ВОСКРЕСЕНСКИЙМихаил Ильич [1803 -- 12(24).12.1867, Москва], поэт и беллетрист. Сын священника (в ф. с. 1853 г. записано "из дворян"). Окончил филос. курс Перервинской духовной сем. (Москва), а затем мед. ф-т Моск. ун-та (1821--26). По окончании "вступил в штат московской полиции частным лекарем" (1826)*. С 1833 ординатор Градской больницы, а через неск. лет одновременно и медик Моск. конторы имп. театров (за безупречную службу неоднократно поощрялся). Уже будучи известным литератором, в 1846 "определен учителем рус. словесности при Моск. театр. уч-ще". О лит. связях и контактах В. сохранились скупые сведения; в сер. 30-х гг. посещал салон Н. С. Селивановского (большинство произв. Б. напечатано в его типографии); в 40-е -- сер. 50-х гг. печатался в ж. "Пантеон" (публ. вошли в сб. "Повести и рассказы", ч. 1--4,М., 1857--58); но большая часть его произв. миновала ж-лы.
В. подвизался на писательском поприще без малого 40 лет и был необычайно плодовит (выпустил более 40 томов). Вначале выступил как переводчик ром. В. Скотта: "Талисман, или Ричард в Палестине" (ч. 1--3, М., 1827), "Сен-Ронанские воды" (ч. 1--6, М., 1828), "Морской разбойник" ("Корсар") (ч. 1--4, М., 1828), "Пертская красавица" (ч. 2, 4, М., 1829) (все пер. с франц. яз.).
В 1828 выпустил анонимно 1-ю гл. романа в стихах "Евгений Вельской" (М.); 2-я и 3-я главы вышли вместе в 1829, а отрывки из 4-й -- в альм. "Полярная звезда на 1832 г." и "Улыбка весны" (1832) И. Н. Глухарева. Роман повествовал о судьбе молодого провинциала, приехавшего искать счастья в Москву. Согласно авторским признаниям (см. начало 1-й гл. и конец 2-й), автор желал создать "двойника" пушкинского ром. "Евгений Онегин", не тщась достичь равенства с оригиналом. Наиб. вероятно, что "Евгений Вельской" сочинялся как имитация, не лишенная пародийного задания, но, растекаясь, превратился в претенциозное подражание (см.: Морозов). Легкость стиха и умелое владение "онегинской строфой" не смягчили в целом резко отрицат. отзывов критики. "Звуков тьма и ни одной мысли, ни одной черты поэтической" ("Атеней", 1830, ч. 1, No 3, с. 276, см. также: МТ, 1830, No 6, с. 240; "Сев. Меркурий", 1830, 14 мая). Сам Пушкин упомянул о "Евгении Вельском" в черновом проекте предисл. к VIII--IX главам "Евгения Онегина" (Пушкин, VI, 540).
С сер. 1830-х гг. стала появляться ориг. проза В.: романы: "Он и она"(ч. 1--4, 1836 и 1858; одобрит. рец.: БдЧ, 1836, т. 15), "Проклятоеместо"(ч. 1--4, 1838 и 1858), "Черкес" (ч. 1--4, 1839 и 1860), "Мечтатель" (ч. 1--4, 1841), "Сердце женщины" (ч. 1--4, 1842), "Самопожертвование" (ч. 1--4, 1844), "Затаенная мысль" (ч. 1--3, 1856), "Наташа Подгорич" (ч. 1--4, 1858), "Увлечение, или Семейство Каллиопиных" (ч. 1--3, 1860) (все -- М.).
Пройдя выучку у европ. романтиков-прозаиков (В. Скотт, а также В. Гюго, Ж. Жанен, ранний Бальзак), обладая удивит, переимчивостью и чутко улавливая запросы массового читателя "среднего состояния" (впрочем, нек-рые романы В. с увлечением прочитывал О. И. Сенковский), сочинитель быстро осваивал схемы и средства совр. популярных жанров -- противоборство добра и зла романтич. повести, страшной и нравоучительной, или "местный колорит", бытописательство и особый, добродушно-панибратский говор "физиологич. очерка". Характерные черты романов В.-- занимательность, мелодраматичность, замысловатость интриги ("целые груды страстей, законных и противозаконных, события верхом на событиях" -- О. Сенковский -- БдЧ, 1841, т. 44, ч. 2, отд. VI, с. 24), демонич. герои, нередко чувствительно-возвышенный слог. Но при этом их автор оставался певцом "обыденных радостей", защитником "тихих" добродетелей ср. слоев, подчас иронизируя над мечтательными романтиками и даже над поэтикой "неистового романтизма" (ром. "Мечтатель", ч. 1). Гл. его тема -- семья и семейная нравственность, их крепость и их разрушение под влиянием губит. сил века; добродетель у В., однако, всегда торжествует, порок всегда наказан. Н.А.Некрасов в 1843 писал: "Обыкновенно к новому году... издает роман замоскворецкий Вальтер Скотт, г. Воскресенский,-- роман, наполненный лицами и происшествиями, возможными разве на луне, роман, в к-ром герой непременно или черкес или разбойник... роман приторный, пошло чувствительный" (ПССиП, т. 9, М., 1950, с. 78). Спустя 15 лет Н. А. Добролюбов причислил В. наряду с Р. М. Зотовым и К. П. Масальскимк "писунам" "толкучего рынка" (письмо от 16 окт. 1858). С др. стороны, В. Г. Белинский с похвалой отозвался (см. IV, 323) о рассказе В."Тринадцатый гость. Картина Замоскворецкой жизни" ("Пантеон", 1840, No 8; рассказ лег в основу ориентированного на натуральную школу водевиля П. А. Каратыгина "Пикник в Токсове"). Добролюбов в ром. "Наташа Подгорич" видел "живой общественный смысл" (вопрос о "семейной нравственности" и равноправности супругов) и посему поздравил "публику Воскресенского" (III,222--29) с выходом романа. О. Сенковский находил В. "весьма приятным и даже примечательным писателем" (рец. на ром. "Сердце женщины": БдЧ, 1842, т. 54, с. 4). В прозе В., особенно 50-х гг., приметны и др. общественные тенденции: критика крепостничества, осуждение сословного неравенства и аристократии, контрасты столицы и провинц. быта.
Иск-во версификатора принесло В. успех в жанре комедии: событием на сцене Александрин. т-ра стала "Странная свадьба, или Не знаешь, где найдешь, где потеряешь" (1849; полностью опубл.-- "Пантеон", 1850, No 5, положит. рец.-- там же, No 7). Др. пьеса В.-- комедия-шутка "Утро после бала Фамусова, или Все старые знакомцы" (М., 1844), написанная к бенефису М. С. Щепкина, получила разноречивые отклики (ср.: отрицательный у Белинского и сдержанно-одобрительный у Ф. А. Кони). Продолжение грибоедовской "высокой комедии" было таким же умиротворенным и с благополучным исходом, как и все романы В., тяготевшие в целом к эстетич. системе массовой лит-ры 2-й трети 19 в. Пьеса вышла анонимно, и свое инкогнито автор сохранил до конца жизни.
В. опубл. также неск. стих. ("Разговор души с телом".-- В кн.: Новоселье, ч. 2, СПб., 1834; "Романс" -- Сб-к лит. статей памяти Смирдина, т. 3, СПб., 1858).
Лит.: Белинский (ук.); Плетнев, II, 248, 473; Добролюбов (ук.); Чернышевский (ук.); Григорьев. Восп. (ук.); Овер А. И., Мат-лы для истории моек, больниц гражд. ведомства, М., 1859; Вольф; О средствах чтения в Москве и о Моск. лубочной лит-ре.-- КВ, 1860, No 3/6, с. 36; Погожев В. П., Столетие организации имп. Моск. театров, в. 1, кн. 1--3, СПб., 1906--08; Розанов И. Н., Ранние подражания "Евгению Онегину".-- Пушкин. Временник, II; Оксман Ю. Г., Белинский и лит.-театр. салон Н. С. Селивановского.-- "Уч. зап. Саратов. гос. ун-та", 1952, т. 31; Рус. стихотв. пародия, Л., 1960, с. 43--45 (предисл. А. А. Морозова); Турумова К., "Евгений Вельской" и его автор.-- ВЛ, 1972, No8; ИРДТ; Насонкина Л. И., Моск. ун-т после восстания декабристов, M., 1972, с. 271, 273. + Некролог: "Антракт", 1868, 3 марта. Геннади; Брокгауз; Мезьер; Венгеров. Источ.; Смирнов-Сокольский; Боград. ОЗ (1); Масанов.
Архивы: ГПБ, ф. 1000, оп. 2, д. 271 (рукописи); ЦГИАМ, ф. 31, оп. 5, д. 52 (сведения о переводах); Дело конторы имп. Моск. театров хоз. стола No 58* (4 ф. с; последний -- 1853 г.).
К. Ф. Турумова; при участии А. И. Рейтблата.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989