркуляра, что со времени освобожденія болгары достигли огромныхъ успѣховъ въ матеріальномъ отношеніи и въ усвоеніи всякихъ знаній, министръ далѣе высказываетъ, что въ современномъ болгарскомъ обществѣ замѣчается постепенный упадокъ нравственности, вслѣдствіе чего обычными являются нетвердость въ мнѣніяхъ и убѣжденіяхъ, злостная вражда и партизанство, раздоры, насилія, произволъ, развратъ, отрицаніе авторитетовъ и легкое отношеніе по всему святому и возвышенному.. И эта зараза прививается и даетъ плоды и между учащеюся молодежью. Весьма часто ученики исключаются за обманы, воровство, поддѣлки и другіе безнравственные поступки. Многое еще нужно сдѣлать для нравственнаго воспитанія дѣтей и общества... Въ виду такого положенія дѣлъ, министръ въ концѣ циркуляра объявляетъ, что онъ приметъ соотвѣтствующія мѣры, а именно; будетъ награждать учителей, ревностно заботящихся о нравственномъ воспитаніи дѣтей, и наказывать тѣхъ, которые легкомысленно относятся къ своимъ обязанностямъ и своимъ поведеніемъ въ обществѣ подаютъ дурной примѣръ и подкапываютъ общественную нравственность {Циркуляръ напечатанъ полностію въ Сьвѣтникъ, No 13.}. Болгарскіе журналы и газеты съ особенною настойчивостію сѣтуютъ на непосѣщеніе храмовъ Божіихъ какъ взрослыми болгарами, такъ и учащеюся молодежью. "Вчера было воскресенье,-- пишетъ корреспондентъ одной газеты. Пришло мнѣ на умъ обойти всѣ церкви столицы (г. Софіи), не для того, чтобы молиться во всѣхъ церквахъ, но чтобы посмотрѣть, гдѣ столичные богомольцы, которыхъ мы никакъ не можемъ замѣтить въ церкви Св. Недѣли {Церковь "Св. Недѣли" ("Св. Краля") -- главный столичный храмъ православныхъ болгаръ.}. Вездѣ мы побывали. Повсюду пустота, пустые храмы. Счастливое исключеніе составляетъ только католическій храмъ. Здѣсь скамьи всѣ до одной заняты. Полнота и разнообразіе! Но, Боже мой! откуда эти набожные католики въ кителяхъ съ шашками? Да и все-ли тутъ католики? За чѣмъ они здѣсь? Чего ищутъ?.. Вотъ тамъ за одной скамьей съ молитвенникомъ въ рукѣ молится чиновникъ съ своей женой; тамъ .офицеръ съ лицемѣрной физіономіей сидитъ и наблюдаетъ смиренно молящихся женщинъ! Всѣ молятся, но по разному.. Входимъ въ главный православный храмъ (Св. Недѣли или Св. Краля). О, священная пустота! Пять -- шесть старухъ, съ десятокъ недужныхъ старцевъ, больныхъ женщинъ и калѣкъ.. Голосъ священнослужителя носится какъ погребальное пѣніе. Вотъ полное представленіе агоніи религіи! Здѣсь при замирающемъ голосѣ священника таинственное "Господи помилуй"! пѣвческаго хора напоминаетъ намъ общее пѣніе христіанъ въ древнихъ- катакомбахъ. Таинственность, печальная пустота!.. Болгарія, гдѣ твои богомольцы? Софія, гдѣ твои православныя чада? Гдѣ набожные болгары, которые наполняли твои храмы? Одни -- въ храмахъ францисканцевъ, другіе -- въ молитвенномъ домѣ евангеликовъ и лютеранъ, третьи отсыпаются послѣ долгаго бдѣнія въ кафешантанахъ, а четвертые ранымъ рано обходятъ городъ, чтобы сѣять искушеніе и соблазнъ.. Религія стала заброшеннымъ знаменемъ, почернѣвшимъ и ободраннымъ! Теперь нѣтъ нужды въ Богѣ, чтобы Ему молиться, потому что нѣтъ турка, который-бы намъ напоминалъ о молитвѣ. Правда, уста наши творятъ молитву, но не предъ олтаремъ, а предъ златымъ тельцомъ, предъ службодателями, предъ начальниками гешефтовъ {Съвѣтникъ, No 35 (изъ газ. "Новъ Отзивъ" No 231).}".. "Во время церковныхъ богослуженій -- читаемъ въ другомъ мѣстѣ -- въ нѣкоторыхъ городахъ и селахъ видимъ, что корчмы совнѣ закрыты, но извнутри слышатся говоръ, звонъ чашъ, шлепанье картъ и т. п.,-- иные не стѣсняясь отправляются оттуда въ свои дома спать среди дня, -- а бѣдный священникъ читаетъ, кадитъ и пр., но для кого?.. Не лучше, если въ иной большой праздникъ соберется много народу въ церкви. Вотъ одинъ унесся своими мыслями Богъ знаетъ куда, и лишь по временамъ спохватывается и машинально крестится глядя на другихъ. Другой задумался о томъ, какъ бы получше выпить и поѣсть. А третьи вступили въ разговоръ, какъ будто находятся въ корчмѣ. О! всякая благоговѣйность отсутствуетъ! Зачѣмъ тогда ходимъ въ церковь? Такое ли ея назначеніе? Какое униженіе! Особенно жаль, что наша молодежь, воображая, что она все знаетъ, совсѣмъ рѣдко бываетъ въ церкви. Да и какъ ей ходить, когда, видишь, иной еще только появился на свѣтъ Божій и еще, что называется, молоко на губахъ у него не обсохло, а и тотъ говоритъ, что нѣтъ Бога! Говоритъ со словъ недоученыхъ взрослыхъ, прочитавшихъ нѣсколько сочиненій Ренана, Вольтера, Бюхнера и др. и ничего незнающихъ о мысляхъ великихъ мужей и философовъ вѣрующихъ и преданныхъ религіи {Съвѣтникъ, No 33.}. Въ виду такого печальнаго факта "Съвѣтникъ" неоднократно говоритъ о необходимости лучшей постановки преподаванія Закона Божія въ училищахъ {NoNo 14--15, 28 32 и др. Объ этомъ же вопросѣ говоритъ авторъ статьи: "За религиозного образование въ нашитѣ срѣдни училища" въ журн. "Христиански Учитель", 1899, январь, стр. 85--94.} и о необходимости открытія при Высшемъ училищѣ въ г. Софіи каѳедры богословія {Съвѣтникъ, No 14--15.}.
   Отмѣтимъ теперь отрадныя явленія церковной жизни болгаръ, имѣющія болѣе или менѣе близкое отношеніе къ Россіи. Сюда относимъ церковное празднованіе 19 февраля, какъ дня освобожденія Болгаріи отъ вѣковаго рабства, и 11 мая, дня свв. Кирилла и Меѳодія, какъ училищнаго и всенароднаго праздника,-- сооруженіе храмовъ въ память освобожденія Болгаріи Россіей и для вѣчнаго поминовенія воиновъ, павшихъ въ войну 1877--1878 г.г., церковное празднованіе годовщины шипкинскаго боя и проэктъ памятника Императору Александру II въ г. Софіи.
   19-му февраля посвящена прекрасная рѣчь редактора газеты "Съвѣтникъ" на слова Спасителя: "Никой нѣма по-голѣма любовъ отъ този, что-то да положи нѣкой душата си за приятелитѣ си" (Іоан. 15, 13). Ораторъ съ необычайною живостію чувства изображаетъ величіе освободительной войны 1877--1878 г.г., какъ всемірнаго свидѣтельства издавна связывающихъ Россію и Болгарію единой православной вѣры, безкорыстной любви и братскихъ племенныхъ чувствъ, и за тѣмъ -- безграничную благодарность и признательность болгарскаго народа къ своей освободительницѣ Россіи {Съвѣтникъ. No 17.}.
   11-е мая, день свв. Кирилла и Меѳодія, издавна торжественно празднуется повсемѣстно въ Болгаріи какъ нарочитый школьный и всенародный праздникъ. Такъ было и въ нынѣшнемъ году. Болгарскія газеты полны извѣстій о торжественномъ празднованіи этого дня не только въ обѣихъ столицахъ (Софіи и Константинополѣ), но и въ самыхъ отдаленныхъ провинціальныхъ городахъ и селахъ. Въ г. Софіи послѣ торжественной литургіи въ каѳедральномъ храмѣ состоялся крестный ходъ всего столичнаго духовенства -- въ сопровожденіи массы народа -- изъ собора на площадь предъ Народнымъ Собраніемъ, гдѣ были заблаговременно разставлены воспитанники и воспитанницы всѣхъ софійскихъ училищъ {При семъ корреспондентъ "Съвѣтника" замѣчаетъ, что число учащихся въ софійскихъ школахъ обоего пола простирается свыше 10 тысячъ, при 100 учителяхъ и учительницахъ.}. Здѣсь же были расположены различныя части софійскаго гарнизона. Вслѣдъ за духовенствомъ прибылъ князь Фердинандъ съ своими дѣтьми въ сопровожденіи военной и гражданской свиты, и былъ встрѣченъ софійскимъ митрополитомъ Парѳеніемъ съ крестомъ въ рукѣ и духовнымъ воспитателемъ болгарскаго престолонаслѣдника архимандритомъ Василіемъ. На площади въ нарочито устроенномъ роскошномъ павильонѣ были совершены торжественное молебствіе и водосвятіе, въ присутствіи всѣхъ министровъ, русскаго дипломатическаго агента и генеральнаго консула г. Бахметьева и прочихъ чиновъ консульства, высшихъ чиновъ, знатныхъ гражданъ и пр. Послѣ провозглашенія многолѣтія княжескому дому, учащимъ, учащимся и всему болгарскому народу, одинъ учитель гимназіи произнесъ одушевленную рѣчь о значеніи свв. Кирилла и Меѳодія, какъ славянскихъ просвѣтителей. Торжество окончилось взаимными привѣтствіями и церковнымъ парадомъ войскъ. Вечеромъ того же дня было устроено нарочитое народное гулянье въ городскомъ саду, которое также посѣтилъ болгарскій князь {Съвѣтникъ, No 19.}. Въ Константинополѣ 11-го мая была совершена торжественная литургія въ экзархійской церкви св. Стефана {Къ сожалѣнію, экзархъ Іосифъ I по болѣзни не могъ принять участіе въ богослуженіи.}, въ присутствіи чиновъ болгарскаго дипломатическаго агенства, экзархійскихъ чиновниковъ, преподавателей семинаріи, училища и коллегіи Роберта, учащихся и огромной массы народа, наполнявшаго не только церковь, но и весь церковный дворъ и ближайшія улицы. Послѣ прочтенія Евангелія архимандритъ Іоанникій, преподаватель семинаріи, произнесъ глубоконазидательное слово на текстъ: "Коль красны ноги благовѣствующихъ миръ, благовѣствующихъ благая" (Римл. 10, 15). Служба окончилась водосвятіемъ во дворѣ церковномъ и многолѣтіемъ. Послѣ литургіи состоялся народный праздникъ въ загородномъ саду, устроенный болгарскимъ Благотворительнымъ Братствомъ "Іосифъ I" и прошедшій весьма оживленно {Вѣсти, No 54. Слово архим. Іоанникія напечатано въ No 55 той же газеты.-- О празднованіи въ провинціи -- Вѣсти, NoNo 56, 57, 61 и др.}.
   По сообщеніямъ болгарскихъ газетъ, болгарское правительство рѣшило съ начала будущаго года приступить къ сооруженію величественнаго храма въ г. Софіи во имя св. Александра Невскаго въ память освобожденія Болгаріи Россіей. Суммы, собранныя на этотъ предметъ, простираются до 1 мил. 600 тыс. левовъ (франковъ) {Съвѣтникъ, No 33; Вѣсти, No 85.}. Проэктъ и планъ означеннаго храма изготовлены извѣстнымъ строителемъ Верхнихъ Торговыхъ Рядовъ въ Москвѣ, профессоромъ Академіи художествъ А. Н. Померанцевымъ, который въ 1898 г. провелъ нѣсколько мѣсяцевъ въ Софіи для окончанія своей работы въ соотвѣтствіи съ мѣстными условіями. При храмѣ, по слухамъ, будетъ учреждена духовная семинарія.
   Духовная семинарія предположена также при храмѣ или точнѣе монастырѣ, воздвигаемомъ у подножія Балканъ въ южной Болгаріи, для вѣчнаго поминовенія воиновъ, павшихъ въ войну 1877--1878 годовъ. Изъ отчета комитета по сооруженію этого храма видно, что къ 1 января 1898 года въ капиталахъ комитета состояло въ процентныхъ бумагахъ и наличныхъ деньгахъ 695.411 рублей 49 1/2 копѣекъ. Въ теченіе 1898 года поступило всего 168.888 руб. 82 к., такъ что къ 31 декабря 1898 года въ кассѣ состояло 864. 300 рублей 31 1/2 копѣйки. За это же время комитетомъ было израсходовано всего 285.373 рубля, такъ что къ 1 января 1899 года въ кассѣ состояло въ наличности 578.927 рублей 31 1/2 копѣекъ. Изъ этой суммы въ расходномъ капиталѣ состоитъ 323.925 рублей, въ запасномъ 239.645 руб. 84 1/2 копѣйки, въ спеціальномъ капиталѣ 17.781 рубль 36 1/2 коп. и въ спеціальныхъ суммахъ (съ особымъ назначеніемъ по волѣ жертвователей) 2.191 рубль 91 1/2 копѣйки. На проценты расходнаго капитала комитета въ 1898 году воспитывалось 43 болгарина,-- въ академіяхъ 25, семинаріяхъ 15 и училищахъ 3. Въ 1898 году возведенъ подвальный этажъ храма высотою 4 1/2 аршина, поставленъ гранитный цоколь высотой 1,4 аршина, стѣны храма и галлерей возведены на высоту 10 аршинъ отъ поверхности земли. Выведены только стѣны зданія семинаріи, произведены постройки временныхъ зданій: амбара для строительныхъ матеріаловъ, водопровода отъ рѣчки, сарая для цемента, кузницы, навѣтовъ для черченія шаблоновъ и камнетесовъ, бань для русскихъ рабочихъ и др. {Моск. Вѣдом. 1899, No 184.}.
   Въ нынѣшнемъ году было особенно торжественно отпраздновано въ г. Софіи 11-е августа, день годовщины шипкинскаго боя. Утромъ въ софійскомъ каѳедральномъ храмѣ отслужена была софійскимъ митрополитомъ Парѳеніемъ торжественная паннихида при сослуженіи многочисленнаго духовенства и при пѣніи прекраснаго хора пѣвчихъ. Въ соборѣ присутствовали: министръ-президентъ, русскій дипломатическій агентъ и генеральный консулъ съ членами консульства, командированный въ Болгарію на смотръ войскъ по Высочайшему повелѣнію полковникъ Епанчинъ, министры, чины центральнаго комитета ополченскихъ дружествъ, городской голова, ополченцы бывшаго болгарскаго ополченія и множество нглода, переполнившаго храмъ и покрывавшаго паперть его и окружающую площадь. Многіе изъ бывшихъ ополченцевъ явились въ соборъ въ мундирахъ, которые они носили во время войны, и немалое число изъ нихъ были украшены знаками отличія русскаго военнаго ордена. Въ соборѣ же находилось знамя одной изъ дружинъ бывшаго болгарскаго ополченія. Во время паннихиды неоднократно поминались "блаженно почивающій Освободитель нашъ Императоръ Александръ Николаевичъ и всѣ православные русскіе и болгарскіе воины и ратники, животъ свой на нолѣ брани положившіе". По окончаніи паннихиды предсѣдатель центральнаго Поборнико-Ополченскаго Общества Стояновъ произнесъ рѣчь о значеніи освободительной войны вообще и шипкинскихъ боевъ въ частности, закончивъ ее поминовеніемъ "Великаго Виновника освобожденія, въ Бозѣ почивающаго Царя-Освободителя". Послѣ паннихиды состоялся въ софійскомъ городскомъ саду на открытомъ воздухѣ завтракъ ополченцевъ, на которомъ присутствовали министры, представители Россіи и бывшіе ополченцы -- герои шипкинскихъ августовскихъ боевъ. Во время завтрака первый тостъ былъ предложенъ бывшимъ ополченцемъ, городскимъ головою Хр. Поповымъ, который произнесъ рѣчь, съ выраженіемъ вѣчной благодарности Царю-Освободителю и Россіи и закончилъ ее здравицею за Государя Императора, здравица эта была принята съ чрезвычайнымъ воодушевленіемъ, музыка исполнила русскій народный гимнѣ, и долго гремѣло восторженное "ура". Русскій дипломатическій агентъ г. Бахметьевъ благодарилъ за выраженныя чувства преданности Россіи и памяти героевъ войны и предложилъ здравицу за здоровье князя Фердинанда и за Болгарію. Затѣмъ былъ произнесенъ цѣлый рядъ тостовъ за Россію и Болгарію, причемъ министръ-президентъ Грековъ говорилъ о единеніи братскихъ народовъ -- русскаго и болгарскаго; въ томъ же духѣ говорили и другія лица... Въ тотъ же день, около 6 час. вечера, къ зданію русскаго консульства прибыли бывшіе ополченцы со знаменемъ и хоромъ военной музыки, въ сопровожденіи массы народа. Ополченцы явились съ ружьями, украшенными цвѣтами; они выстроились противъ зданія русскаго консульства и хоръ музыки исполнилъ гимнѣ "Боже, Царя храни" при восторженныхъ кликахъ народа. Русскій дипломатическій агентъ вышелъ къ ополченцамъ, и, выслушавъ новое выраженіе ихъ чувствъ преданности Государю Императору и Россіи, искренно поблагодарилъ ихъ. Въ отвѣтъ загремѣло "ура", и музыка вновь исполнила русскій народный гимнѣ {Воспоминанію славнаго шипкинскаго боя посвящены статьи въ болгарскихъ газетахъ, см. въ Съвѣтникъ, No 32. Ср. Церк. Вѣд. No 31 и Моск. Вѣд. No 269.}.
   Софійское Ноборнико-Ополченское Общество подняло -- по сообщенію корреспондента "С.-Петербургскихъ Вѣдомостей" -- вопросъ о постановкѣ памятника Императору Александру 11 въ г. Софіи и при немъ инвалиднаго дома для болгарскихъ ветерановъ. Городское управленіе Софіи сочувственно отнеслось къ этой мысли и въ іюльскую свою сессію текущаго года единогласно постановило предоставить для этой цѣли садъ, находящійся предъ русскимъ генеральнымъ консульствомъ. Князь Фердинандъ устроилъ 19 августа первое собраніе комитета по постройкѣ памятника Царю-Освободителю {Въ составъ комитета вошли слѣдующія лица: Ст. Заичовъ, Хр. Г. Поповъ, Ал. Людскановъ, Боткинъ -- первыя секретарь русскаго дипломатическаго агенства, Я. Стояновъ, Хр. Басчаджіевъ, И. Бобевскій, Н. Лазаревъ и Сарафовъ инженеры, Митовъ и Морквичка художники и Васильевъ и Шатцъ скульпторы. (Съвѣтникъ. No 84).}, которое было открыто слѣдующею рѣчью софійскаго городскаго головы Хр. Попова: "Въ началѣ апрѣля 1877 года въ Бозѣ почившій Великій Царь-Освободитель и Всероссійскій Императоръ Александръ II, глубоко тронутый муками нашего многострадальнаго отечества, изрекъ свое мощное царское слово; "Да будетъ Болгарія свободна"! И озарила свобода наше отечество, которое въ теченіе пятисотъ лѣтъ несло тяжелое иго Русскій народъ, исполняя желаніе Царя-Освободителя, принесъ жертву, на которой создалась свободная Болгарія. Храбрая армія, съ великимъ Царемъ во главѣ, рядомъ сраженіи и славныхъ побѣдъ завоевала освобожденіе нашего дорогого отечества. Свобода Болгаріи -- вѣчный неувядаемый вѣнецъ на главѣ того, кто столь достойно, высоко я справедливо заслужилъ его! Свободная и независимая Болгарія вѣчно благодарна ему за его великій христіанскій подвигъ! Поборники и ополченцы -- ветераны болгарской свободы, которые плечо въ плечо сражались съ храбрыми русскими войсками подъ Старой Загорой, Шипкой. Шейновомъ, Бозлуджей, Батакомъ, Перутицей и въ другихъ мѣстахъ, проникнутые высокимъ чувствомъ признательности и благодарности за все, совершенное въ Бозѣ почившимъ Царемъ-Освободителемъ для Болгаріи, и желая увѣковѣчить память его, подали въ софійское городское управленіе заявленіе съ просьбой, чтобы дано было видное мѣсто въ столицѣ для постановки великолѣпнаго памятника Царю-Освободителю и инвалиднаго дома для болгарскихъ ветерановъ" (на что, какъ мы видѣли, городское управленіе отозвалось съ полною готовностью). Въ этомъ же собраніи предсѣдателемъ комитета избранъ былъ Стоянъ Займовъ, русскій дипломатическй агентъ г. Бахметьевъ -- почетнымъ членомъ комитета. Что касается самого памятника, то собраніе, не входя пока въ детали, рѣшило соорудить его изъ мрамора.
   Въ началѣ текущаго года мы сообщали объ успѣхахъ болгарской церкви въ Македоніи {Богосл. Вѣсти 1899, январь, стр. 112--114.}. Благопріятное положеніе продолжается и доселѣ. Правда, турецкое правительство, по сообщенію газеты "Миръ", два раза подъ рядъ письменно требовало отъ экзарха, чтобы были удалены съ своихъ каѳедръ струмицкій митрополитъ Герасимъ и скопійскій митрополитъ Синесій, но требованіе это осталось безъ исполненія. Относительно митрополита Синесія пущенъ былъ въ газеты слухъ, что онъ самъ по телеграфу подалъ въ отставку. Но и этотъ слухъ оказался лишеннымъ всякаго основанія {Съвѣтникъ. NoNo 33 и 35; Вѣстн., No 86.}.
   Кумановская церковь близъ г. Сколіи,-- о которой такъ долго спорили болгары и сербы, нынѣ окончательно отдана болгарамъ, благодаря ходатайству экзарха и содѣйствію болгарскаго правительства {Съвѣтникъ, No 35.}.
   Случаются иногда столкновенія между болгарами и сербами {По сообщенію черногорской газеты "Оногошт" (отъ 9 сент. 1899 г. No 18) столкновеніе между болгарами и сербами имѣло мѣсто въ Кумановѣ изъ за церковной земли. Уѣздный начальникъ Куманова передалъ сербамъ землю для церкви,-- которую тѣ освятили и поставили загородку. Болгарскія женщины загородку сломали, за что были арестованы полиціей. Въ результатѣ получилось сильное взаимное раздраженіе. Изъ опасенія безпорядковъ закрыты лавки. Назначено разбирательство въ скопійскомъ судѣ.} съ одной стороны, и между приверженцами патріархіи и экзархіи съ другой, но и эти столкновенія обыкновенно оканчиваются въ пользу болгаръ. Такъ, въ г. Струмицѣ возникла было въ маѣ 1899 года борьба на экономической почвѣ между патріархистами и экзархистами. Греческій митрополитъ предложилъ своимъ пасомымъ не имѣть общенія съ экзархистами, ни покупать у нихъ, ни продавать имъ. Болгарскій митрополитъ Герасимъ съ своей стороны подкрѣпилъ распоряженіе греческаго митрополита, предложивъ окружнымъ посланіемъ своей паствѣ точно сообразоваться съ желаніемъ греческаго духовнаго начальства и избѣгать патріархистовъ. И что же? На первомъ же базарѣ оказались неудобства такого разобщенія, такъ какъ патріархисты остались безъ покупателей, некому стало продавать, такъ что греческій митрополитъ подъ давленіемъ своихъ же пасомыхъ долженъ былъ изыскивать средства, какъ бы ослабить свое прежнее запрещеніе {Вѣсти, No 58.}.

Г. Воскресенскій.

   4 октября
   1899 года.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru